Макрологистические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, объединяющая предприятия и организации промышленности, а также посреднические, торговые и транспортные организации для достижения единой цели.

Работа содержит 1 файл

макрологистич. системы.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Макрологистическая  система — это крупная система  управления материальными потоками, объединяющая предприятия и организации  промышленности, а также посреднические, торговые и транспортные организации  для достижения единой цели. Объединяемые макрологистической системой предприятия и фирмы различаются по своей специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению и могут даже относиться к разным государствам. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. В последнем случае макрологистическая система решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.

При формировании макрологистических систем в большинстве  случаев критерий минимума общих  логистических издержек является главенствующим. Однако зачастую критерии формирования макрологистической системы определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.

В макрологистических системах, как правило, решаются следующие  задачи:

• формирование межотраслевых материальных балансов;

• размещение на заданных территориях складских  комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров;

• организация  транспортировки и координации  работы различных видов транспорта в транспортных узлах;

• оптимизация  административно-территориальных распределительных  систем для многоассортиментных материальных потоков и т. п.

Макрологистические  системы также классифицируются по трем признакам:

• по административно-территориальному признаку;

• по объектно-функциональному  признаку;

• по степени  глобализации систем.

Выделяют также  макрологистические системы с различными видами связи:

• системы с  прямыми связями — А;

• эшелонированные  системы — Б;

• системы с  гибкой связью — В.

 

Макрологистические  системы 

     Логистическая система – это адаптивная система  с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

     Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 1). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. 

     

     Рис.1 – Выделение границ логистической  системы на основе цикла обращения средств производства

     Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств  производства получило название принципа «уплаты денег – получения денег» (рис. 2). 

     

     Рис. 2 – Взаимосвязь логистической  системы с окружающей средой. Принцип  «уплата денег – получение денег» 

     Макрологистическая  система – это крупная система  управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации  промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

     При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с  правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

     Формирование  макрологистических систем в межгосударственных программах требует создание единого  экономического пространства, единого  рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

     Назначением данной системы не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-террито-риального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам.

     По  признаку административно-территориального деления страны различают следующие виды логистических систем:

     - районные,

     - межрайонные,

     - городские,

     - областные и краевые,

     - региональные,

     - межрегиональные, 

     - республиканские, 

     - межреспубликанские.

     По  объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей:

     - ведомственные,

     - отраслевые,

     - межведомственные (межотраслевые),

     - торговые,

     - военные, 

     - институциональные и т.п. 

     В западной практике часто используется понятие «глобальных макрологистических систем», к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

     Цели  создания макрологистических систем могут  в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования могут применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиции на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т. п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей по качеству продукции, срокам выполнения заказов, уровню логистического сервиса.

     В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако чаще пользуются системными критериями, отвечающими экологическим, социальным, военным, политическим и другим целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.

     В макрологистических системах могут  решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции, ориентированных на определенные группы потребителей и производителей, размещение на заданной территории складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных распределительных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.

     Охарактеризуем  свойства макрологистических систем в  разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

     Первое  свойство (целостность и членимость) – система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 3).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3 – Макрологистическая система 

     На  макроуровне логистическая система  может быть представлена в виде следующих подсистем:

     Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

     Планирование  и управление производством –  эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.

     Сбыт  – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

     Второе  свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

     Третье  свойство (организация): связи между  элементами логистический системы  определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет  организацию.

     Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

     Внутри  макрологистической системы также  функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

     Принято выделять три варианта макрологистических систем:

     1. Макрологистические системы с  прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников.

     2. Эшелонированная макрологистическая  система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него - к потребителям через посредников.

     3. Макрологистическая система с  гибкой связью. В таких логистических  системах движение материальных  потоков от поставщиков сырья  и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников. В течение последних десятилетий в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается. 

     Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях когда:

     - товарный рынок раздроблен до  такой степени, что мощности  материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт. В этом случае оптовые посредники, работающие с широким ассортиментом материальных потоков от разных производителей в один комплексный материальный поток;

     - посреднические структуры располагают  потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики – организации закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

Информация о работе Макрологистические системы