Лизинг в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение литературы на данную тему и выявление приоритетных направлений лизинговой деятельности в Казахстане.
Задачи исследования:
Исследование теоретической основы лизинга.
Изучить мировой опыт лизинговых отношений.
Найти пути развития лизинга в Республике Казахстан и применение зарубежного опыта.

Содержание

Введение………………………………………………………….……….2
I Глава 1 Сущность и значение лизинга в экономике………………………3
1.1 Понятие лизинга…………………………………………………...3
1.2 Зарождение лизинга…………………………………..………….. 4
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений…………………...5
1.4 Классификация лизинговых отношений ………………………..5
а) оперативный…………………………………………………..6
b) финансовый……………………………………………….......7
с) возвратный……………………………………………………7
d) долевой………………………………………………………..7
e) прямой………………………………………………………....8
f) сублизинг……………………………………………………...8
II Глава 2 Преимущества лизинга для различных субъектов ………........9
2.1 Преимущества лизинговых отношений ……………………..….9
а) для государства…………………………………………….....9
b) для лизингополучателя………………………………….…...9
с) для лизингодателя……………………………………………10
d) для продавцов лизингового имущества…………………….10
2.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в РК……………......11
III Глава 3 Лизинг в Республике Казахстан………….…….………………..12
3.1 Причины пассивности банков 2-ог уровня …………………….12
3.2 Страхование в лизинговой деятельности………………………14
Заключение………………………………………………………..…… ...15
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Лизинг в Республике Казахстан.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Имеются и другие проблемы : отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства  предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие  надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.

     На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.

     Условием  взаимной открытости кредиторов и заемщиков  является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего  заинтересованным лицам достоверную  информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.

     Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через  создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и др.) По состоянию на 1 августа 2002 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным им клиентам суммам в рамках финансового лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками – 42 149 тысяч тенге.

     На  сегодняшний день лизинг, включая  финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование  этого финансового инструмента  позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.

     Учитывая  зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.

     Представляется  целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов обеспечения обязательств сторон.

     На  нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных  вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга : производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве. 

            3.2 Страхование в  лизинговой деятельности

           Говоря о страховании  в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование  производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо предусмотрено в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки (или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных  с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями.

     Право на проведение перечисленных видов  страхования и лицензии на осуществление  лизинговых операций имеют практически все страховые организации и банки второго уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение:  

     Лизинг  становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

     Власти, продекламировав политику благоприятствования  лизингу как инвестиционному  инструменту за последние годы подготовили  солидную нормативную базу. К сожалению  не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

     В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой  кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным  проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

     Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал  лизинга в Казахстане очень велик  и государством и лизинговыми  компаниями проделана огромная работа.

     На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

     — была бы продуманна и создана более  развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

     — предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

     — развитие системы гарантий, чтобы  избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

     — наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

     Такая программа смогла бы подтолкнуть  коммерческие банки вместо получения  сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

     Такого  рода программа отделяет  нашу Республику от лизингового бума. 
 
 
 
 
 
 

 

    Список использованной литературы: 

  1. Закон Республики Казахстан «О финансовом лизинге» от 5 июля 2000 г. № 78-II
  2. Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 28 декабря 1994 года. (с изменениями)
  3. Анвар Сайденов «Операция Лизинг»», газета «Казахстанская правда» № 209-210  от 28.09.2002г, стр. 6
  4. Национальное Статистическое Агентство Республики Казахстан http://www.kazstat.asdc.kz/
  5. Национальный Банк Республики Казахстан  http://www.natonalbank.kz/
  6. Адриасова И.В. Лизинг: быть или не быть? //Бизнес и банки, №2, 1998
  7. Козлов Д. “Лизинг: новые горизонты предпринимательства”, // Экономика и жизнь, №29, июнь, 1997.

    8. Гладких Р.А. “Лизинг как форма инвестиционной деятельности”, //Бизнес и банки,- М, №30, 1998.

    9. Кожемяков А.“Лизинг в Центральной и Восточной Европе”, // Финансовый бизнес, -  М, № 7, 1996. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Лизинг в Республике Казахстан