Лизинг и его развитие в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является рассмотрение лизинга в современных условиях.
В курсовой работе сформулированы следующие основные задачи: рассмотреть сущность лизинга и выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования; проанализировать тенденции развития лизинговой деятельности в России; установить факторы, способствующие развитию лизинга в РФ.
Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития. В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3
Глава 1. Сущность лизинга……………………………………… …...…………....5
1.1. История и причины развития лизинга………………………………................5
1.2. Понятие и значение лизинга…………………………………………..……….7
1.3. Формы и виды лизинга………………………………………………………..10
1.4. Объекты и субъекты лизинга…………………………………………............16
Глава 2. Рынок лизинга в России………………………………………………….20
2.1. История развития лизингового законодательства в России………………...20
2.2. Состояние и проблемы на современном этапе……………….………….......23
2.3. Меры государственной поддержки…………………………………………..26
2.4. Перспективы развития….……………………………..………………………28 Заключение……………………………………………………………....................31
Список использованных источников и литературы……………………………..34
Приложение…………………………………………………………………...……35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Лизинг.doc

— 499.50 Кб (Скачать)

     1.4.Объекты и субъекты лизинга

     Объектом  лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской  деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и недвижимое имущество. В зависимости от объекта лизинга следует различать лизинг движимого имущества (лизинг оборудования) и лизинг недвижимого имущества. Земельные участки и другие природные объекты у нас в стране могут быть предметом договора аренды, но не могут быть переданы в финансовую аренду. Данное ограничение предмета финансовой аренды объясняется тем, что такое использование с предпринимательской целью земли и других природных объектов регулируются в первую очередь земельным кодексом. Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

- транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.);

- оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т. п.);   

-сельскохозяйственное оборудование;

- строительное (краны, бетономешалки и т. п.) и многое другое.

     Типичная  лизинговая сделка выглядит следующим образом:

     

 Рис. 1. Лизинговая сделка

Сложная схема трехсторонней лизинговой сделки представлена на схеме № 7.

     Таким образом, субъектами лизинга являются:

     1. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

     2. Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

     3. Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. [7].

     В качестве лизингодателя могут выступать:

     1. Банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.

     2. Лизинговые компании - финансовые  компании, специализирующиеся только  на финансировании сделки (оплате  имущества), или универсальные, оказывающие  не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные  с реализацией лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.

     3. Любая фирма, в учредительных  документах которой предусмотрена  лизинговая деятельность, имеющая  лицензию и достаточное количество  финансовых средств. 

     Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающего имущество в пользование по договору лизинга.

     Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

     Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность. Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий). Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные виды машин и оборудования. На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:

     · страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.

     · Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

       а) координацию деятельности организаций,  входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

     б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

     в) подготовку проектов законодательных  актов;

     г) участие в работе международных  ассоциативных общественных организаций. Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Рынок лизинга в России

     2.1 История развития лизингового законодательства в России

     Договор лизинга получил свое распространение  в странах Европы в 60-х годах, куда он был «привезен» из Америки. В Англии он был известен и уже применялся в средние века. В России договор  лизинга появляется в 90-е годы, когда ее экономика терпит кризис, и, следовательно, нуждается в инвестициях, льготах.

     Организационно-правовые основы широкомасштабного использования  лизинга в России были определены в 1994 г. Указом Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». И хотя он не содержал норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручил Правительству РФ «разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге» (которое, кстати, опоздало почти на год) и, более того, допускал ошибки в определении параметров будущего правового регулирования лизинговых отношений, тем не менее, это был первый нормативный правовой акт, посвященный правовому регулированию лизинговых правоотношений. Он установил приоритеты развития лизинга в России и в течение ряда лет определял политику государства в этой области.

     К моменту принятия Указа в ряде отраслей народного хозяйства лизинговая деятельность уже набирала темпы. В  развитие его положений в последующие годы был принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, позволивших перевести лизинг на законодательную основу. Главными актами в этом направлении, не потерявшими свое значение в определенной мере и в настоящее время являются:

         · Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», с дополнениями от 23.0496 г., включая Временное положение о лизинге;

          · Приказ Министерства финансов РФ от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций»;

          · Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»;

          ·  Гражданский Кодекс РФ. Часть II. Закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ;

          · Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией. Утв. Минэкономики 29.12.1995 г.

     8 февраля 1998 года был принят  Закон N 16-ФЗ «О присоединении  к Конвенции УНИДРУА о международном  финансовом лизинге», в соответствии  с которым и ст. 7 Гражданского Кодекса РФ ее нормы получили большую юридическую силу по сравнению с внутренним законодательством Российской Федерации.

     29 октября 1998 года был принят  Федеральный Закон РФ «О лизинге», который придал лизингу статус  самостоятельного вида инвестиционной деятельности, что существенно расширило возможности развития лизинговых схем и механизмов финансирования капитальных вложений. (После принятия этого Закона Указ Президента РФ 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был признан утратившим силу согласно Указ президента РФ от 22.04.1999 г. № 524). Закон «О лизинге» сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории Российской Федерации. Однако практика показала, что закон не соответствовал современным экономическим реалиям и создал определённые барьеры для развития лизинга. По словам заместителя Председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы, депутата А.Г.Аксакова, "старый закон изобиловал внутренними противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге".

     Работа  над совершенствованием Федерального закона "О лизинге" велась на протяжении нескольких лет. Как юристы, так и представители лизингового сектора считали, что закон требует серьёзной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть поправки в закон, долгое время велись жаркие дискуссии.

     29 января 2002 г. вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Вносимые данным законом поправки столь многочисленны, что могут рассматриваться как новая редакция Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге".

     Поправки  к федеральному закону "О лизинге" устраняют многочисленные недостатки закона "О лизинге" 1998 года, а  также добавляют в него новые  гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга. В основном преобразования направлены на преодоление внутренней несогласованности предписаний Закона, коллизий с иными нормативными правовыми актами и унификацию терминов. В то же время Закон по-новому регламентирует отдельные вопросы, касающиеся предмета лизинговой деятельности, прав, обязанностей и ответственности ее участников. В целом внесение поправок в закон "О лизинге" - это важный шаг на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми законодательной базы по лизингу.

     8 августа 2001 г. был принят Федеральный  закон РФ № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»,  который вступил в силу 10.02.2002 г. Данный Закон признает утратившим  силу Федеральный закон РФ  «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 158-ФЗ (ст. 19 Закона), в соответствии с которым деятельность по финансовой аренде (лизингу) подлежала лицензированию. Федеральный закон РФ № 128-ФЗ не предусматривает лицензирование лизинговой деятельности, также как и ФЗ «О лизинге» в последней редакции. Таким образом, начиная с 10.02.2002 г. организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять лизинговую деятельность без получения каких-либо разрешений (лицензий), связанных с этим видом деятельности.

     С 1 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Данный закон имеет непосредственное отношение к осуществлению лизинговой деятельности, поскольку лизинговые сделки на сумму равную или превышающую 600000 рублей подлежат обязательному контролю. В связи с этим лизинговые компании обязаны предоставлять сведения по указанным сделкам в соответствующий уполномоченный орган - Комитет РФ по финансовому мониторингу.

      
           2.2.Состояние и проблемы на современном этапе

     Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим  инвестиционным инструментом, с помощью  которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть  существенную роль в преодолении  инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления. Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность.

Информация о работе Лизинг и его развитие в современной России