Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 23:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение способов, методов и форм кредитования физических лиц коммерческими банками.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение методов кредитования физических лиц;
- исследование основных принципов кредитования физических лиц;
- рассмотрение видов кредитов, выдаваемых населению;
- изложение порядка предоставления и погашения кредитов и уплаты процентов по нему;
- анализ кредитного договора;
- рассмотрение кредитного риска и методов управления им.
Введение…………………………………………………………………………..........3
1. Общие положения кредитования…………………………………………..........5
1.1. Классификация кредитов, выдаваемых населению и их характеристика……..5
1.2. Принципы кредитования…………………………………………………….........8
1.3 Кредитный договор………………………………………………………….…...13
2. Порядок кредитования физических лиц коммерческими банками……….....17
2.1. Порядок предоставления кредита.………………………………………............17
2.2. Порядок погашения кредита и уплаты процентов………………………..........21
2.3. Кредитный риск и методы управления им……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………....28
Список использованных источников и литературы……………………….……….31
Кредитный риск обусловливается факторами, лежащими как на стороне клиента, так и на стороне банка.
К группе факторов, лежащих на стороне клиентов, относятся: кредитоспособность и характер кредитной сделки. К группе факторов, лежащих на стороне банка, относятся организация банком кредитного процесса.
Кредитоспособность
заемщика в обобщенном виде отражает
степень доверия банка к
Характер кредитной сделки выражается в содержании объекта кредитования, сумме и сроке кредита, порядке его выдачи и погашения, способе обеспечения возвратности. Объект кредитования может быть связан с осуществлением либо единичной хозяйственной сделки (приобретение партии товаров), либо совокупности сделок. Степень охвата кредитом кругооборотов фондов предприятий различна при разных объектах. При более широком участии кредита в кругообороте фондов круг факторов кредитного риска увеличивается, поэтому степень риска кредитования совокупности сделок более высока, чем кредитования отдельной сделки. Кредитный риск увеличивается также по мере возрастания суммы кредита и удлинения его срока. Выдача и погашение кредита в несколько этапов (по мере возникновения потребности) снижает кредитный риск, а одноразовость выдачи и погашения ссуды его увеличивает. Наличие солидных гарантий и солидного залогового обеспечения повышает уверенность кредитора в возврате выданных ссуд.
Степень кредитного риска зависит также от организации кредитного процесса банком. В значительной мере уменьшает риск кредитных сделок банка:
Данный фактор имеет особо важное значение при недостаточно высокой квалификации и опытности кредитных работников большинства коммерческих банков России.
Наступление кредитного риска может зависеть не только от банка и его клиентов, но и от более глобальных причин, таких как политическая нестабильность в стране, изменение политики Центрального банка, принятие новых законопроектов, т.е. от причин, на которые банк не может оказать влияния и отследить этот риск на длительном отрезке времени.
Риск невозврата кредитов сказывается и на величине ставок — банки обязательно закладывают его в проценты. По оценкам Ассоциации региональных банков, не возвращают кредиты примерно 6–8% заемщиков. В самих кредитных организациях точные цифры потерь называть отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Даниил Сандлер, директор по стратегическому развитию Уралвнешторгбанка: «Конечно, в цену кредита закладывается дополнительный риск, учитывается и статистика по тому или иному виду кредита — дабы мы смогли сформировать какие-то резервы. Это «дополнительная подушка» — не только для того, чтобы сберечь собственный капитал, но и чтобы обеспечить возврат денег нашим кредиторам, в том числе и вкладчикам».9
Управлять рисками невозвратов помогают скоринговые системы, которые активно внедряют банки, занимающиеся розничным кредитованием. Скоринг физических лиц представляет собой сложную математическую систему оценки, основанную на различных характеристиках клиентов — личный доход, возраст, семейное положение, профессия и прочее. Главный вопрос, на который отвечает скоринг, — вернет заемщик кредит или нет? Но признать такие системы совершенными, нельзя: вполне может случиться так, что вместе с потенциально неблагонадежными клиентами банк откажет и порядочному. Максим Антропов, начальник управления клиентского кредитования КБ «Драгоценности Урала»: «В нашем банке существует система оценки кредитоспособности заемщиков, и благодаря ей часть клиентов отсеивается на начальном этапе. Но отсев, на наш взгляд, значительный — 25–30%».10
Скоринговые системы — не единственный инструмент проверки заемщика. По словам работников банков, они располагают базой так называемых «нежелательных людей» — например, имеющих сроки за совершенные преступления, страдающих алкогольной или наркозависимостью. Заемщика обязательно проверяют по этой базе. «Если мы отмечаем, что риск невозвратов увеличивается, то вводим некоторые ограничения: например, устанавливаем большую сумму первоначального взноса, — говорит Максим Антропов. — Наш опыт говорит, что наиболее рискованные группы товаров — компьютеры, сотовые телефоны, аудио-, видеотехника. Наименее — пластиковые окна, встраиваемая техника».11
Решить проблему снижения рисков, связанных с оценкой кредитоспособности заемщика, сможет, по мнению банкиров, создание в стране системы кредитных бюро — как частных, так и федеральных, учрежденных Центральным Банком. По закону банки с согласия заемщиков будут передавать сведения о них в кредитные бюро, и получать по запросам кредитные истории заемщиков. Елена Желтова, руководитель группы PR банка «Хоум Кредит»: «Основные проблемы развития рынка потребительского кредитования в нашей стране — новизна этой услуги, низкая осведомленность населения о ней, отсутствие навыков планирования семейного бюджета, а также отсутствие кредитных бюро, поэтому риски банков, работающих в этом сегменте рынка, достаточно высоки, что отражается на процентных ставках».12
В практической деятельности как отдельное направление управление кредитными рисками в коммерческом банке только начинает зарождаться. На данном этапе оно присутствует только в крупных коммерческих банках. Поэтому в связи с этим сегодня главная задача коммерческих банков – даже в условиях жесткой конкуренции предоставлять прибыльные ссуды с разумным риском.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить некоторые важные аспекты, связанные с кредитованием физических лиц:
Схема кредитования включает следующие основные этапы:
Дальнейшее развитие потребительского кредитования видится в том, что на российском рынке будут доминировать иностранцы. Эта тенденция будет принимать более чем реальные очертания. Отлаженные схемы работы иностранных банков способствуют быстрому достижению результатов благодаря четкой системе построения продаж, маркетинга и прочее. Поэтому задачей российских банков, а в частности региональных, которые хотят отстоять свои позиции на местных рынках, - оптимизировать процессы и технологии потребительского кредитования. Для начала следует перестать рассматривать кредитование в качестве дополнительной услуги клиентам, как это принято сейчас. Кроме того, кредитные программы иностранных банков рассчитаны на людей со средним и ниже среднего доходами, которые реально нуждаются в займе. Отечественные банки пытаются привлечь одного, но состоятельного клиента и теряют на оборотах. Но в активе местных банков – более глубокое знание рынка, психологии нашего потребителя, а у крупных банков – развитая филиальная инфраструктура, на создание которой иностранцам придется потратить время и средства.
Существенным фактором, негативно влияющим на активность банков на рынке потребительского кредитования, является отсутствие цивилизованных форм взаимодействия между банками, а так же с правоохранительными органами на предмет обмена информацией о заемщиках, их кредитной истории. Это крайне важный вопрос, так как массовое потребительское кредитование по своей сути является бланковым и строится в основном на прогнозе платежеспособности и других социальных факторах частного лица. Поэтому меры, способные внести определенность в эти прогнозы, исключить действия мошенников, будут снижать кредитные риски, и, следовательно, банки смогут предложить более простые и дешевые формы кредитования.
Объем рынка потребительского кредитования, по прогнозам экспертов, к 2011 году составит 40 – 50 млрд. долларов. Снижение ставок по экспресс - кредитам до 18% годовых в рублях. Сейчас использование самого популярного вида кредитования обходится заемщику в 22-29% годовых (без учета комиссий по ведению счета и различных дополнительных платежей).
В работе затронуты лишь некоторые из вопросов, возникающих в связи с оценкой кредитоспособности заемщика, анализа кредитной заявки. Изучение проблем в этой сфере, а также проработка предложений по их устранению требует более пристального внимания и глубокого изучения.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Кредит | Представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду |
2 | Овердрафт | Это допущение дебетового остатка на счете клиента |
3 | Кредитные операции | Самая доходная статья банковского бизнеса |
4 | Потребительский кредит | Выражается главным образом в предоставлении отсрочки платежа за товары лицам, купившим эти товары для потребления. |
5 | строительный кредит | Краткосрочный кредит на строительство (реконструкцию) жилья |
6 | кредит на приобретение жилья | Долгосрочный кредит для приобретения жилья |
7 | срочность кредитования |
Представляет собой необходимую форму
возвратности кредита, т.е. кредит должен быть не только возвращен, но и возвращен в строго определенный срок |
8 | Возвратность | Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком |
9 | Платность банковских ссуд | Внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами |
10 | Дифференцированность кредитования | Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков |
|
Алиевская Е. Новейшая кредитная история. // Деловой квартал. 2008. №41. |
|
Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. –317с |
|
Горбунова О.Н. Финансовое и банковское право. Словарь – справочник. – М.: Инфра – М, 2006. – 412с. |
|
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. 2-е издание. – М.: Юнити – Дана, 2006. – 600 с |
|
Казак А.Ю. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Екатеринбург: РИФ «Солярис», 2007. – 200с. |
|
Князева А. Бесцельные деньги. // Финансист. Журнал. 2009. №9. |
|
Ковалев А.П. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Р.на Д.: Феникс, 2009. – 416с. |
|
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 432с. |
|
Коробова Г.Г.. Банковское дело. Учебник. – М.: Экономист, 2006.- 820 |
|
Лаврушин О.И. Банковское дело. Учебник. – М: Финансы и статистика, 2010. – 418с. |
|
Леонов В., Юшкова Е. Рейтинг банков после кризиса. // Финансист. 2007. №35 |
|
Рябова О. Обратная сторона кредита. // Деловой квартал. 2007. №45. |
А | |
Б |