Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:33, контрольная работа
1. Кредитование корпоративных клиентов
В 2011 году Сбербанк оставался ключевым поставщиком финансовых ресурсов в российскую экономику. На Банк приходится около трети всего кредитного портфеля банковской системы. Играя столь значительную роль в кредитовании экономики, Банк непрерывно развивает это важное направление и наращивает объемы кредитования.
За 2011 год Сбербанк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 5,5 трлн руб. – на 28% больше, чем в предыдущем году. Портфель кредитов юридическим лицам увеличился за год на 34,1% и достиг 6,4 трлн руб. Более половины портфеля приходится на территориальные банки, работающие во всех регионах страны.
1. Кредитование корпоративных клиентов
В 2011 году Сбербанк оставался ключевым поставщиком финансовых ресурсов в российскую экономику. На Банк приходится около трети всего кредитного портфеля банковской системы. Играя столь значительную роль в кредитовании экономики, Банк непрерывно развивает это важное направление и наращивает объемы кредитования.
За 2011 год Сбербанк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 5,5 трлн руб. – на 28% больше, чем в предыдущем году. Портфель кредитов юридическим лицам увеличился за год на 34,1% и достиг 6,4 трлн руб. Более половины портфеля приходится на территориальные банки, работающие во всех регионах страны.
Структура кредитного портфеля
Традиционно большая часть кредитов корпоративным клиентам выдана в рублях – их доля в портфеле на 1 января 2012 года составила 78,2%. Наиболее востребованными, по-прежнему, остаются кредиты в российских рублях на срок от 1 до 3 лет для финансирования текущей деятельности или рефинансирования ранее взятых обязательств. Высоким спросом пользуются также кредиты на срок более 5 лет.
Таблица 1. Структура кредитного портфеля по срокам кредитования
рубли |
валюта | |||
1.01.2012 |
1.01.2011 |
1.01.2012 |
1.01.2011 | |
До года |
15.7% |
19.8% |
14.2% |
6.8% |
1 – 3 года |
34.8% |
32.6% |
14.5% |
14.7% |
3 – 5 лет |
15.0% |
20.8% |
16.1% |
40.1% |
Более 5 лет |
34.0% |
26.8% |
55.2% |
38.4% |
всего |
100.0% |
100.0% |
100.0% |
100.0% |
Сегментация корпоративного бизнеса
Банк расширяет кредитно-финансовые операции со всеми группами корпоративных клиентов, взаимодействуя и с флагманами российского бизнеса, и с сегментом микро- и малого бизнеса. Приоритетное внимание оказывается компаниям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых проходит по счетам в Сбербанке.
Таблица 2. Структура кредитного портфеля Банка в разрезе клиентских сегментов
1.01.2012 |
1.01.2011 | |||
остаток, млрд руб. |
доля в портфеле, % |
остаток, млрд руб |
доля в портфеле, % | |
Крупная корпоративная клиентура |
3 715 |
58.1 |
2 471 |
51.9 |
Средний бизнес |
1 751 |
27.4 |
1 613 |
33.8 |
Малый бизнес |
656 |
10.3 |
529 |
11.1 |
Исполнительные органы власти |
267 |
4.2 |
153 |
3.2 |
Всего |
6 389 |
100.0 |
4 766 |
100.0 |
В 2011 году в Сбербанке выделена приоритетная программа по развитию бизнеса с компаниями крупного и среднего сегмента с годовой выручкой от 0,4 до 15 млрд руб. В Банке сформирован институт клиентских менеджеров, ответственных за сотрудничество с этими клиентами, доработаны продуктово-сервисные предложения и внедрены обновленные продукты овердрафтного, оборотного кредитования, торгово-экспортного финансирования, расчетно-кассового обслуживания. Сделаны первые шаги по интеграции инвестиционных-банковских продуктов в процессы работы с крупными клиентами.
Кредитование крупных клиентов
Портфель кредитов крупным корпоративным клиентам в 2011 году увеличился в 1,5 раза и превысил 3,7 трлн руб. Наибольшие объемы кредитных ресурсов выданы крупнейшим корпоративным клиентам, работающим в различных отраслях народного хозяйства. Средства предоставлялись на финансирование текущей деятельности, пополнение оборотного капитала, инвестиционные программы по модернизации производства, сделки слияния и поглощения, реструктуризацию задолженности, лизинг и другие цели. Сбербанк организовал выпуск облигаций для финансирования строительства автодороги в рамках партнерства по важнейшему инфраструктурному проекту федерального значения.
Одним из приоритетных направлений работы Банка является сотрудничество с предприятиями малого бизнеса. По итогам 2011 года портфель кредитов, выданных малому бизнесу, превысил 650 млрд руб., а количество клиентов превысило 100 тысяч.
В 2011 году в Банке утверждена Концепция развития малого бизнеса до 2014 года, которой определено предоставление компаниям данного сегмента комплексного сервиса, поддержка на каждом этапе развития, выполнение Банком роли локомотива создания малого бизнеса в России и завоевание лидирующей позиции на данном рынке. Развитие отношений с клиентами малого бизнеса идет по нескольким направлениям.
На новые технологические рельсы переводится процесс выдачи кредитов. Во всех территориальных банках внедрена технология «Кредитная фабрика» – беззалоговое кредитование малого бизнеса на основе скоринговой модели оценки кредитоспособности.
Срок выдачи кредита – 3 дня. В 2011 году по технологии выдано более 48 тыс. кредитов на сумму 32,3 млрд руб.
Начата реализация еще одной технологии кредитования малого бизнеса – «Кредитный конвейер», который позволяет предоставлять кредиты с гибкими условиями всем категориям заемщиков малого бизнеса не более чем за 5 рабочих дней. По итогам первого этапа выдано около 300 кредитов на сумму свыше 1 млрд руб.
Второе направление развития отношений с малым бизнесом – разработка новых продуктов. В 30 крупнейших городах запущено тестирование инновационного кредитного продукта «Бизнес-старт» для начинающих предпринимателей, которые теперь могут получить финансирование до 70% стартующего бизнеса. На первом этапе предусматривается кредитование бизнеса, организуемого по франчайзингу. В дальнейшем планируется предлагать клиентам более 100 готовых решений по самостоятельному открытию бизнеса.
Банком разработан
другой кредитный продукт – «Бизнес-
Третье важное направление работы с малым бизнесом – изменение условий действующих программ с учетом потребностей рынка. В 2011 году по программе беззалогового кредитования максимальная сумма кредита увеличена до 2 млн руб., срок кредита – до 3 лет; для сельскохозяйственных производителей срок кредитования на цели приобретения основных средств увеличен до 7 лет; по программе «Бизнес-авто» взнос заемщика при приобретении отдельных категорий транспортных средств снижен с 20% до 10%.
2. Кредитование частных клиентов
Динамика кредитного портфеля
За 2011 год Банк предоставил частным клиентам свыше 4,3 млн кредитов на общую сумму 1 230 млрд руб., что в 1,7 раза больше, чем за предыдущий год. В результате розничный кредитный портфель увеличился на 36,6% и достиг 1 777 млрд руб.
Таблица 3. Динамика кредитного портфеля физических лиц в разрезе продуктов
1.01.2012 |
1.01.2011 | |||
остаток, млрд руб |
доля, % |
остаток, млрд руб |
доля, % | |
Автокредиты |
82.2 |
4.6 |
79.5 |
6.1 |
Жилищные кредиты |
762.2 |
42.9 |
600.0 |
46.1 |
Потребительские кредиты |
933.0 |
52.5 |
621.8 |
47.8 |
Всего |
1 777.3 |
100.0 |
1 301.3 |
100.0 |
Развитие продуктовой линейки
Новые продукты
С I квартала 2011 года Банк предлагает клиентам новую линейку розничных кредитных продуктов. С ее вводом внедрено клиент ориентированное базовое предложение, предусматривающее разные условия для разных клиентских сегментов. Приняты следующие клиентские сегменты: сотрудники Банка и его дочерних компаний; работники предприятий, являющихся участниками зарплатного проекта; работники предприятий, прошедших аккредитацию; физические лица, не относящиеся к предыдущим трем категориям. При этом, в случае наличия у заемщика «хорошей» кредитной истории, к процентной ставке может быть применен понижающий дисконт.
Ипотечное кредитование
Банк приступил к кредитованию физических лиц по Программе Внешэкономбанка «Ипотека с государственной поддержкой», в рамках которой кредиты предоставляются на цели приобретения объектов недвижимости в новостройках.
На территории Юго-Западного банка внедрена Программа «Строительные сберегательные кассы», участниками которой являются «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» и клиенты – физические лица, признанные получателями социальных выплат. Программа направлена на привлечение физических лиц с низкими доходами и не имеющих достаточных средств на покупку жилья в кредит по стандартным программам кредитования на целевое накопление средств для последующего ипотечного кредитования под льготную процентную ставку. К концу года около 1,5 тыс. жителей Кубани вступили в программу.
С декабря 2011 года
на территориях шести
Введены в действие особые условия кредитования для наиболее социально значимых категорий – «Ипотека плюс материнский капитал». В рамках программы молодым семьям с двумя и более детьми предоставляется возможность использовать материнский капитал в качестве первоначального взноса по кредиту полностью или частично.
Увеличена максимальная сумма кредита по программе «Рефинансирование жилищных кредитов», выданных другими банками. Также разрешено оформление в залог иного объекта недвижимости и поручительств физических лиц на период до регистрации предмета залога в пользу Банка.
В отчетном году проводились специальные акции, в рамках которых Банком выдано более 60 тыс. кредитов на общую сумму 65 млрд руб.:
Автокредитование
С 2011 года реализована возможность введения кредитных заявок в автоматизиро ванные системы Сбербанка непосредственно в автосалоне. Это повысило уровень сервиса за счет сокращения времени принятия решения по заявке и печати кредитной документации в автосалоне.
Кроме того, Банк:
В 2011 году Сбербанк предлагал автокредиты с пониженными ставками в рамках специальной акции «Маленький процент для больших скоростей», что позволило переломить тенденцию сокращения портфеля автокредитов. За время проведения акции выдано порядка 73 тыс. кредитов на 29 млрд руб.
Потребительские кредиты
В целях разработки программ с индивидуальным предложением для конкретного клиента в Банке внедряется система ценообразования, основанная на уровне риска.
Надежность и платежеспособность клиента влияют на стоимость кредита – данный принцип применяется при выдаче потребительских кредитов.
В 2011 году Банком выделены две новые категории заемщиков, которым предоставляются отдельные условия по кредитам:
Банк продолжал либерализацию условий по потребительским кредитам: