Национальное счетоводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:33, реферат

Описание работы

история развития снс и ее задачи

Содержание

1 Введение 3
2 История развития национального счетоводства 4-8
3 Задачи национального счетоводства 9-10
4 Заключение 13
5 Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Термин - копия.docx

— 27.25 Кб (Скачать)

  Содержание. 

  1. Введение 3
  2. История развития национального счетоводства 4-8
  3. Задачи национального счетоводства 9-10
  4. Заключение 13
  5. Список литературы 12

 

 

  Введение. 

  Система национальных счетов - это адекватный рыночной экономике национальный учет. СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. 

    История развития национального  счетоводства. 

  Термин  «национальное счетоводство» был  предложен в конце 30-х гг. XX в. голландским экономистом Ван Клиффом, термин оказался весьма удачным и прочно вошел в обиход и специальную литературу. Этот термин означает счета, отражающие состояние национального хозяйства страны в целом.

  В основе национального счетоводства лежит характеристика процессов  создания, распределения, перераспределения  и использования национального  дохода в рамках экономической системы  с определенной структурой и закономерностью  функционирования.

  Национальное  счетоводство представляет собой всеобъемлющую  систему ведения первичного бухгалтерского учета и статистики, основанную на единой методологии, завершаемой построением  системы национальных счетов. Система  показателей СНС отражает взаимосвязи  между протекающими в экономике  процессами и явлениями, используется для исследования экономической  деятельности в масштабах страны и ее регионов.

  СНС позволяет с помощью особых правил и процедур упорядочить информацию о хозяйствующих субъектах и  о различных операциях, которые  они проводят, а так же об активах  и пассивах, то есть выполняет для  национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. Такая информация необходима:

  • Органам государственного управления – для формирования экономической политики;
  • Предпринимателям и бизнесменам – для того чтобы лучше ориентироваться в окружающей их экономической действительности, оценивать конъюнктуру рынка, вырабатывать стратегию и тактику в собственной экономической политике;
  • Научно-исследовательским организациям и высшей школе – для разработки теоретических вопросов функционирования макроэкономики;
  • Международным организациям – для принятия оптимальных решений в области международного экономического сотрудничества.

  Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг  через все стадии воспроизведенного  цикла – от производства до конечного  потребления и накопления. СНС  позволяет посчитать итоговое изменение  национального богатства в результате труда данного года.

  СНС завершается построением балансовых экономических таблиц, показывающий, с одной стороны, расходы субъектов  хозяйственной деятельности на покупку  товаров, с другой – их доходы от результатов этой деятельности.

  Система национальных счетов раз работана статистической комиссией Организации Объединенных Наций (ООН) и применяется в мировой практике с 1953 года.

  Начало  применению экономико-статистических методов для описания и анализа  хозяйства страны положил в XVII в. английский экономист Уильям Петти. Он впервые попытался оценить национальный доход Англии, Франции и Голландии и исследовал влияние косвенных налогов на экономику.

  В 1696 году англичанином Грегори Кингом была написана работа «Естественные  и политические наблюдения и выводы о положении и условиях Англии». В ней приводились расчеты  национального дохода, производства и расхода Англии в 1688 и 1695 гг. Кинг впервые дал действительно научный  расчет национального дохода Англии, произвел исчисление дохода, расхода  и сбережений на душу населения по различным социальным и экономическим  классам.

  Расчеты Кинга фактически означали создание национальной таблицы, предвосхитившей современные национальные счета.

  В начале XVIII в. Француз Пьер Л. де Буагильбер сформулировал свой подход к понятию «национальный доход». Он базировался на понимании того, что расходы одних людей – это одновременно доходы других. Следовательно, национальный доход по Буагильберу – это совокупные расходы населения (потребительские расходы).

  В 1758 году французский экономист, придворный врач короля Людовика XV Франсуа Кенэ опубликовал первую формализованную модель национального хозяйства в виде «Экономической таблицы». В этой модели в качестве производящей отрасли рассматривалось сельское хозяйство, которое было наиболее развито в то время. Франсуа Кенэ показал, что основу экономической жизни составляет постоянно повторяющийся кругооборот общественного продукта и денежных доходов подобно тому, как происходит кровообращение в живом организме.

  В период развития капитализма резко  возросло значение обрабатывающей промышленности в удовлетворении потребностей общества. Шотландский экономист Адам Смит в книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 год) сформулировал концепцию производительного  труда, в соответствии с которой  все виды деятельности по производству материальных благ следует рассматривать как участвующие в производстве национального дохода. Деятельность по оказанию услуг не рассматривалась им как производящая.

  Большую роль в формировании национального  счетоводства сыграла теория факторов производства французского экономиста Жана-Батиста Сэя, рассматривающая труд, землю и капитал в качестве факторов, равно участвующих в производстве национального продукта и дохода и, следовательно, равно имеющих право на соответствующее вознаграждение. Помимо этих трех факторов производства Сэй важное место отводил предпринимателю – организатору производственного процесса. В «Полном курсе политической экономии» (1828 год) он излагает свои взгляды на предпринимательство.

  Значительный  вклад в развитие анализа экономики  страны внес немецкий экономист Карл Маркс. Схемы простого и расширенного воспроизводства, предложенные Карлом Марксом, были попыткой построить макроэкономическую модель, объясняющую действие механизма  функционирования экономики.

  На  усовершенствование методик экономических  исследований большое влияние оказал американский экономист русского происхождения, лауреат Нобелевской премии Василий  Леонтьев. Он разработал метод межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются  связи между отраслями экономики.

  Экономисты  ведущих промышленных стран после  мирового экономического кризиса в 30-е гг. XX в. пришли к выводу, что рыночная экономика не обладает какими-то встроенными в нее саморегулирующими механизмами, которые должны автоматически возвращать ее в состояние равновесия. Для этого нужны меры государственного воздействия.

  Одним из ученых, кто обосновал идею и  методы государственного регулирования  в наиболее отчетливой и последовательной форме, был выдающийся английский экономист  Джон Мейнард Кейнс. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год) Кейнс разработал несколько принципов формирования системы информации, необходимой для анализа экономики и ее регулирования органами государственного управления.

  Тем самым были сформулированы некоторые  важные принципы современной СНС. Кейнс представлял ее в виде системы взаимосвязанных макроэкономических показателей (общий доход, потребление, инвестиции, сбережения) и убедился, что государство, воздействуя на одни показатели, может добиваться изменения других. Идея изучения взаимосвязи между некоторым набором макроэкономических переменных – одна из основополагающих в формировании СНС.

  Измерению национального дохода и его составляющих посвятил свои работы американский экономист, статистик, лауреат Нобелевской  премии по экономике Саймон Кузнец («Национальный доход и капитальные вложения США за 1919 – 1935 гг.»). Большой вклад в развитие статистике национального дохода и системы национального счетоводства внес также английский экономист и статистик Колин Кларк («Национальный доход и расходы», 1937 год).

  Важная  особенность послевоенного этапа  в развитии СНС состояла в том, что международные экономические  организации (ООН, Международный валютный фонд (МВФ)) стали играть активную роль в развитии методологии и разработке национальных счетов. Наиболее значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам международной сопоставимости проводят статистические органы ООН, так как необходимо исчислять размер взносов государств – членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального дохода разных стран.

  Основные  этапы в создании международных  стандартов СНС после окончания Второй мировой войны таковы:

  • 1945 год – меморандум Ричарда Стоуна, опубликованный на заседании Подкомитета по статистике национального дохода Комитета статистических экспертов Лиги наций;
  • 1947 год – работа Стоуна «Определение и исчисление национального дохода и смежных суммарных показателей», прилагаемая к докладу Подкомитета по статистике национального дохода;
  • 1951 год – доклад Организации Европейского Экономического Сотрудничества (ОУЭС) «Упрощенная СНС»;
  • 1952 год – публикация документа «Стандартная система национальных счетов», подготовленного Группой по исследованиям в области национальных счетов, созданной при ОЕЭС;
  • 153 год – первый стандарт ООН в области национального счетоводства «Система национальных счетов и вспомогательные таблицы», подготовленный под руководством Стоуна;
  • 1968 год – второй стандарт системы национального счетоводства (СНС-68).

  Этот  стандарт включал традиционные счета национального дохода и национального продукта, новые блоки макроэкономической информации (баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей финансовых ресурсов). Кроме того, стандарт содержал рекомендации для построения СНС не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов.

  • 1970, 1979 года – первая и вторая версии Европейской системы национальных счетов на основе СНС ООН 1968 года;
  • 1993 год – последняя версия СНС ООН 1993 год;
  • 1995 год – европейская адаптация СНС ООН 1993 года – «Европейская система национального счетоводства» (ЕСНС-95), принятая в качестве национальной системы всеми странами Европейского общества.

  В результате построения системы национальных счетов рассчитываются макроэкономические показатели, характеризующие деятельность страны за отчетный период. При подсчете этих показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством, поэтому  в них учитываются все оплаченные товары и услуги.

  Производство  домашних и бытовых услуг членами  домашнего хозяйства для собственного конечного потребления традиционно  исключается из производства, отражаемого  в СНС. Не отражаются в национальных счетах следующие домашние и бытовые  услуги:

  • Уборка и содержание жилища, занимаемого домашним хозяйством, включая мелкий ремонт, осуществляемый обычно как жильцами, так и владельцами;
  • Чистка, обслуживание и ремонт бытовых товаров длительного пользования и других товаров, включая транспортные средства, используемых членами домашнего хозяйства в личных целях;
  • Приготовление и подача пищи;
  • Воспитание и обучение детей, а также уход за ними;
  • Уход за больными, инвалидами и престарелыми;
  • Перевозка членов домашнего хозяйства или их имущества.

  В новой версии СНС-93 были уточнены определения  и классификация ряда важнейших  показателей, усовершенствована структура  некоторых счетов, разработана методология  отражения показателей национального  богатства в СНС.

  Структура счетов стала более ясной, логичной и последовательной, уточнена трактовка  отдельных статей доходов и расходов, несколько расширено определение  валового внутреннего продукта. В  новой СНС уточнена трактовка  расходов на военные цели, на деятельность финансовых посредников, усовершенствованы  методы оценки выпуска продукции  в условиях высоких темпов инфляции.

Информация о работе Национальное счетоводство