Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:59, курсовая работа
ктуальность темы состоит в том, что современная налоговая система (в том числе и Российской Федерации) представляет собой сложную структуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономики и предпринимательства требует снижения уровня налогов до минимума, с другой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат. Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним из основных вопросов развития страны.
Цель моей работы – определить роль налогов в государственном регулировании экономики.
Введение 3
РАЗДЕЛ I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. 5
1.1 Сущность и функции налогов. 5
1.2 Научные подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики. 8
РАЗДЕЛ II. Роль налогов в государственном регулировании экономики. 15
2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы 15
2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики 18
2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение1: Таблица 2 .. 30
Курсовая работа
На тему: «Налоговая
политика государства»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам и сборам. Налогообложение как комплексная система взимания налогов и сборов возникло и развивалось одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые функции. В условиях преобладания частной собственности налоги выступают основным источником финансового обеспечения деятельности государства.
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны.
Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги играют две роли:
Теоретико-
Советские экономисты А. Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можно стимулировать промышленность, регулировать производство, потребление, предложение, спрос, цены.
Актуальность темы состоит в том, что современная налоговая система (в том числе и Российской Федерации) представляет собой сложную структуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономики и предпринимательства требует снижения уровня налогов до минимума, с другой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат. Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним из основных вопросов развития страны.
Цель моей работы – определить роль налогов в государственном регулировании экономики.
Задачи исследования:
Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов: федеральные налоги, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные) и местные налоги и сборы. Эти налоги образуют соответствующую финансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных) бюджетов.
Налоги как экономическая категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированием государственного бюджета - финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства.1
Все виды налогов и сборов устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Это единый нормативно-законодательный акт, охватывающий все процессы налогообложения и налоготворчества, начиная с взаимоотношений налоговых органов и плательщиков, характеристики их прав и обязанностей и кончая порядком расчета и уплаты налогов.
Следует отметить, что региональные и местные налоги могут вводиться соответствующими органами власти только в пределах перечня и размеров, установленных Федеральным законодательством. Это положение является основополагающим для централизованного регулирования всей налоговой системы.
Будучи
финансовой категорией, характеризующей
финансовые отношения, налоги обеспечивают
образование
Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях2. Обычно выделяют четыре основных функции налогов:
Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Наконец, нужно последовательно руководствоваться требованиями системности, для единой направленности механизма налогообложения. Это значит, что нужно создать такой механизм налоговой системы, который при взаимодействии всех ее элементов дал интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствовать эффективному развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.3
Все это требует изменения концепции налогообложения. Она должна превратиться в решающий комплексный фактор экономического развития. Необходим выбор таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из прибыли организаций не приостанавливало развития производства, а создавало дополнительный импульс для его роста.4 По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденция доходов организаций к росту. Соответственно растут и поступления налоговых платежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы: объема производства, доходов.
Таким образом, налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Будучи
частью налоговой системы
С развитием экономической науки развивались и теоретические взгляды ученых-экономистов на место и значение налогов в экономике. Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях. Их эволюция происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике.
Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики; страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А. Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Принцип соразмерности: подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Принцип определенности: налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).