Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:57, курсовая работа
Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федера¬ции, определяющих источники формирования доходов бюдже¬тов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Доходы государственного бюджета их сущность и виды……………………...5
2 Методы мобилизации государственных доходов……………………………..10
2.1 Кредитный метод………………………………………………………………10
2.2 Налоговый метод………………………………………………………………14
2.3 Эмиссионный метод……………………………………………………………17
3 Финансовая политика российского государства на современном этапе……..21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложение А – Структура доходов бюджетов…………………………………28
Приложение Б – Государственные займы……………………………………….29
В
условиях административно-
Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т. е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность. [14, c. 415]
В
условиях стран с административно-
В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невозможным.
Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. [14, c. 428]
Монополия
на эмиссию наличных денег принадлежит
государственному центральному банку.
Ранее при административно-
Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно.
Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает в Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск дополнительные суммы денег, которые опять же из-за расстояния могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах.
Эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.
В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.
Резервными
фондами РКЦ распоряжаются
а) увеличивается и
б) увеличивается свободный
Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.
При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.
Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т. е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.
Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.
3 Финансовая политика
российского государства на современном
этапе.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок. [12, c 13]
Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности производства.
Новая финансовая стратегия должна быть разработана с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны стать: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами, финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и эффективность такой практики.
Свидетельством
кризиса в области финансов
выступают огромный дефицит
государственного бюджета; нарастающая
эмиссия денег и сопутствующая
ей инфляция; рост внутреннего
и внешнего государственного
долга; наличие большого количества
убыточных и малорентабельных предприятий;
значительные суммы непроизводственных
расходов и потерь в хозяйстве; рост
незавершенного строительства. Кризисные
явления проявляются как в сфере
государственных финансов, так и в сфере
финансов предприятий и организаций.
Важной задачей является структурная перестройка экономики: резкое
сокращение производства вооружения и снижения в общем объеме производства доли отраслей тяжелой промышленности. Производство вооружения отвлекает из гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов, энергии.
Насущной задачей оздоровления экономики и финансов является упорядочение денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.
Большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе
финансовых
возможностей страны имеет привлечение
в ее экономику иностранных инвестиций.
Они могут осуществляться в различных
формах.
В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики
перестраивается
финансовый механизм. Цель перестройки
финансового механизма - усилить его
воздействие на эффективность общественного
производства на основе развития
рыночных отношений, обеспечить
повышение эффективности использования
финансовых ресурсов. В основу
перестройки финансового механизма
положены принципиально новые подходы
к организации финансовых взаимосвязей
в народном хозяйстве, обеспечивающие
всемерное развитие хозяйственной
инициативы и ответственности
предприятий, организаций, регионов
страны за конечные результаты работы.
[6, c 352]
Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.
Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования, приняты законы об ответственности за нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета. Так, согласно пункту 8 “в” Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ имеет право взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.
Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием
соответствующей базы. В последние годы Верховный Совет России принял ряд законов, создающих правовую основу финансовой деятельности. К ним относятся: Законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о государственной налоговой службе и др.
Заключение
Для достижения поставленной цели были намечены и решены следующие задачи: изучение доходов государства и методы их мобилизации, более глубокое рассмотрение каждого метода индивидуально. Государственные доходы представлены частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности - государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Центральное
место в системе
Информация о работе Методы мобилизации государственных доходов