Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:07, реферат
Многие банки столкнулись с необходимостью поиска новых подходов к повышению доходности своих операций. Частичное разрешение данная проблема получила не только за счет увеличения числа предлагаемых клиентам услуг, но и качественной переоценки структуры операций, увеличение объемов операций с ценными бумагами, проводимых банками за счет клиентов и в их пользу. Быстрое развитие получили нетипичные ранее для коммерческих банков операции - лизинг и факторинг, проектное финансирование, консультационные услуги. К указанному типу услуг можно отнести и услугу, связанную с доверительным управлением.
ВВЕДЕНИЕ
МЕХАНИЗМ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3. Управляющий (финансовый посредник) формирует и управляет инвестиционным портфелем на рынке ценных бумаг, совершая на нем допустимые договором и законодательством операции, используя при этом счет доверительного управления в банке и/или счет депо. На счет доверительного управления в банке поступают все средства, получаемые в ходе управления, а на счет депоценные бумаги.
4. Управляющий обеспечивает информационное обслуживание учредителя об исполнении договора доверительного управления, предоставляя соответствующие отчеты по указанным в договоре формам и срокам.
5. Получение выгодоприобретателем по окончании действия условий договора активов и/или дохода от управления в виде денежных средств и/или ценных бумаг.
Банк может выступать и в качестве управляющего, тогда схема доверительного управления значительно меняется.
Банк за обслуживание счетов «депо» получает комиссионные независимо от числа и объема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0.25% от номинала стоимости бумаги. Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течение трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ. При открытии счета «депо» банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи. Разница, возникающая в результате этой операции, образует доход банка.
Доверительное управление денежными средствами.
Денежные средства являются особенным объектом в рамках доверительного управления.
В соответствии со ст. 1013 Гражданского кодекса РФ деньги могут быть самостоятельным объектом доверительного управления только в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, ст. 5 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитные организации имеют право осуществлять доверительное управление денежными средствами по договору с физическими и юридическими лицами. В этом случае управление денежными средствами осуществляется банком на основании банковской лицензии. Никакой дополнительной лицензии банку не надо получать.
Доверительное управление ценными бумагами.
Видом доверительного управления, применяемым российскими банками для клиентов, является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Предоставление таких услуг вызвано тем, что ведение реестра акционеров при большой численности работников является сложной задачей. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютерном виде, т.к. без этого практически невозможно иметь и анализировать состояние курсовой стоимости акций, их ликвидности, полный пакет акций, принадлежащий работникам того или иного предприятия. Само ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки; внесение изменений по итогам чековых аукционов; выдача выписок из реестра, изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов; операции по перепродаже акций при условии, что сделка зарегистрирована в другом финансово-кредитном институте; выдача различных отчетов; выдача списка по начислению дивидендов.
На практике под пакетом ценных бумаг подразумевается совокупность различных видов ценных бумаг (акции, облигации) и финансовые инструменты в виде депозитных, сберегательных и прочих долговых обязательств, используемых в стране на основе соответствующего законодательства.
Сам пакет ценных бумаг, предложенный клиенту банком, должен отвечать следующим требованиям:
наименование ценных бумаг;
полное название эмитента ценных бумаг;
способ приобретения;
сведения о регистрации выпуска ценных бумаг;
информация о регистрации сделок.
Кредитные организации имеют специальный статус вследствие специфики своей деятельности, и их статус и деятельность регулируются специальными нормативными актами. Этот статус раньше выражался в том, что банковская лицензия давала банкам достаточно широкий круг действий без необходимости получения дополнительной лицензии. Так, например, до 1996 г. на основании банковской лицензии банки могли осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Однако с принятием Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ) ситуация изменилась. В соответствии со ст. 52 Закона о РЦБ кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии на осуществление банковских операций в течение одного года со дня вступления в силу Закона о РЦБ. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе продлить указанный срок до двух лет.
То есть на настоящий момент банковская лицензия не покрывает деятельность банков по доверительному управлению ценными бумагами, и кредитные организации должны осуществлять эту деятельность на основании отдельных разрешений, если такие разрешения требуются по российскому законодательству.
Доверительное управление эмиссионными ценными бумагами регулируется Законом о РЦБ. В соответствии с этим Законом к эмиссионным относится ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (ст. 2).
В настоящее время к эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, опцион эмитента и российская депозитарная расписка.
Доверительное управление ценными бумагами осуществляет доверительный управляющий, статус которого описан в ст. 5 Закона о РЦБ. В соответствии со ст. 39 Закона о РЦБ доверительное управление как вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии.
Таким образом, кредитные организации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законами для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, кредитные организации, с учетом изъятий, установленных в связи со спецификой банковской деятельности, действующие в качестве доверительного управляющего, должны получить лицензию. Процедура выдачи лицензии регулируется приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" и приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 августа 2007 г. N 07-90/пз-н "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг". Закон о РЦБ не дает четкого ответа, распространяются ли его положения о профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг только на операции с эмиссионными ценными бумагами или также на сделки с неэмиссионными ценными бумагами. Такая неурегулированность привела к возникновению нескольких точек зрения на данную проблему:
1) профессиональные участники не могут осуществлять операции с неэмиссионными ценными бумагами;
2) лица имеют право осуществлять операции с неэмиссионными ценными бумагами только на основании лицензии профессионального участника;
3) лица имеют право осуществлять операции с неэмиссионными ценными бумагами без необходимости получения лицензии профессионального участника.
На практике поддерживается последняя позиция, в соответствии с которой на операции с неэмиссионными ценными бумагами не надо было получать лицензию профессионального участника. Так, А.В. Шумейко из департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России объяснял следующее: "Кредитные организации могут осуществлять операции доверительного управления векселями на основании ст.ст. 5-6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", устанавливающих операции кредитных организаций, что не будет являться профессиональной деятельностью, осуществляемой в соответствии с требованиями нормативных актов ФКЦБ России".
Новое Положение о деятельности по управлению ценными бумагами было утверждено приказом ФСФР от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н. В этом Положении говорится о том, что информация о сделках с неэмиссионными ценными бумагами должна содержаться в отчете учредителю управления. Однако до сих пор нет четкого ответа, должен ли банк получать лицензию доверительного управляющего, если он управляет только неэмиссионными ценными бумагами.
Таким образом, не существует определенности, должно ли доверительное управление неэмиссионными ценными бумагами осуществляться в рамках лицензии ФСФР или в рамках банковской лицензии.
Общие фонды банковского управления.
Доверительное управление возможно также в рамках общих фондов банковского управления (ОФБУ). ОФБУ является одним из институтов коллективных инвестиций наравне с паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
ОФБУ - доверительное управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) с объединением имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс (п. 2.4 приказа ЦБР от 2 июля 1997 г. N 02-287 "Об утверждении Инструкции "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации").
Таким образом, основа деятельности ОФБУ - доверительное управление, однако в отличие от чисто доверительного управления, в рамках которого каждому клиенту может предлагаться свой специфический продукт, ОФБУ предлагает один продукт всем заинтересованным инвесторам.
Создание ОФБУ происходит в несколько этапов:
подготовка документов, регулирующих деятельность ОФБУ;
регистрация ОФБУ в территориальном учреждении Банка России.
Создание новых ОФБУ допускается только при выполнении кредитной организацией следующих условий:
с момента государственной регистрации кредитной организации прошло не менее одного года;
размер собственных средств (капитала) кредитной организации должен составлять не менее 100 млн. руб.;
кредитная организация на шесть последних отчетных дат перед датой принятия решения о создании ОФБУ должна быть отнесена к 1-й категории по финансовому состоянию.
Основными документами, регулирующими деятельность ОФБУ, являются инвестиционная декларация и общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.
Участие инвестора в ОФБУ подтверждается сертификатом долевого участия - документом, свидетельствующим факт передачи имущества в доверительное управление и размер доли учредителя в составе ОФБУ.
Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи и иных сделок (п. 2.7 Инструкции). Таким образом, сертификат долевого участия ограничен в обращении на вторичном рынке.
Переоформление сертификата долевого участия на другое лицо или группу лиц осуществляется на основании заявления, подаваемого владельцем сертификата долевого участия, в кредитную организацию, создавшую ОФБУ (п. 6.15 Инструкции).
Сертификат долевого участия выписывается на определенное лицо (учредителя доверительного управления или третье лицо (выгодоприобретателя), в пользу которого заключается договор.
Инвестиционная декларация - документ, содержащий информацию о доле каждого вида финансового инструмента, входящего в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей эмитентов ценных бумаг) (п. 2.8 Инструкции).
Размер инвестиционного портфеля ОФБУ не ограничен законодательством, поэтому банки могут создавать как совсем небольшие ОФБУ, так и ОФБУ со значительными денежными средствами.
В соответствии с п. 6.7 Инструкции кредитные организации обязаны зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении Банка России. Среди документов, которые представляются в территориальное учреждение Банка России, указана копия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, дающая право осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, в случае если объектом доверительного управления будут являться ценные бумаги, осуществление доверительного управления которыми требует получения указанной лицензии в соответствии с федеральными законами. Таким образом, если в ОФБУ будут входить российские эмиссионные ценные бумаги, банк должен получить лицензию доверительного управляющего в ФСФР.
В целом схема ОФБУ будет проще и дешевле по сравнению с ПИФами, поскольку у банка нет необходимости прибегать к услугам специализированного депозитария, реестродержателя, оценщика и аудитора. Общим преимуществом ПИФа и ОФБУ выступает отсутствие требований обязательного резервирования привлекаемых средств. В дальнейшем произойдет разделение клиентов. ПИФы будут ориентироваться на основную массу частных инвесторов, плохо разбирающихся в положении на фондовом рынке, а ОФБУ - на профессиональных инвесторов, которые временно хотят доверить свои средства кредитным организациям.
Доверительное управление – это возможность получения максимального дохода от имущества, использование которого требует, как правило, специальных знаний. Доверительное управление является общепринятой формой размещения денежных средств как для населения, так для юридических лиц.
Информация о работе Механизм доверительного управления в банке