Курс лекций по "Денежному обращению, кредитам и финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:30, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по предмету "Денежне обращение, кредиты и финансы".

Работа содержит 1 файл

Konspect lekciy po finansam.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

Доход:

  1. Поимущественные налоги 74%
  2. Налоги с оборота 11%
  3. Личный подоходный налог 6%
  4. Лицензии, визы 6%
  5. Прочие 3%

Структура российского бюджета

Расходы:

  1. Государственное управление
  2. Оборона 15%
  3. Социально-экономические мероприятия
  4. Финансирование хозяйств
  5. Внешнеэкономическая деятельность государства

Доходы:

  1. Налоги на прибыль, с оборота, подоходные
  2. Акцизы

Признаки отличия  федерального и местных бюджетов:

Формирование  доходов в местном бюджете  основывается на нормативах налоговых  отчислений от доходов предприятий. Средства в местном бюджете призваны удовлетворять местной инфраструктуре.

Рыночный бюджет:

  1. Резкое сокращение финансирования народного хозяйства (предприятий)
  2. Налоги (для любого бюджета)
  3. Принцип федерализма (каждый уровень власти обеспечивается своим бюджетом)
 

Налоги. Принципы и формы  налогообложения  

Бюджет 2004: 

Доходы: 2 трлн.74 млрд. руб. 17,9% от ВВП

Расходы: 2 трлн. 65 млн. руб. 17,4% от ВВП

Бюджет с профицитом составляет 83,4 млрд. руб

ВВП 15,3 трлн. руб.

Погашение государственного долга – 287 млрд. руб. 1,9% от ВВП

Финансовая помощь регионов 810,6 млрд. руб. 30,5%

Обеспечение безопасности государства 311 млрд. руб. 11,7%

Оборона 15%

Социальная политика 161 млрд. руб. 6,1%

Образование 118 млрд. руб. 4,4%

Промышленность  и др. 

Налоговая система. 

Налог – это  обязательный платёж физических и юридических  лиц, который взимается государством. В бюджете налоги представляют политику государства.

Налоги:

  1. Прямые – налог с объекта в процентах или в прямой сумме с единицы объекта, физического или юридического лица: налог на прибыль, на имущество предприятий, на рекламу, на землю, на дарение, на парковку.
  2. Косвенные – налоги  цене товара. Он невидим, его платит население, т.к. цена учитывается с налогом: НДС, акцизы, акцизы на подакцизные товары.

Акциз – косвенный  налог. Устанавливается в цене товара и взимается специальным способом или с единицы товара.

Федеральный налог  – это налог, который идёт в бюджет: налоги на доходы физических лиц, наследование, с операций с ценными бумагами, со страхования, с деятельности банков и др.

Региональный  налог – плата за пользование  ресурсами: лесной налог.

Местные налоги – на имущество физических лиц, строительство объектов, курортный налог, земельный налог, сборы на право торговли.

Налогообложение – это механизм действия налоговой  системы.

Принципы налогообложения  А. Смита (в любой налоговой системе):

  1. Равновесность (одинаковые отчисления)
  2. Легкодоступность и понимание налогов (для плательщиков)
  3. Справедливость
  4. Дешевизна (стоимость налогов больше, чем стоимость затрат на их взимание)

Роль налогообложения:

  1. Обязательность (принудительность)
  2. Стабильность (устойчивая ставка)
  3. Равнонапряжённость (бремя налога должно быть одинаково по уровню дохода)
  4. Социальная справедливость
  5. Простота расчётов и дешевизна
  6. Система налогообложения строится по правилам – это государственная политика

Механизм налогообложения:

  1. Выделение субъекта
  2. Определение объекта обложения (имущество, доход и т.д.)
  3. Определение источника обложения (доход, из которого платится налог)
  4. Единицы обложения (натуральные или денежные)
  5. Определение ставки налога (пропорциональные, долевые, регрессивные, твёрдые, прогрессивные)
  6. Льготы (разные в разных местах)

Одни налоги выполняют фискальную функцию, другие – стимулирующую, запретительную и  т.д.

Характеристика  налогов (прямые):

  1. Налог на прибыль предприятия

Уплачивают юридические  лица

Объект –  валовая прибыль, но сначала рассчитывается облагаемая прибыль: прибыль – затраты – страховка – др. 

Кривая  Лафера

(налоги не  могут быть 0 и не могут быть 100%, т.к. должны быть между 0 и 100%, в противном случае налогов  не будет). В России ставка –  24% 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Подоходный  налог с физических лиц (13%)

Объект –  доход (заработная плата)

Субъект – физическое лицо

  1. Налог на имущество (0,1% от инвентаризации – стоимость имущества)
  2. Земельный налог

Субъект – площадь  земли.

Разделён на сельское хозяйство, промышленность, граждан. Здравоохранение, образование и  др. освобождены.

  1. Налог с корпораций (с коммерческих организаций)

Объект –  валовая прибыль.

Косвенные налоги – налоги в цене товара.

  1. Налог на добавленную стоимость.

С части стоимости, которая добавлена конечным продавцом (15%)

Добавленная стоимость = конечная цена – стоимость приобретения

  1. Акцизы.

19 товаров: табак,  спиртное, сахар, соль, шоколад, меха, топливо и др.

  1. Таможенные пошлины.
 

Бюджетный процесс:

Составление, рассмотрение, утверждение, отчёт об итогах (до 3-ёх лет) – обязательность, единство, ежегодность.

1 этап – презентация бюджетного послания (об экономической ситуации и будущем).

2 этап – составление  плана-прогноза (министерство финансов, экономики, торговли, ЦСУ, Центробанк).

3 этап – рассмотрение  и принятие. 

Государственный кредит и долг. 

  1. Особенности государственного кредита как финансовых и кредитных отношений
  2. Классификация государственных займов
  3. Управление государственными займами
 

Особенности государственного кредита  как финансовых и  кредитных отношений 
 

Государству часто  не хватает бюджетных средств  поэтому возникает

дополнительная  потребность в них .Эти потребности  и удовлетворяют

государственным кредитом

Государство является заемщиком.

Государственный кредит

совокупность  экономических отношений между  государством в лице его органов

власти управления с одной стороны а  физическими и юридическими с другой

стороны. (т.е.население  или предприятия-кредиторы)

Государство должно всегда быть готовым стать заёмщиком (пример : катастрофы

и т.д.)

Государственный кредит представляет собой симбиоз  финансов и кредита 

Он имеет те же принципы что и кредит : возвратность ,срочность.

Финансовая сторона  - это государственный бюджет (использование средств)

Функции государственного кредита 

  1. Фискальная (в качестве заёмщика оно обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов)
  2. Регулирующая (регулирует денежный обращения )
  3. Увеличив спрос на заемные средства. Отсюда следует рост цены кредита
  4. Кредиты местным органам власти стимулируют развитие производства и занятости
  5. Покрытие потребностей
 

Принципы государственного кредита:

  1. Необходимость (не хватка бюджета)
  2. Целесообразность (использования дополнительных доходов)
  3. Последствия (работа  на экономику, на стабильность экономики)
 

Долг бывает:

  1. Капитальный (накопленный долг из года в год )
  2. Текущий

Государственный долг представляет собой аннигиляцию налогов (дополнительное изъятие неучтенных налогов) 

Классификация государственных  займов 

Форма кредита зависит от характера займа, категории населения , и других

Факторов.

По субъектам заёмных отношений:

А)центральные органы управления

Б) местные 

По месту размещения:

А) внутренние (рубли)

Б) внешние ($)

В зависимости от обращения на рынке:

А) рыночные государственные  обязательства 

Б) нерыночные

По срокам :

А) краткосрочные (до 1 года )

Б) среднесрочные (1 – 5 лет)

В) долгосрочные (5 лет и выше )

По обеспеченности

А) закладные 

Б) беззакладные 

По методам:

А) добровольные

Б) рыночные

По выплате  долга:

А) процентные (1,2,4 раза в год выплачиваются )

Б) выигрышные

В) беспроцентные

Г) беспроигрышные 
 

Долговые обязательства:

В зависимости  от метода определения дохода:

А) обязательства  с твердым доходом 

Б) обязательства  с плавающим доходом

Займы  могут  быть оформлены как облигационные  и безоблигационные. 

Управление  государственными займами 

Управление государственным доходом рассматривается в широком и узком

смысле 

А) В широком  смысле:

Направленность  финансовой политики государства, которое должно

способствовать  укреплению банков и кредитных систем

Б) В узком  смысле:

Формирование  направления финансовой политики государства.

Т.е. управление государственным долгом

А) управление всей кредитной системой финансовой политики

Б) управление отдельными займами

Государство часто  использует рефинансирование – выпуск новых займов за счёт

старых

Эффективность долга  
 

П - поступление по долгу

Р – расход

Государство недолжно занимать больше 25% уже существующего  долга

Конверсия –  один из видов реструктуризации долга

Информация о работе Курс лекций по "Денежному обращению, кредитам и финансам"