Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:35, контрольная работа
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) - это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
1. Введение………………………………………………………………..2
2. Маржинальный анализ прибыли……………………………………4
3. Маржинальный анализ показателей рентабельности…………..8
4. Заключение…………………………………………………………….10
5. Список использованной литературы………………………………11
11
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Маржинальный анализ прибыли……………………………………4
3. Маржинальный анализ показателей рентабельности…………..8
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы………………………………11
1. ВВЕДЕНИЕ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности пред- приятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) - это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
Б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
Г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
Д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
2. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П= УРП (Ц - С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:
П= УРП (Ц-ь)-А,
где ь - переменные затраты на единицу продукции;
А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице № 1.
Таблица № 1 Данные для факторного анализа прибыли по изделию Б
| |||
Показатель | Значение показателя |
| |
| По плану (п) | По факту (ф) |
|
Объем реализации продукции (УРП), шт. | 10045 | 5904 |
|
Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб. | 3,1 | 3,7 |
|
Себестоимость изделия (С), тыс.руб. | 2,6 | 3,1 |
|
В том числе переменные затраты (ь) | 1,85 | 2,0 |
|
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб. | 7534 | 6494 |
|
Прибыль (П), тыс.руб. | 5022 | 3542 |
|
|
|
|
|
Пп=УРПп (Цп-ьп)-Ап= 10045 (3,
П1=УРПф (Цп-ьп)-Ап= 5904 (3,1-
П2=УРПф (Цф-ьп)-Ап= 5904 (3,7-
П3=УРПф (Цф-ьф)-Ап= 5904 (3,7-
Пф=УРПф (Цф-ьф)-Аф= 5904 (3,7-
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ=3542-5022= -1480 тыс.руб.
В том числе произошли изменения за счет:
количества реализованной продукции
Пурп=П1-Пф= (-154)-5022= - 5176 тыс.руб.
цены реализации
Пц=П2-П1= 3388- (-154)=+3542 тыс.руб.
удельных переменных затрат
Пь=П3-П2=2503-3388= -885 тыс.
суммы постоянных затрат
ПА=Пф-П3=3542-2503=+1039 тыс.
Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.
(-5176)+3542+ (-885)+1039= -1480 тыс.руб.
В отличие от методики анализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.
Методика маржинального анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П=сумма/УРПобщ * Удi (Цi-ьi)/-А
Таблица № 2
| |||||||||||
Вид продукции | Объем продаж, шт. | Структура продаж | Цена, тыс.руб. | Переменные затраты на изделие, тыс.руб. | Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб. |
| |||||
| План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | факт |
|
А | 10455 | 12546 | 0,51 | 0,68 | 5,0 | 6,0 | 2,8 | 3,20 | 12546 | 20074 |
|
Б | 10045 | 5904 | 0,49 | 0,32 | 3,1 | 3,7 | 1,85 | 2,00 | 7534 | 6494 |
|
Итог | 20500 | 18450 | 1,0 | 1,0 | - | - | - | - | 20080 | 26568 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе данных таблицы № 2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=
20500*0,51* (5-2,8)+20500*0,49* (3,1-1,85)-20080= 15477 тыс.руб.;
П1=сумма/УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп)/-Ап=
18450*0,51* (5-2,8)+18450*0,49* (3,1-1,85)-20080= 11921 тыс.руб.;
П2=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп)/-Ап=
18450*0,68* (5-2,8)+18450*0,32* (3,1-1,85)-20080= 14901 тыс.руб.;
П3=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп)/-Ап=
18450*0,68* (6-2,8)+18450*0,32* (3,7-1,85)-20080= 30989 тыс.руб.;
П4=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф)/-Ап=
18450*0,68* (6-3,2)+18450*0,32* (3,7-2,00)-20080= 25085 тыс.руб.;
Пф=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф)/-Аф=
18450*0,68* (6-3,2)+18450*0,32* (3,7-2,00)-26568= 18597тыс.
Побщ=Пф-Пп= 18597-15477= +3120 тыс.руб.
В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:
Пурп=П1-Пп=11921-15477= -3556 тыс.руб.
Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.
Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.
Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.
ПА=Пф-П4=18597-25085= -6488 тыс.руб.
Итого: + 3120 тыс.руб.
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методика маржинального анализа позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
3. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российский предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
На основе данных вышеприведенной таблицы № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции (например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:
Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:
объема реализованной продукции Рурп= (-0,8)-19,2= -20%
цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%
удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= -5,5%
суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:
Р = П / З = (УРПобщ*Удi (Цi-ьi)-А) / с
На основании данных таблицы № 2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:
Рп= Пп / Зп = (сумма/УРПобщп*Удiп (Цiп-
Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:
Роб = П В = (сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi)/-А) / сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:
Р = Прп / КЛ = Прп +ПФР / В/Коб = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi)-А / (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,
Где КЛ - средняя сумма операционного капитала,
Коб - коэффициент оборачиваемости капитала.
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во много определяется умением ее анализировать. С помощью метода маржинального анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контоль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований. Мастерством системного и комплексного микроэкономического анализа. Благодаря знанию техники и технологии маржинального анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2001.
2. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2002.
3. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современно этапе развития. М.: Финансы и статистика, 200.