Мониторинг состояния системы внутреннего контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 02:20, реферат

Описание работы

Значимую роль в построении эффективной системы внутреннего контроля в банке играет организация эффективного мониторинга за ее состоянием. Поэтому важно подробно рассмотреть организацию данного мониторинга.
Мониторинг состояния системы внутреннего контроля — это проверки, осуществляемые на постоянной основе, за функционированием системы внутреннего контроля в следующих целях:
- оценка степени ее соответствия задачам деятельности банка,

Работа содержит 1 файл

1.3 Мониторинг состояния системы внутреннего контроля.docx

— 22.75 Кб (Скачать)

Значимую роль в построении эффективной  системы внутреннего контроля в  банке играет организация эффективного мониторинга за ее состоянием. Поэтому важно подробно рассмотреть организацию данного мониторинга.

Мониторинг  состояния системы внутреннего  контроля — это проверки, осуществляемые на постоянной основе, за функционированием системы внутреннего контроля в следующих целях:

- оценка степени ее соответствия задачам деятельности банка,

- выявление недостатков,

- разработка предложений и осуществление контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля банка.

Мониторинг  системы внутреннего контроля осуществляется руководством банка и служащими  различных структурных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции, и их отражение  в бухгалтерском учете и отчетности, а также службу внутреннего контроля (аудита). В мониторинге участвуют  все органы системы внутреннего  контроля в рамках своей компетенции .

Мониторинг  может быть признан эффективным  в том случае, если выявление и  устранение недостатков системы внутреннего контроля реализуются до наступления последствий, которые негативно влияют на обеспечение следующих факторов:

  • эффективность и результативность проведения банковских операций и сделок;
  • достоверность, полнота, объективность и своевременность представления отчетности;

— соблюдение нормативно-правовых актов.

После выявления недостатков посредством внутреннего контроля необходимо:

  • информировать одновременно об обнаруженных «узких местах» как сотрудников банка, ответственных за осуществление банковских операций и сделок, в которых выявлены недостатки, так и их руководителей;
  • сообщить о существенных упущениях руководству банка.

Целью мониторинга является оценка эффективности функционирования следующих компонентов системы внутреннего контроля:

  1. организация контроля со стороны органов управления (совет директоров, президент и правление банка) за деятельностью банка;
  2. организация контроля за функционированием системы управления банковскими рисками и оценкой банковских рисков;
  3. организация контроля за распределением полномочий при совершении банковских операций и сделок;
  4. организация контроля за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности.

Для достижения целей мониторинга  системы внутреннего контроля следует предварительно ознакомиться и проанализировать:

  1. оптимальность организационной структуры;
  2. бизнес-план и стратегию развития банка;
  3. внутренние нормативные документы банка, регламентирующие организацию управления бизнес-процессами, а также банковскими рисками, в том числе определяющие процедуры оценки банковских рисков и используемые при этом показатели, методы их математической обработки;

4)соблюдение положений внутренних нормативных документов, определяющих функции, а также распределение полномочий и ответственности между:

  • структурными подразделениями банка (служащими банка);
  • единоличным, коллегиальным исполнительным органами банка;
  • советом директоров (наблюдательным советом) банка;

 

  1. порядок информационного обеспечения структурных подразделений банка (служащих 6анка) и (или) органов управления банка, ответственных за принимаемые управленческие решения;
  2. информацию о существующих в банке процедурах принятия управленческих решений;
  3. политику по привлечению и размещению средств, а также по применению различных механизмов снижения уровня банковского риска, том числе:
  • страхование;
  • резервирование;
  • хеджирование;
  • лимитирование;

— обеспечение по ссудной и приравненной к ней задолженности;

8) информацию о проводимой банком аналитической работе в отношении банковских рисков и вырабатываемых по результатам рекомендациях.

Согласно  требованиям Банка России, коммерческие банки должны на постоянной основе осуществлять мониторинг системы внутреннего  контроля. Однако методические рекомендации по осуществлению мониторинга системы  внутреннего контроля. в коммерческом банке до настоящего времени со стороны Банка России не регламентирован) Во внутренних документах коммерческого банка необходимо закрепить методику, правил периодичность, порядок рассмотрения результатов мониторинга и т.д. Автором рассмотрены и классифицированы все необходимые этапы проверки и мероприятия, проводимые в ходе осуществления мониторинга системы внутреннего контроля. (рис. 1,2, 3,4).

Здесь будут схемы, я их оформлю чучуть попозже

Периодичность осуществления проверок различных видов деятельности кредитной организации определяется исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях ее деятельности. Варианты периодичности проведения мониторинга представлены в таблице.

На  этапе № 1, который включает в  себя планирование, осуществляются мероприятия, связанные с предварительной подготовкой:

  • идет ознакомлением с объектом аудита;
  • проводится выбор вида проверки;
  • проводится оценка необходимых ресурсов;
  • составляется план затрат.

Этап  № 2 включает:

— сбор данных,

— встречу с проверяемыми подразделениями,

  • изучение и описание общих принципов уже существующего контроля, контрольной среды;
  • выборочную проверку изучаемого направления деятельности.

Этап  № 3 включает в себя оценку принципов  организации внутреннего контроля, которая заключается в выявлении значительных недостатков в работе существующего внутреннего аудита, подтверждении их наличия, а также разработке рекомендаций, необходимых для их исправления.

На  этапе № 4 проводятся следующие мероприятия:

— формирование отчета;

  • выработка выводов о состоянии существующей системы внутреннего контроля;
  • согласование отчета с руководителем проверяемого подразделения;
  • представление окончательного варианта отчета о результатах проведенной проверки руководству банка.

Мониторинг, осуществляемый на постоянной основе, является наиболее эффективной формой наблюдения за функционированием системы  внутреннего контроля . Мониторинг на постоянной основе осуществляется сотрудниками, которые являются экспертами в своих областях и могут оценить эффективность функционирования внутренних контролей с учетом специфики операции, а также своевременно устранять выявляемые недостатки.

Мониторинге использованием прямой информации осуществляется руководителями структурных подразделений непосредственно в ходе совершения операций. Основным мотивом осуществления мониторинга является мнение руководителя структурного подразделения о том, что при совершении операций:

— внутренний контроль функционирует эффективно;

— можно быть уверенным, что цели деятельности структурного подразделения будут достигнуты.

Мониторинг с использованием косвенной  информации осуществляется руководителями структурных подразделений посредством  проверки отчетов о работе подчиненных  им сотрудников. Перечень, содержание и периодичность представления отчетов определяются руководителями структурных подразделений с учетом целей и задач, а также степени подверженности риску тех или иных функций и направлений деятельности. Порядок предоставления сведений регулируется внутренними документами банка.

Правление банка осуществляет мониторинг системы внутреннего контроля с использованием косвенной информации — посредством рассмотрения управленческой отчетности. Она включает следующие данные о деятельности банка:

  • соотношение фактического количества договоров кредитования физических лиц с прогнозом и бюджетом;
  • соотношение общего количества продаж аввтомобилей с количеством проданных автомобилей в кредит;
  • аналитика кредитного портфеля с разбивкой по валютам, срокам, регионам;
  • баланс и отчет о прибылях и убытках;
  • обязательные нормативы Банка России;
  • количество сотрудников;
  • динамика увольнений и найма;
  • индустриальные показатели;
  • статус кредитных линий, полученных от банков-контрагентов и т.д.

Служба  внутреннего контроля осуществляет мониторинг путем проведения проверок деятельности банка (внутреннего аудита) в соответствии с положением о службе внутреннего контроля (аудита), анализом таблиц самооценки, подготовленных руководителями структурных подразделений, и ежегодной оценкой системы внутреннего контроля на корпоративном уровне.

Мониторинг системы внутреннего контроля можно считать эффективным при наличии следующих условий:

  • он автоматизирован и встроен (где возможно) в процесс осуществления банковских операций и других сделок;
  • позволяет получать объективную оценку эффективности внутреннего контроля с установленной периодичностью;

-осуществляется сотрудниками, владеющими  знаниями об объектах мониторинга;

- руководство получает результаты мониторинга для рассмотрения;

  • периодичность проверок и их объекты зависят от значимости контроля и результатов мониторинга;
  • осуществляется регулярное совершенствование средств мониторинга.

Подводя общий итог теоретических и методических исследований организации контроля за состоянием системы внутреннего контроля в кредитной организации, можно сделать вывод о необходимости разработки стандартов проводимых мероприятий, которые целесообразно выполнять на этапах проверок состояния системы внутреннего контроля.


Информация о работе Мониторинг состояния системы внутреннего контроля