Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:50, реферат
Официальные цели МВФ. Основные функции МВФ. Структура органов управления. Основные механизмы кредитования.
Международный
валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary
Fund, IMF) — специализированное
учреждение ООН, со штаб-квартирой
в Вашингтоне, США.
На Бреттон-Вудской
конференции ООН по валютно-финансовым
вопросам 22 июля 1944 года была разработана
основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее
существенный вклад в разработку концепции
МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший
британскую делегацию, и Гарри Декстер
Уайт — высокопоставленный сотрудник
Министерства финансов США. Окончательный
вариант соглашения первые 29 государств
подписали 27 декабря 1945 года — официальная
дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность
1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской
системы. В этом же году Франция взяла
первый кредит.[1] В настоящее время МВФ
объединяет 186 государств, а в его структурах
работают 2500 человек из 133 стран.
МВФ предоставляет
кратко- и среднесрочные кредиты
при дефиците платёжного баланса
государства. Предоставление кредитов
обычно сопровождается набором условий
и рекомендаций, направленных на улучшение
ситуации.
Политика и
рекомендации МВФ в отношении
развивающихся стран
Официальные цели МВФ
Основные
функции МВФ
Структура
органов управления
Высший руководящий
орган МВФ — Совет управляющих
(англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член
представлена управляющим и его заместителем.
Обычно это министры финансов или руководители
центральных банков. В ведение Совета
входит решение ключевых вопросов деятельности
Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения,
приём и исключение стран-членов, определение
и пересмотр их долей в капитале, выборы
исполнительных директоров. Управляющие
собираются на сессии обычно один раз
в год, но могут проводить заседания, а
также голосовать по почте в любое время.
Уставный капитал
составляет около 217 млрд СДР (на январь
2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар
США). Формируется за счет взносов
государств-членов, каждое из которых
обычно выплачивает приблизительно
25 % своей квоты в СДР или
в валюте других членов, а остальные
75 % — в своей национальной валюте. Исходя
из размеров квот распределяются голоса
между странами-членами в руководящих
органах МВФ.
Самым большим
количеством голосов в МВФ (по
состоянию на 16 июня 2006 года) обладают:
США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония —
6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция —
4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия —
4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц
ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического
сотрудничества и развития имеют в совокупности
60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран,
составляющих свыше 84 % количества членов
Фонда, приходится лишь 39,75 %.
В МВФ действует
принцип «взвешенного»
Решения в Совете
управляющих обычно принимаются
простым большинством (не менее половины)
голосов, а по важным вопросам, имеющим
оперативный либо стратегический характер,
— «специальным большинством» (соответственно
70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря
на некоторое сокращение удельного веса
голосов США и ЕС, они по-прежнему могут
налагать вето на ключевые решения Фонда,
принятие которых требует максимального
большинства (85 %). Это означает, что США
вместе с ведущими западными государствами
располагают возможностью осуществлять
контроль над процессом принятия решений
в МВФ и направлять его деятельность исходя
из своих интересов. При наличии скоординированных
действий развивающие страны также в состоянии
не допускать принятия не устраивающих
их решений. Однако достичь согласованности
большому числу разнородных стран сложно.
На встрече руководителей Фонда в апреле
2004 г. было высказано намерение «расширить
возможности развивающихся стран и стран
с переходными экономиками участвовать
более эффективно в механизме принятия
решений в МВФ».
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).
Совет
управляющих (1999)
Совет управляющих
делегирует многие свои полномочия Исполнительному
совету (англ. Executive Board), то есть директорату,
который несёт ответственность за ведение
дел МВФ, включающих широкий круг политических,
оперативных и административных вопросов,
в частности предоставление кредитов
странам-членам и осуществление надзора
за их политикой валютного курса.
Исполнительный
совет МВФ выбирает на пятилетний
срок директора-распорядителя (англ. Managing
Director), который возглавляет штат
сотрудников Фонда (на март 2009 г. —
около 2478 человек из 143 стран). Он должен
быть представителем одной из европейских
стран. Директор-распорядитель (с ноября
2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция),
его первый заместитель — Джон Липски
(США).
Основные
механизмы кредитования
1. Резервная
доля. Первая порция иностранной
валюты, которую страна-член может приобрести
в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась
до Ямайского соглашения «золотой», с
1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная
доля определяется как превышение величины
квоты страны-члена над суммой, находящейся
на счете Фонда национальной валюты данной
страны. Если МВФ использует часть национальной
валюты страны-члена для предоставления
кредита другим странам, то резервная
доля такой страны соответственно увеличивается.
Непогашенная сумма займов, предоставленных
страной-членом Фонду в рамках кредитных
соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную
позицию. Резервная доля и кредитная позиция
вместе составляют «резервную позицию»
страны — члена МВФ.
2. Кредитные
доли. Средства в иностранной
валюте, которые могут быть
3. Договоренности
о резервных кредитах стэнд-
4. Механизм расширенного
кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с
1974 г.) дополнил резервную и
В отличие от
Всемирного банка, деятельность МВФ
сосредоточена на относительно кратковременных
макроэкономических кризисах. Всемирный
банк предоставляет кредиты только бедным
странам, МВФ может давать кредиты любой
из своих стран-членов, которая испытывает
нехватку иностранной валюты для покрытия
краткосрочных финансовых обязательств.