Международные отношения на рынке интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Предпосылками формирования рынка интеллектуальной собственности явились превращение технологии в товар, создание системы прав собственности на научно-технические достижения, распространение лицензирования в качестве основной формы передачи технологии, формирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, превращение знаний в товар и развитие информационной экономики.

Содержание

1. Понятие интеллектуальной собственности
1.1. Интеллектуальная собственность как объект
исключительных прав
1.2. Расширенное понимание интеллектуальной собственности
2. Объекты интеллектуальной собственности, охраняемые законом.
3. Средства индивидуализации как объекты интеллектуальной собственности
4. Собирательный характер интеллектуальной собственности
5. Необходимость оценки прав интеллектуальной собственности
6. Формирование рынка интеллектуальной собственности в Введение.
Украине.
7. Эволюция концепции интеллектуальной собственности: международный аспект
4.Вывод.
5.Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования науки и спорта молодёжи Украины.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

       В  принципе объекты интеллектуальной  собственности могут рассматриваться  как объекты гражданского оборота и, следовательно, быть объектами оценивания. Однако для целей бизнеса, бухгалтерского учета и иных целей, как правило, оцениваются не сами объекты интеллектуальной собственности, а права на них, причем оценка прав интеллектуальной собственности зависит от целей ее предполагаемого использования и многих других факторов.

1.2. Расширенное  понимание интеллектуальной собственности

 

       Конвенция  об учреждении Всемирной организации  интеллектуальной собственности  (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967г., трактует понятие интеллектуальной собственности максимально широко, а к объектам прав интеллектуальной собственности относит:

 

  1. литературные, художественные произведения и научные труды (охраняются авторским правом);

 

  1. исполнительную деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторскими правами);

 

  1. изобретения, полезные модели промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (охраняются патентным правом и правом промышленной собственности).

2. Объекты  интеллектуальной собственности  охраняемые законом

 

       Охраноспособны  в соответствие с действующим  законодательством и, следовательно,  относятся к объектам интеллектуальной собственности следующие результаты интеллектуальной деятельности:

 

  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы, охраняемые Патентным Законом 
  • произведения науки, литературы и искусства, а также другие объекты авторского и смежных прав, охраняемые законом «Об авторском праве и смежных правах»;
  • программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и бах данных»;

 

  • топологии интегральных микросхем, охраняемые законом « О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

 

  • селекционные достижения, охраняемые законом «О селекционных достижениях».

 

       Имущественные  права на все перечисленные  объекты, оборотоспособны, так  как передаются на основе авторских,  лицензионных или иных договоров.

       В  настоящее время в законодательстве  определены следующие ниже объекты интеллектуальной собственности.

2.1. Произведения науки,  литературы и искусства

2.1.1. Литературные произведения

 

2.1.2. Драматические произведения

 

2.1.3. Музыкальные произведения

2.1.4. Сценарные произведения

2.1.5. Аудиовизуальные  произведения

2.1.6. Произведения изобразительного  и декоративного искусства

2.2. Изобретения, полезные  модели, промышленные образцы

 

2.2.1. Изобретения

2.2.2. Полезные модели

2.2.3. Промышленные образцы

2.3. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения  товаров (средства индивидуализации).

2.3.4. Наименование мест  происхождения товара

2.4. Открытие

2.5. Коммерческая тайна

2.6. Топология интегральной микросхемы

2.7. Селекционные достижения

2.8. Секреты производства (ноу-хау), коммерческая тайна как  объекты интеллектуальной собственности.

 

3. Средства  индивидуализации как объекты  интеллектуальной собственности

 

       Объектами интеллектуальной собственности могут являться некоторые средства индивидуализации. К средствам индивидуализации, которые могут быть защищены законом, относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест, происхождения товаров. Также к средствам индивидуализации защищаемым законом относятся фирменные наименования. Права на фирменные наименования, строго говоря, неотделимы от самой фирмы. Исключения составляют договор коммерческой концессии по которому обладатель фирменного наименования разрешает пользоваться им другому лицу или фирме.

Другие средства индивидуализации, такие как фирменная упаковка или фирменный стиль трудно считать  охраноспособными. Права на них можно  рассматривать только как права  на защиту от недобросовестной конкуренции, 
4. Собирательный характер интеллектуальной собственности

 

       При  оценке прав интеллектуальной  собственности важно учитывать  собирательный характер интеллектуальной  собственности, так как в конкретных  ситуациях приходится иметь дело  не с абстрактным понятием, относительно которого в законодательстве почти ничего не сказано, а с целым набором специальных законов. Бывает необходимо наличие разных форм договоров и процедур при передаче соответствующих прав интеллектуальной собственности. В частности регистрация договора может быть необязательной, если передаются имущественные права на программу ЭВМ или базу данных.

 

 

5. Необходимость  оценки прав интеллектуальной  собственности

 

       Спрос  на услуги по оценке прав  интеллектуальной собственности  возникает лишь в сфере бизнеса. Оценкой прав интеллектуальной собственности для целей бухгалтерского учета занимаются непосредственно бухгалтеры в соответствии с установленными методиками. Оценкой прав интеллектуальной собственности для целей статистического учета занимаются комитеты по статистике также по специальным методикам. Экспертная оценка прав интеллектуальной собственности основанная на субъективном мнении оценщика здесь недопустимо. Экспертная оценка применяется при определении рыночной оценки.

 

6. Формирование рынка интеллектуальной собственности в Украине

Рядом с человеческим творчеством  и изобретательностью интеллектуальная собственность всюду вокруг нас. Каждый продукт или услуга, которые  мы употребляем или получаем в  повседневной жизни, — это результат  длинной цепи больших и маленьких инноваций, например изменения дизайна или усовершенствование, которое делают внешний вид или функции изделия такими, которыми они являются сегодня.

Очевидно, для обеспечения действенности  такого рынка необходимо прежде всего  создать благоприятные условия любому из его участников для получения ими выгоды при максимальной прозрачности осуществления операций относительно объектов интеллектуальной собственности, при условии соблюдения действующего законодательства, правил честной конкуренции и ограниченного участия государственных органов управления и контроля.

Сегодня все большее возрастает понимания того, что трансформация  научно-технических разработок в  инновационный продукт, пригодный  для производства и рынка, не ли тяжелейший этап в цепи, которая связывает разработчика с потребителем. Сложный он потому, что разработчики, научные работники плохо понимают приоритеты рынка и потребности потребителя, в них не хватает опыта предпринимательства в этой сфере деятельности. Разработчики, научные работники — большей частью некомпетентные коммерсанты. К сожалению, большинство руководителей предприятий, организаций, учреждений также имеют слабое представление о коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Они занимаются внедрением и стараются продолжать эту работу в новых экономических условиях, но продвижение интеллектуальной продукции на рынке требует специальных экономических знаний, способов и методов маркетинга.

А итак, чтобы удовлетворить спрос  на коммерческую реализацию интеллектуальной собственности, необходимо создавать структуры, которые бы стали непосредственными участниками этого процесса и всячески им оказывали содействие. Безусловно, создание таких структур не выключает необходимости информационного обеспечения относительно интеллектуальной собственности, доступного любому потребителю, в частности путем широкого освещения в средствах массовой информации, публикаций в специальных изданиях, журналах, предоставление консультаций и т.п..

Опыт многих стран, в частности  Германии, Франци, Дани, Финлянди, свидетельствует о том, что такие организационные структуры могут быть как региональными, так и общегосударственными; некоторые из них могут пользоваться финансовой поддержкой государства, а другие — полностью действовать на основе самофинансирования.

В Украине такой организационной  структурой стала созданная в  минувшем году в филиале «Украинский  центр инноватики и патентно-информационных услуг» государственного предприятия  «Украинский институт промышленной собственности» Интернет-биржа промышленной собственност (ИБПВ).

Это стало возможной благодаря  осознанию Госдепартаментом важной роли своего участия в развитии в  Украине цивилизованного рынка  интеллектуальной собственности путем  активного содействия коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Мы понимаем, что каждый шаг в этом направлении будет в целом оказывать содействие дальнейшему развитию всей системы интеллектуальной собственности в Украине.

Деятельность  ИБПВ направленная на использование  современных информационных технологий для продвижения научно-технических достижений Украины на мировой и отечественный инновационные рынки. На страницах ИБПВ (www.ip-centr.kiev.ua) изобретатель и патентообладатель имеют уникальную возможность осветить для потенциального покупателя экономические, экологические, социальные и прочие преимущества, которые предоставляет использование данного изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Биржа также предоставляет возможность  разместить информацию предпринимателей о нужных им технологиях. Это поможет направить изобретательскую мысль в продуктивном направлении, а собственникам патентов, «ноу-хау» и перспективных идей найти потенциальных субъектов коммерциализации конкретного объекта интеллектуальной собственности.

Поскольку сайт обеспечен средствами обратной связи с посетителями, это дает возможность быстрой реакции на потребности пользователей.

Таких структур в Украине пока что крайне недостаточно. Госдепартамент интеллектуальной собственности планирует за своим  участием создать соответствующие структуры на базе представительств в регионах Украины. Ведь практика показывает, насколько актуальными есть вопрос развития рынка объектов интеллектуальной собственности и стимулирование изобретательской деятельности в Украине, которые способные активно влиять на их коммерциализацию.

Тем не менее значительная часть этих вопросов может быть решена только через дальнейшее законодательное  и нормативно-правовое урегулирования. Первый шаг к внедрению экономического стимулирования инновационной деятельности, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, сделан. Принятый Верховной Радой Украины Закон Украины «Об инновационной деятельности» устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направленный на поддержку развития экономики Украины инновационным путем. Госдепартамент принимал непосредственное участие в разработке норм этого закона. Однако действие норм его относительно особенностей налогообложения инновационной деятельности приостановлен на 2003 год Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год». 
 
Статистические данные о научной и инновационной деятельности как в прошлом, так и сегодня свидетельствуют, что Украина, имея значительный потенциал в области новых технологий, новых проектно-конструкторских разработок с мировым уровнем конкурентоспособности, использует его недостаточно . Это связано главным образом с отсутствием финансирования перспективных проектов для их коммерческой реализации. Государство должно активнее влиять на процессы создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, которая обеспечит повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Такое влияние может осуществляться как с применением лишь экономических рычагов, так и организационно-координационными методами.

На сегодня в Украине практически  отсутствующий механизм государственной  поддержки продвижения отечественных  объектов интеллектуальной собственности  на рынки иностранных государств. А это отрицательно сказывается  прежде всего на экспорте продукции национальных товаропроизводителей. Исправить ситуацию можно, введя механизм стимулирования экспортной деятельности собственников прав на объекты интеллектуальной собственности. Необходимо также указать, что лицензионная торговля за 1993-2002 года развивалась в условиях отсутствия государственного содействия коммерциализации отечественных научно-технических, конструкторских и технологических разработок как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также специализированных структур, деятельность которых связанная с коммерциализацией отечественных разработок.

Поэтому теперь насущной необходимостью есть создание подразделов по вопросам интеллектуальной собственности в  отраслевых министерствах и ведомствах, а также восстановление работы патентно-лицензионных подразделов в учреждениях, организациях, на предприятиях. Как свидетельствует опыт, создание таких подразделов оказывает содействие взаимодействия сотрудников ведомств, намного ускоряет решения вопросов, связанных, в частности, с патентованием изобретений в иностранных государствах, правильным оформлением лицензионных договоров, договоров о передаче права собственности и т.п.. Для урегулирования этих вопросов, Госдепартамент разработал и подал проект распоряжения «О Рекомендациях относительно положения о подразделе по вопросам интеллектуальной собственности центрального органа исполнительной власти, другого государственного учреждения» на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Разработан проект Закона Украины  «О внесении изменений в Закон  Украины «О собственности», который  Верховная Рада Украины приняла в первом чтении. Этот законопроект направлен на создание системы защиты государственных интересов относительно имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средства государственного бюджета и государственных целевых фондов. Завершается разработка проекта Закона Украины «Об особенностях введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, которые созданные с использованием средства государственного и/или местного бюджетов, специальных фондов и государственных фондов целевого назначения». К разработке этого законопроекта привлекались государственные органы, в частности Национальная академия наук Украины, Минпромполитики, которые поддержали этот законопроект. Ним предполагается устранить в действующем законодательстве пробел относительно охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием государственного средства, особенностей их учета, налогообложение прибыли, полученной от их коммерциализации, стимулирование деятельности с создания и использование этих объектов и т.п..

Информация о работе Международные отношения на рынке интеллектуальной собственности