Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:39, реферат
На сегодняшний день практически во всех странах сложилась долговая экономическая система, т.к. подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни страны являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие - чистым должником.
Мировой долг
На сегодняшний день практически во всех странах сложилась долговая экономическая система, т.к. подавляющее большинство стран в мире испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни страны являются одновременно и кредитором, и заемщиком, другие - чистым должником.
Уже
с начала 80-х годов стала проявляться
тенденция к резкому
Внешняя задолженность (Foreign debt ) - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.
В октябре общий государственный долг всех стран мира превысил $40 трлн. Таковы результаты исследования, проведенного специалистами центра The Economist Intelligence Unit. Таким образом, суммарная государственная задолженность всех стран мира достигла 68% от мирового ВВП (номинальный мировой ВВП в 2010 году по прогнозам Всемирного банка составит $58 трлн.). Наиболее динамично мир наращивал свою задолженность в последние несколько лет, когда объем долга увеличивался более чем на $3 трлн. в год. Так, для того, чтобы пройти путь от $30 до 40 трлн. всем странам понадобилось всего 2 года и 10 месяцев (в конце 2007 года сумма долга составляла всего $30,1 трлн.). Для сравнения — предыдущие $10 трлн. мир «собирал» почти в два раза дольше — 5 лет. Основная причина ускорения роста госзадолженности — финансовый кризис. На борьбу с кризисом и его последствиями правительства большинства стран вынуждены были тратить значительные суммы средств, которые в конечном итоге выливались в рост госдолга. Самыми закредитоваными в современном мире являются развитые страны — США, Япония, Канада, государства Еврозоны. Крупнейшим должником мира является Япония. Ее суммарный госдолг в настоящее время составляет $10, 6 трлн., а это почти 200% японского ВВП. Если разделить весь госдолг на каждого жителя этой страны, то получится, что на каждого японца приходится $83,8 тыс. госдолга. Соединенные Штаты Америки на втором месте. Их госдолг составляет немногим более $9 трлн. Однако из-за того что размер американской экономики почти в три раза больше японской (ВВП США — более $14,5 трлн.), то госдолг Америки составляет всего около 61% от ВВП. На каждого жителя США приходится $29,3 тыс. долга. Следом за США с большим отставанием расположились наиболее экономически развитые страны Еврозоны. Долги немецкого правительства составляют почти $2,3 трлн. (75,6% от ВВП). В Италии госдолг не намного меньше, чем у Германии – $2,26 трлн. Но относительно итальянского ВВП это несоизмеримо больше чем у немцев — 118%. Правительство Франции задолжало около $2 трлн. (86% от ВВП). Экономисты МВФ прогнозируют, что суммарный госдолг десяти наиболее развитых стран будет расти вплоть до 2014 года. И увеличится с 78% от их ВВП в 2007 году до 114% в 2014 году. По суммам долга развитые страны являются бесспорными лидерами. На десять крупнейших должников (все страны G7, а также Испания, Китай и Индия) приходится около 80% всей мировой задолженности. Однако по темпам роста долга первенство удерживают развивающиеся страны. Так Латвия возглавляет ТОП-10 стран, которые наращивали госдолг наиболее быстрыми темпами в 2008-2010 годах (среднегодовой прирост — 67%). С начала 2008 года задолженность этого прибалтийского государства выросла в 4,2 раза — до $10 млрд. (44% ВВП). Следом за Латвией идет Люксембург, его долг вырос за неполные три года почти в 4 раза. На третьем и четвертом месте Ботсвана (3,4 раза) и Чили (2,8 раза). Украина в рейтинге наиболее динамично одалживающих стран находится на 13-м месте. За последние три года госдолг Украины вырос более чем в два раза — до $36 млрд.
Что касается РБ, то её Совокупный внешний долг вырос на 30%. На 1 января 2011 года он достиг 28 млрд. 512 млн. долларов, или 52,2% ВВП.
Валовой внешний долг Беларуси за минувший год увеличился на 6 млрд. 452 млн. долларов, или 29,2%. В расчете на душу населения валовой внешний долг также продолжает расти: на 1 января 2011 года он составил 3 тыс. 7 долларов против 2 тыс. 322 долларов на начало 2010 года и 1 тыс. 596 долларов — на начало 2009-го.
По данным Нацбанка, на обслуживание внешнего долга в 2010 году было направлено 5 млрд. 164,9 млн. долларов (9,5% ВВП, или 17,3% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 4 млрд. 563,1 млн. долларов составили выплаты по основному долгу, 601,8 млн. долларов — платежи по процентам. За 2009 год валовой внешний долг Беларуси увеличился на 6 млрд. 906,2 млн. долларов США, или на 45,4%, и составил 22,06 млрд. (45% ВВП).
По недавней оценке Международного валютного фонда, валовой внешний долг Беларуси будет продолжать расти. По итогам 2011 года он составит 57,3% ВВП, 2012-го — 61,9%, а к 2016 году достигнет 74,5% ВВП.
Проблема международного долгового кризиса актуальна и на сегодняшний день. Почти все страны имеют внешний долг и обязательства по кредитам.
Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).