Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа
Цель исследования – изучение литературы на данную тему и выявление приоритетных направлений лизинговой деятельности в Казахстане.
Задачи исследования:
Исследование теоретической основы лизинга.
Изучить мировой опыт лизинговых отношений.
Найти пути развития лизинга в Республике Казахстан и применение зарубежного опыта.
Введение………………………………………………………….……….2
I Глава 1 Сущность и значение лизинга в экономике………………………3
1.1 Понятие лизинга…………………………………………………...3
1.2 Зарождение лизинга…………………………………..………….. 4
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений…………………...5
1.4 Классификация лизинговых отношений ………………………..5
а) оперативный…………………………………………………..6
b) финансовый……………………………………………….......7
с) возвратный……………………………………………………7
d) долевой………………………………………………………..7
e) прямой………………………………………………………....8
f) сублизинг……………………………………………………...8
II Глава 2 Преимущества лизинга для различных субъектов ………........9
2.1 Преимущества лизинговых отношений ……………………..….9
а) для государства…………………………………………….....9
b) для лизингополучателя………………………………….…...9
с) для лизингодателя……………………………………………10
d) для продавцов лизингового имущества…………………….10
2.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в РК……………......11
III Глава 3 Лизинг в Республике Казахстан………….…….………………..12
3.1 Причины пассивности банков 2-ог уровня …………………….12
3.2 Страхование в лизинговой деятельности………………………14
Заключение………………………………………………………..…… ...15
Список использованной литературы
Имеются и другие проблемы : отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.
На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.
Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.
Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и др.) По состоянию на 1 августа 2002 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным им клиентам суммам в рамках финансового лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками – 42 149 тысяч тенге.
На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.
Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.
Представляется целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов обеспечения обязательств сторон.
На
нынешнем этапе экономического развития
Казахстана одним из оптимальных
вариантов диверсификации кредитного
и предпринимательского риска является
проведение комбинированной товарно-денежной
схемы лизинговых операций, где в качестве
инвесторов одновременно выступают три
субъекта лизинга : производитель, банк,
лизингополучатель. Значительный импульс
развитию лизинга, возможно, придаст опыт
использования государством механизма
лизинга в авиационной отрасли и в сельском
хозяйстве.
3.2 Страхование в лизинговой деятельности
Говоря о
Право
на проведение перечисленных видов
страхования и лицензии на осуществление
лизинговых операций имеют практически
все страховые организации и банки второго
уровня. Национальный банк Казахстана
как надзорный орган не вправе вмешиваться
в оперативную деятельность банков и страховых
организаций, в т.ч. по сделкам, связанных
с лизингом. Однако в целях дальнейшего
механизмов кредитования, оптимизации
финансовых потоков и обеспечения их прозрачности,
совершенствования платежной системы
Национальный банк готов участвовать
в обсуждении проблем лизинга.
Заключение:
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекламировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в Казахстане очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:
— была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
— развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).
— наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.
Такого
рода программа отделяет нашу Республику
от лизингового бума.
Список использованной
литературы:
8. Гладких Р.А. “Лизинг как форма инвестиционной деятельности”, //Бизнес и банки,- М, №30, 1998.
9. Кожемяков
А.“Лизинг в Центральной и Восточной Европе”,
// Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.