Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:10, реферат
Заметное повышение активности международных финансово-кредитных институтов, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития..
Международные финансово-кредитные институты играют всё более заметную роль в Мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений
Введение
Заметное
повышение активности международных
финансово-кредитных
Международные финансово-кредитные институты
играют всё более заметную роль в Мировой
экономике. Во-первых, их деятельность
позволяет внести необходимое регулирующее
начало и определенную стабильность в
функционирование валютно-расчетных отношений.Во-вторых,
они призваны служить средством для налаживания
валютно-расчетных отношений между странами,
причем эта функция неизменно усиливается.В-третьих,
возрастает значение международных валютно-финансовых
и кредитных организаций в сфере изучения,
анализа и обобщения информации о тенденциях
развития и выработки рекомендаций по
важнейшим проблемам Мирового хозяйства.
Группа
Всемирного банка (ВБ)– это крупнейший
в мире инвестиционный институт, задачи
которого ориентированы на борьбу с бедностью
и отсталостью, стимулирование экономического
роста и рыночных отношений в развивающихся
государствах и странах с переходной экономикой.
Казахстан является членом МВФ,МБРР, МФК,
MAP, МАГИ, МЦУИС, ЕБРР, Азиатского банка
развития (АБР), Исламского банка развития
(ИБР). В качестве канала связи Республики
Казахстан с соответствующими международными
организациями определено Министерство
финансов. Национальный банк РК назначается
в качестве депозитария всех авуаров в
национальной валюте РК, а также других
активов МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР,
ИБР согласно соответствующим статьям
соглашений, соглашениям об учреждении,
конвенциям или Учредительному договору.
Правительство РК уполномочено назначать
в качестве представителя РК (Управляющего)
в советы управляющих МВФ, МБРР, МФК, MAP,
МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, в Административный
совет МЦУИС соответствующее должностное
лицо для выполнения обязанностей от РК,
а также его заместителя со всеми полномочиями
для исполнения обязанностей в отсутствие
управляющего. Переводы сумм, подлежащих
выплате Казахстаном или Казахстану при
осуществлении операций и сделок, предусмотренных
положениями статей соглашений МВФ, МБРР,
МФК. MAP, Конвенции об учреждении МАГИ,
соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного
договора ИБР, осуществляются через Национальный
банк РК.
1.1. МВФ
В
1992 г. Казахстан был принят в члены
МВФ. Для суверенного Казахстана
1992 год был очень важен и
войдет в историю как год
Каждое государство — член МВФ имеет квоту,
которая равна его взносу в капитал МВФ.
Квота в целом отражает размеры экономики
государства-члена, играет основную роль
в определении его финансовых и организационных
взаимоотношений с МВФ.
Первоначально членство Казахстана в
МВФ определялось квотой в размере 247,5
млн. СДР (специальные права заимствования).
Сейчас СДР — 1,51 доллара США, а 1доллар
США равен 0,66 СДР. В 1998 году Казахстану
было предложено повысить квоту до 365,7
млн. СДР. Квота определяет количество
его голосов в МВФ: один голос за каждые
100 000 СДР квоты плюс 250 базовых голосов.
В РК в отношении кредитов МВФ заемщиком
всегда выступает Национальный банк РК.
Эти средства используются на поддержку
платежного баланса, поскольку МВФ не
предлагает странам-членам финансирования
бюджета и практикует только финансирование
для улучшения состояния международных
резервов страны. Это является стандартной
и традиционной задачей МВФ.
Казахстан заключил с МВФ соглашения
по программам финансирования системных
преобразований (STF), «Стэнд-бай» (Stand-by),
расширенного кредитования (EFF). Республикой
было освоено 538,3 млн. СДР.
В частности, решением исполнительного
совета директоров МВФ от 2 февраля 1993
года в Казахстане была принята первая
программа МВФ финансирования системных
преобразований на 123,75 млн. СДР. Средства
займа получены и освоены Казахстаном
полностью.
26 января 1994 года после подписания соглашения
о резервных кредитах на 123,75 млн. СДР была
принята годовая программа экономических
и финансовых реформ. Это соглашение было
продлено до 31 мая 1995 года. Средства займа
освоены в сумме 74,25 млн. СДР. 5 июня 1995 года
было подписано новое соглашение о резервных
кредитах на 185,6 млн. СДР. Средства этого
займа освоены Казахстаном полностью.
Обе программы о резервных кредитах были
основаны на последовательном ужесточении
фискальной, денежно-кредитной политики
и проведении структурных реформ в экономике.
Программы способствовали прогрессу приватизации
и реструктуризации предприятий. В результате
такой политики инфляция была снижена
и платежный баланс республики значительно
улучшен. Жесткая финансовая политика
заложила основу для восстановления международного
доверия республике.
17 июля 1996 года было подписано соглашение
с МВФ о программе расширенного кредитования
на три года на сумму 309,4 млн. СДР. Программа
предназначалась для того, чтобы объединить
полученные позитивные результаты макроэкономической
политики с комплексной программой структурных
реформ, изложенной в правительственной
среднесрочной программе. В целях ее реализации,
помимо продолжения жесткой финансовой
политики, предусматривались улучшения
в системе налогового администрирования,
управления расходами бюджета, пересмотр
политики социальных расходов с целью
повышения ее эффективности и совершенствования
адресности. Казахстаном по этой программе
освоено 154,7 млн. СДР.
Важным направлением регулирующей деятельности
МВФ является устранение валютных ограничений.
17 июля 1996 года Казахстан присоединился
к соглашениям фонда, которые содержат
обязательства не вводить без согласия
МВФ ограничения на осуществление платежей
и переводов по текущим международным
операциям, а также воздерживаться от
участия в дискриминационных валютных
соглашениях и не прибегать к практике
множественных валютных курсов.
13 декабря 1999 года было подписано новое
соглашение с МВФ о программе расширенного
кредитования на три года на сумму 329,1
млн. СДР. Постановлением Правительства
РК был одобрен Меморандум об экономической
политике Правительства и Национального
банка РК на период по 31 декабря 2002 года.
Кредит должен был выделяться траншами
по мере выполнения мероприятий, одобренных
меморандумом. Но, в связи с благоприятной
экономической ситуацией в республике,
средства в рамках этого кредита не привлекались.
Более того, в мае 2000 года Казахстан, единственная
страна в СНГ и Восточной Европе, досрочно
погасил свои долги перед МВФ. Тем самым
республика продемонстрировала международным
экономическим организациям, финансовым
институтам, иностранным кредиторам свои
возможности по обслуживанию кредитов.
МВФ осуществляет постоянный контроль
за макроэкономической и валютной политикой
стран-членов, а также состоянием мировой
экономики. Одна из форм контроля — предусмотренные
статьей IV устава МВФ регулярные (как правило,
ежегодные) консультации с правительственными
учреждениями государств-членов. Страны-члены
обязаны консультироваться с фондом по
вопросам их макроэкономической и валютной
политики. Для ознакомления общественности
и деловых кругов с результатами консультаций
МВФ публикует информацию, где дается
оценка экономической политики и перспектив
стран-членов, выработанная исполнительным
советом фонда.
21 июля 2004 г. Исполнительный Совет МВФ
завершил ежегодную консультацию по положениям
Статьи IV с РК. Исполнительные Директора
приветствовали продолжающиеся рациональные
макроэкономические политики в стране,
разумное управление растущими нефтяными
доходами и прогресс в области реформ
финансового сектора. Директора одобрили
более «ослабленное» финансовое положение
властей в бюджете 2004 года и призвали власти
Казахстана к увеличению прозрачности
в сфере добывающей промышленности и интенсификации
работы над реализацией программы в области
структурной реформы.Вместе с тем было
отмечено, что эффективная стерилизация
значительного количества иностранной
валюты явилась в том числе и следствием
своевременно созданного и эффективно
управляемого Национального фонда РК.
Сегодня можно отметить, что взаимопонимание
с МВФ достигнуто по основным направлениям
экономической политики государства и
продолжение сотрудничества с МВФ является
дополнительным фактором, способствующим
лучшему отношению инвесторов и кредиторов
к стране, повышению их доверия. Для Казахстана,
как и для других стран, принципиальную
роль играет договоренность с МВФ, так
как получение кредитов, достигнутое взаимопонимание
по предохранительным механизмам фонда
является актом признания и поддержки
экономической политики страны и положительно
влияет на ее кредитный рейтинг.
Казахстан стал членом МБРР в июле 1992 года.
С тех пор МБРР предоставил Казахстану
21 заем на общую сумму 1,819 млрд долл. США.
Их них уже израсходованы 1,219 млрд долл.
США. Группа Всемирного банка является
одним из крупнейших источников внешнего
финансирования в Казахстане.В дополнение
к прямому кредитованию, МБРР способствовал
привлечению софинансирования и параллельного
финансирования в размере 175 млн. долл.
США из других источников в тот же самый
период. Вместе с тем четыре встречи Консультативной
группы по Казахстану, проведенные под
председательством Всемирного банка,
способствовали мобилизации около 4 млрд
долл. США в виде официальной помощи развитию
Казахстана.Предыдущие займы Всемирного
банка (реабилитационный, на поддержку
структурных преобразований и развитие
финансового сектора) были направлены
на поддержку усилий правительства оп
разработке и проведению структурных
преобразований в таких основных сферах
как приватизация, реформирование предприятий,
реформа финансового сектора и социальная
защита. Хотя большинство займов МБРР
направлены на поддержку конкретных проектов,
МБРР также предоставляет займы на поддержку
структурных преобразований в экономической,
финансовой и других ключевых сферах.
Предоставление средств в рамках таких
займов обусловлено достижением определенных
целей и задач. Займы на поддержку структурных
преобразований оказали помощь в развитии
валютных рынков и обеспечили безинфляционное
финансирование дефицита бюджета.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.
Республика Казахстан вступила в члены Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 1993 году. Основная доля деятельности ЕБРР в Казахстане приходится на банковский сектор, за которым следуют сектора инфраструктуры – транспорт, связь, коммуникации. Роль ЕБРР заключается в содействии экономическим преобразованиям Казахстана, путем предоставления инвестиционного финансирования и консультаций, с целью оказания прямой поддержки функционированию здоровой рыночной экономики. Портфель Банка в Казахстане включает в себя заемные средства и собственный капитал, кредиты частным предприятиям без правительственных гарантий, а также кредиты предприятиям государственного сектора. В фокусе нашего внимания предоставление инвестиционного финансирования предприятиям частной формы собственности. Также около 20% наших операций связано с государственным сектором. В основном это финансирование ключевых инфраструктурных проектов. В частном секторе мы кредитуем и инвестируем как очень крупные компании, такие как «Испат-Кармет» в Темиртау, так и небольшие предприятия. Важным приоритетом для ЕБРР является реализация таких программ, как Программа поддержки малого и среднего бизнеса Казахстана, которая оказалась очень успешной и которая в настоящее время обеспечила финансирование более чем 7000 малых предприятий по всей республике. Финансирование предприятий на местном уровне является отличным способом содействия преобразованиям. ЕБРР не имеет концессиональных кредитных средств, и его кредиты и инвестиции предоставляются на строго коммерческих условиях. Важно то, что наши проекты являются прибыльными, что позволит нам и в дальнейшем получать доступ к финансированию на мировых рынках капитала на благоприятных условиях.Техническая помощь, оказываемая Банком, как правило, финансируется в виде грантов из специальных ресурсов, предоставляемых ЕБРР странами-акционерами. Обычно это консультационная помощь, которая предоставляется в сферах, которые непосредственно поддерживают нашу инвестиционную деятельность. Удачными примерами являются консультационная техническая помощь ЕБРР в содействии приватизации региональных электроэнергетических распределительных компаний, а также помощь Министерству транспорта и коммуникаций РК по совершенствованию нормативной базы телекоммуникационной деятельности. Ожидается, что в результате последней работы будет создана значительно лучшая среда для инвестиций в «новую экономику» Казахстана.
Азиатский банк развития (англ. Asian Development Bank) — банк, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.Штаб-квартира в Маниле (Филиппины).Президентом АБР с 2005 является японец Харухико Курода.АБР является международным банком развития, в состав которого входят 67 членов, 48 из региона и 19 из других частей света. Основные инструменты АБР в оказании помощи своим развивающимся странам – членам: политический диалог, займы, инвестиции в собственный капитал, гарантии, гранты и техническая помощь. С момента вступления Казахстана в Азиатский банк развития в 1994 году, общий объем займов, выделенных стране на государственный сектор, составил 1,703.6 млн. долларов США. Казахстан является 13-тым крупнейшим заемщиком АБР и входит в десятку стран с самыми высокими показателями операционной деятельности без государственных гарантий. По состоянию на 31 декабря 2009 года кредитный портфель включал 18 займов в таких областях как сельское хозяйство и природные ресурсы образование, финансы, транспорт и коммуникации, водоснабжение, санитария и ирригация.Деятельность АБР в частном секторе исторически направлена на развитие банковского сектора Казахстана. По состоянию на 31 декабря 2009 года сумма обязательств банковского сектора Казахстана перед АБР составила 158.3 млн. долларов США, или 3.6% от общей суммы непогашенных обязательств по всему Департаменту по деятельности в частном секторе (ДЧС). В ближайшем будущем финансирование со стороны ДЧС АБР будет направлено на развитие инфраструктуры в частном секторе.В 2006 году АБР стал членом Совета Иностранных Инвесторов в Казахстане (СИИ), в котором Вице-президент (Операционная Группа 1) представляет АБР, участвуя в работе пленарных заседаний под председательством Президента государства два раза в год. Членство в СИИ дает АБР возможность еще более активно участвовать в развитии страны и расширении бизнеса в частном секторе Казахстана и всего региона.Влияние помощи С целью оказания содействия Правительству РК в реализации Государственной отраслевой программы « Питьевая вода» на 2002-2010 годы АБР предоставил в 2004 году заем на сумму 34.6 млн. долларов США наобеспечение основных услуг водоснабжения и программу институционального развития с целью улучшения условий жизни и здоровья населения в выбранных сельских населенных пунктах. Для реализации проекта было заключено 30 контрактов, каждый из которых охватывает один сельский населенный пункт или группу сельских населенных пунктов, компактно расположенных друг к другу. В результате около 65 тысяч человек из 60 сельских населенных пунктов в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях получили доступ к качественной водопроводной питьевой воде и усовершенствованным системам канализации. Поддержка местным органам в управлении и развитии кадрового потенциала повысили эффективность и бесперебойность услуг сельского водоснабжения.В 2009 году АБР подписал с Республикой Казахстан два Соглашения о Займах на сумму 527 млн. долларов США для реконструкции участков в Жамбылской области Международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», которые являются частью механизма мульти-траншевого финансирования на сумму 700 млн. долларов США, утвержденного АБР в ноябре 2008 года. Данный проект позволит улучшить основной транспортный коридор, проходящий через страну, открывая путь с запада на восток и с севера на юг. Дополнительно будет выделен займ на реконструкцию дороги “Актау – Бейнеу” в Мангистауской области (в западной части страны) до порта, который соединяет Казахстан с соседними государствами через Каспийское море. Направления дальнейшего развития. Придавая особое значение незамедлительным мерам по борьбе с текущим кризисом, АБР в то же время будет продолжать оказывать содействие устойчивому развитию, поддерживая диверсификацию экономики и развитие инфраструктуры. Усилия АБР будут тесно связаны с 5-летней государственной Программой по форсированному индустриально-инновационному развитию и со Стратегией развития 2020. Учитывая продление Государственной отраслевой программы «Питьевая вода» до 2015 г. и ее направленность на городские и сельские населенные пункты, АБР может продолжать оказывать помощь в области водоснабжения и санитарии через новые займы, предлагаемые для малых и средних городов.Согласно запросу Правительства, АБР предоставит финансирование Казахстану для развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Данные меры необходимы для решения важных потребностей правительства в финансировании и поддержки развития конкурентоспособных МСБ и эффективности финансового сектора.В декабре 2009 г. Постоянное представительство АБР расширило свой офис в Алматы. В новом составе Алматинский офис будет сфокусирован на деятельности АБР с частным сектором и развитии регионального сотрудничества.
Список использованной литературы:
Информация о работе Мировые финансовые институты в Казахстане