Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:46, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру , на состояние научно – технического прогресса .
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам.
Ни в одной сфере
научных знаний невозможно назвать
другую, столь неоднозначную, противоречивую
и функционально
Как справедливо отмечалась специалистами налогового права, вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов. Многочисленные споры по поводу правомерности применения налоговых льгот связаны в основном с различным пониманием целей их установления, полномочий по их введению в действие и правил их использования.
В данной работе предпринята
попытка разобраться в
Объектом исследования служит система налогообложения РФ. Предмет исследования – перспективы современного развития налоговой системы РФ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.
Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей системы;
Описать действующую в
РФ налоговую систему и
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой системы
вытекает из функциональных задач государства.
Исторические особенности эволюции
государственности
Налоги — одно из важных
понятий экономической науки, являющейся
экономической категорией, одним
из звеньев экономических
Налоги, являясь экономической
категорией, имеют глубо¬ко исторический
характер. Они менялись вместе с развитием
государства.
В современном понимании налог
— это обязательный, принудительный, безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и граждан
в форме отчуждения принадлежащих им на
правах собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в бюджет и внебюджетные
фонды в определенных законом размерах
и в установленные сроки в целях финансового
обеспечения государства и его территориальных
образований.
Признаками налога являются:
• императивность (безусловность,
категоричность), кото¬рая означает, что
субъект налога не вправе отказаться от
возложенной на него обязанности безвозмездно
отдать часть своего дохода (согласно
закону) государству, а в случае невыполнения
обязанности последуют определенные законом
санкции по ее принудительному изъятию;
смена формы собственности
дохода, которая означает, что часть дохода
субъекта безвозмездно переходит в собственность
государства (субъекта Федерации, местного
самоуправления), обезличивается и используется
государством по своему усмотрению;
безвозвратность и безвозмездность
передаваемой части дохода, которые означают,
что отданная часть дохода не возвратится
субъекту налога и он не получит никаких
прав, в том числе права на участие в распределении
отданной части своего дохода;
легитимность, которая означает
не только признание налогов на основе
законодательного права, но и их взимание
только с законных операций.
Налоги как экономическую категорию
следует рассматривать с точки зрения
их места в экономической системе, их сущности,
назначения, построения системы налогообложения,
определения структуры налогов и их взимания
с субъектов налога (налогоплательщиков).
Теоретически экономическая природа налога
заключается в определении источника
обложения (дохода, капитала) и иного влияния,
которое налог оказывает на гражданина,
юридическое лицо и в целом на народное
хозяйство как единое целое. Поэтому экономическая
природа налога лежит в сфере производства
и распределения, в том числе в системе
государства. Она раскрывается в том, что
налоги выступают косвенным регулятором
развития экономики, являются инструментом
структурного, антиинфляционного регулирования,
одним из способов регулирования дефицита
бюджета, распределения и перераспределения
доходов различных слоев населения и инструментом
воздействия на инвестиционную активность
хозяйствующих субъектов.
Налоги исторически являются
одним из основных источников формирования
бюджета любого государства и одним из
методов мобилизации денежных средств
на переустройство государства и общества.
По своей сути налоги являются одним из
самых доходных источников пополнения
казны, которые, во-первых, безвозмездно
изымаются государством у налогоплательщиков
и, во-вторых, поступая в бюджет, являются
той его частью, на которую государство
не затрачивает средств.
Социально-экономическая природа
налогов, их назначение и влияние на экономическую
и политическую жизнь государства определяются
государственным строем и политикой, проводимой
властью. Налоги с социальной точки зрения
являются средством эксплуатации общества
и по своей сути выступают одним из элементов
грабежа (безвозмездно изымается часть
дохода). Особенно это характерно в условиях
возрастания на¬логового бремени (увеличение
числа налогов, расширение круга налогоплательщиков,
расширение налоговой базы, повышение
налоговых ставок и т. д.).
С точки зрения формирования
бюджетов (федерального, субъектов Федерации
и местных) налоги есть необходимая экономическая
составляющая, обеспечивающая решение
задач (функций), возлагаемых на государство,
а именно:
удовлетворение общественных
потребностей на содержание аппарата
управления, органов безопасности, обороны,
правопорядка, решение социальных проблем
и т. д.;
регулирование экономической
деятельности субъектов хозяйствования
и развитие инфраструктуры;
решение вопросов освоения
новых технологий, программ и производств;
обеспечение международных
договорных обязательств и т. д.
Функции налогов заложены в
их сущности, проявляющейся в способе
действий или непосредственно через их
свойства. Функция показывает, каким образом
реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
самостоятельного распределения доходов.
Налогам свойственны две основные функции:
фискальная (фискальный — государственная
казна; чиновник, собирающий налоги в казну);
экономическая, или регулирующая.
В рамках экономической функции
можно выделить подфункции: перераспределительную,
стимулирующую, учетную и контрольную.
Фискальная функция предполагает,
что налоги являются доходом государства
и формируют основную доходную часть бюджетов
различных уровней государственной власти.
Фискальная функция налогов является
главной, основополагающей, так как именно
она формирует основную часть бюджетов
всех уровней.
Фискальная функция фактически
доминировала до начала 1930-х гг. Однако
по мере развития системы налогообложения
и изменения социально-экономических
процессов роль фискальной функции уменьшилась
и на определенном этапе развития экономики
стала проявляться регулирующая функция.
Экономическая, или регулирующая,
функция налогов заключается в воздействии
налогов на общественно-экономические
отношения в государстве. Именно налоги
оказывают влияние на платежеспособный
спрос, предложение и ресурсоснабжение.
Они создают или разрушают экономические
условия, т. е. регулируют рыночные отношения
в государстве.
Экономическая функция выражает
существенную сторону налога, являясь
объективным свойством функции бытия,
раскрываясь более подробно в своих подфункциях.
Перераспределительная подфункция
проявляет себя через перераспределение
доходов между бюджетами различных уровней.
Стимулирующая — преследует цель смягчать
цикличность развития производства и
обеспечивает равномерность и поступательность
движения общества. Она проявляется через
налоговую политику, размеры и ставки
налогов, систему льгот и скидок. Учетная
— вытекает из того, что налоги — это часть
национального дохода и что государство
заинтересовано в строгом учете налоговых
доходов и облагаемой базы. Контрольная
— тесно связана с учетной и дополняет
ее. Она характеризует количественное
отражение налоговых поступлений и их
сопоставление с потребностями государства
в денежных средствах.
Вместе с тем налоги — одно
из основных противоречий между налогоплательщиком
как субъектом налога или обществом в
целом, с одной стороны, и государственной
властью, с другой стороны, в основе которого
лежит принцип принудительного изъятия
части дохода субъекта налога, приводящего
к ухудшению его материального положения
и порождению социального неравенства
между различными группами налогоплательщиков
(граждан в целом).
Иначе изъятие части дохода
у субъекта налога приводит к возникновению
противоречия между потребностями государства
в увеличении налоговых доходов в целях
формирования бюджета и выполнения им
своих функций и нежеланием налогоплательщиков
безвозмездно отдавать часть своих доходов,
ухудшающих их материальное положение.
Данное противоречие является основным
при формировании налоговой системы и
принятии законодательной налоговой базы
любым государством. Это противоречие
внешнее по отношению к самой налоговой
системе. Существуют и внутренние противоречия,
заложенные в самой структуре налоговой
системы.
Во-первых, многочисленность
видов налогов и высокий уровень налогообложения
не способствуют развитию экономики или
производительных сил, побуждают хозяйствующие
субъекты изыскивать возможные способы
и изобретать различные механизмы уклонения
от налогового бремени, в результате чего
бюджет недополучает огромные суммы денежных
средств, снижается уровень собираемости
налогов, растет недоимка и преступность,
т. е. усиливается противоречие между налогоплательщиком
и развитием собственных производств
самим налогоплательщиком.
Во-вторых, несправедливое распределение
налогового бремени между различными
группами налогоплательщиков ведет к
возникновению противоречий между ними.
В частности, неодинаковый уровень доходов
может сопровождаться одинаковым уровнем
(ставкой) обложения, или предоставление
отдельным группам и налогоплательщикам
различных льгот ставит в неравные условия
налогоплательщиков на едином экономическом
пространстве и в конечном счете усиливает
противоречие между самими налогоплательщиками.
В-третьих, многоуровневая налоговая
система перераспределения налоговых
ставок между федеральным бюджетом, региональными
и местными бюджетами, с одной стороны,
и между бюджетами регионов и бюджетами
местного самоуправления, с другой стороны,
усиливает противоречие в сфере разделения
налогов и налоговых ставок по уровням
бюджетных систем.
В-четвертых, анализ видов налогов
и их структуры (элементов налогов) свидетельствует,
что введение новых налогов (при неизменном
количестве ранее принятых) ведет к росту
цен на товары (продукты), особенно облагаемых
данным видом налога, а бремя налогов распределяется
в конечном счете между продавцом и покупателем
с учетом соотношения спроса и предложения;
повышение налоговых ставок ведет к сокращению
поступлений налогов в бюджет ввиду усиления
тенденций ухода налогоплательщиков от
уплаты налога и т. д., что в последующем
приводит к усилению противоречия между
налогоплательщиком и системой власти.
Разрешение приведенных противоречий
имеет особую акnуальность не столько
в теоретическом, сколько в практическом
плане. Вопрос состоит в том, каким должен
быть уровень налоговых изъятий, чтобы
воздействие на экономические процессы
в обществе осуществлялось с максимально
возможным положительным эффектом, т.
е. чтобы противоречия были минимальны
или сведены до оптимального уровня.
Данный вопрос сводится к тому,
как найти или рассчитать оптимальный
уровень налогообложения субъекта налога.
Иными словами, необходимо найти зависимость
между величиной налоговой ставки (ставок)
всех видов налогов, в том числе и отдельно
по каждому виду налога, и объемом поступлений
денежных сумм налогов (сборов) в бюджеты
государственных образований. Решение
данной задачи не только актуально, но
и проблематично как с теоретической,
так и практической точки зрения.
Решить прямую задачу — найти
доходную часть бюджета за счет налоговых
поступлений — не составляет особого
труда. В частности, доходную часть бюджета
за счет налоговых поступлений (Дн) можно
рассчитать из выражений:
где Дю, Дф, Д'т, Д'п — суммы доходов,
поступающие в бюджеты соответствующих
территориальных образований (федеральный,
региональный или местный бюджеты) от
юридических, физических лиц, таможенных
органов и органов, взимающих сборы в виде
пошлин (суды, нотариальные конторы) соответственно;
j — количество видов налогов
(сборов), уплачиваемых налогоплательщиками
в соответствующий бюджет, j = 1...N;
Ню — количество налогоплательщиков
(юридических лиц), уплачивающих налоги
в соответствующее территориальное образование
(бюджет);
Д'ю — доходы юридического лица
за определенный налоговый период (год),
с которых исчисляются налоги;
Kj — налоговая ставка j-ro вида
налога;
Нф — количество налогоплательщиков
— физических лиц (граждан), уплачивающих
налоги в соответствующий территориальный
бюджет;
Кф — налоговая ставка на доходы
физического лица, в частности, равная
13% (Кф = 0,13) на подоходный налог;
i — количество таможенных подразделений,
изымающих таможенные пошлины, находящиеся
в границах территориального образования,
i = 1...T;
п — количество лет, в течение
которых наблюдается изменение сумм сборов
пошлин, таможенных пошлин и которые используются
при расчетах для нахождения средней годовой
величины суммы сбора Д'т, Д'п;
Дт, Дп—годовая сумма сборов,
пошлин, таможенных пошлин одним таможенным
подразделением и органом, собирающим
пошлины соответственно;
у — количество органов, собирающих
пошлины в данном территориальном образовании
(судов, нотариальных контор), у = 1...К.
Отметим, что при решении данной
задачи налоговая ставка установлена
законодательным актом государства или
иным территориальным законодательным
органом.
Решить обратную задачу — найти
ставки налогов (каждого в отдельности)
в условиях множественности различных
видов налогов — весьма сложно, но вполне
возможно. Для примера приведем расчеты
налоговой ставки земельного налога для
физических лиц, значение которой определяется
двумя путями:
на основе обобщения опыта поступления
денежных средств в бюджет за счет сбора
налога на землю с юридических лиц за ряд
предыдущих лет;
на основе выделения доли формирования
бюджета за счет платежей за землю.
Примем, что среднее значение
ежегодных поступлений в местный бюджет
от налога на землю от юридических лиц
Sзю составляет:
Тогда значение налоговой ставки
для юридических лиц можно описать выражением
где i= 1 •гп — количество лет,
принятых для расчетов (чем больше т, тем
точнее среднее значение X;
Smi — общая сумма дохода, поступающая
в бюджет от юридических лиц как налогоплательщиков
за 1-й год;
к = 1…nю — количество земельных
участков, находящихся в пользовании юридического
лица, по которым уплачивается налог на
землю;
j = 1...Nю — количество юридических
лиц, уплачивающих налог на землю;
CKji — стоимость земельного
участка j-го юридического лица в i-м году.
Аналогично рассчитываются
налоговые ставки по налогу на землю и
для физических лиц — заменив количество
юридических лиц на количество физических
лиц в выражении .
2. Примем, что в местном бюджете
доля налоговой составляющей за счет платежей
за землю составляет ; при кадастровой
стоимости земельных участков Ск и наличии
n земельных участков в пользовании юридических
и физических лиц. Тогда среднее значение
налоговой ставки на землю определится
из выражения
Зная характеристику земельных
участков, их распределение между субъектами
налога и используя опыт предыдущих лет,
можно установить соотношение между налоговыми
ставками налога на землю для юридических
и физических лиц и записать их: , .
Используя данный подход, можно
рассчитать ставки по всем видам налогов.
В настоящее время они устанавливаются
«волевым решением» органов власти соответствующих
уровней с последующим обсуждением и утверждением
органами представительной власти.
Вместе с тем задача значительно
могла бы быть упрощена при условии введения
единого налога на доход субъекта налога
(налогоплательщика), что будет рассмотрено
в последующих разделах учебника.
2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике РФ. Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
1.Уровень
налоговой ставки должен
2.Необходимо
прилагать все усилия, чтобы налогообложение
доходов носило однократный
Налоговая
система не должна оставлять сомнений
у налогоплательщика в
4.Система
и процедура выплаты налогов
должны быть простыми, понятными
и удобными для
5.Налоговая
система должна быть гибкой
и легко адаптируемой к
6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого
ВВП
и быть эффективным инструментом
государственной экономической
политики. Этими принципами должно
руководствоваться любое
выявились
многочисленные противоречия. Непродуманные
попытки исключить эти
1.Приоритетное
направление по налоговым
юридических лиц ). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного ( постепенного ) переноса налогового бремени на граждан;
2.Достаточно
высокий удельный вес по
3.Создание
разветвлённой системы
РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
4.Наличие
широкого перечня
5.Разработаны
и утверждены жёсткие санкции
за различные нарушения
6.Установлена
обязательность постановки
7.Определена
первоочерёдность направления
в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
3. Структура действующей налоговой системы РФ
Законом “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”
впервые в России вводится трехуровневая
система налогообложения. Налоги и
сборы были подразделены на федеральные,
региональные и местные.
Федеральные налоги взимаются по всей
территории России. В настоящее время
к федеральным относятся следующие налоги
:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из производства материально-сырьевой
базы, зачисляемые в спец. внебюджетный
фонд РФ;
и) платежи за пользование природными
ресурсами, зачисляемые в федеральный
бюджет, в республиканский бюджет республик
в составе РФ, в краевые, областные бюджеты
краёв, областей, обл. бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты районов в
порядке и на условиях, предусматриваемых
законодательными актами РФ;
к) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками, образующие
дорожные фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований
"Россия", "Российская Федерация"
и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку иностранных денежных
знаков и платёжных документов, выраженных
в иностранной валюте.
Все суммы поступлений от налогов указанных
в подпунктах "а"-"ж" и "р"
зачисляются в федеральный бюджет. Налоги,
указанные в подпунктах "к" и "л"
являются регулирующими доходными источниками,
а суммы отчислений по ним, зачисляемые
непосредственно в республиканский бюджет
республики в составе РФ, в краевые, областные
бюджеты краёв и областей, областной бюджет
автономной области, окружные бюджеты
автономных округов и бюджеты др. уровней,
определяются при утверждении республиканского
бюджета республики в составе РФ, краевого,
областного бюджета автономной области,
окружных бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных
в подпунктах “н” - “п” зачисляются в
местный бюджет в порядке, определяемом
при утверждении соответствующих бюджетов,
если иное не установлено Законом . Федеральные
налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты
налогообложения, плательщики налогов
и порядок зачисления их в бюджет или во
внебюджетный фонд устанавливаются законодательными
актами РФ и взимаются на всей её территории.
Суммы поступлений от налога, указанного
в подпункте “с” зачисляются в соответствующие
бюджеты в порядке, определенном законодательным
актом Российской Федерации об этом налоге.
За последние годы в
сфере реформирования налогового законодательства
достигнуты определенные позитивные результаты.
В первую очередь это уменьшение
савок по основным налогам, а значит,
и определенное снижение налогового
бремени налогоплательщиков. К
результатам налогового реформирования,
которые заслуживают
Тем не менее, приходится констатировать, что российская налоговая система по – прежнему несовершенна.
Присущие ей недостатки все
еще предоставляют
Нельзя еще сказать , то
в полной мере стимулируются инвестиционная,
инновационная и
Отдельного внимания заслуживают нормативная база и сами процедуры налогообложения. Их сложность и неоднозначность, а также нестабильность влекут за собой большие затраты не только на ведение бухгалтерского и налогового учета, но и на содержание налоговых органов. Перманентная налоговая реформа приводит к тому, что налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.
Кроме того, сложившаяся
система налогообложения
Основными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть стимулирование развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, понижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес.