Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:11, реферат
Целью данной работы являлись исследование всех аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;
оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;
проведение анализа управления кредитными операциями на примере конкретного коммерческого банка;
рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;
разработка рекомендаций по повышению эффективности управления кредитными операциями.
Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Кредитная политика банка …………………………………………
1.1 Сущность и виды кредитных операций
1.2. Необходимость управления кредитными операциями
1.3. Этапы кредитования
Глава II.КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СБЕРБАНКА РОССИИ……………….
2.1.Сбербанк сегодня…………………………………………………………
2.2. Кредитная политика банка в текущих экономических условиях.........
3аключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………..
Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты ликвидности: коэффициенты обслуживания долга.
Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия (Формулы расчета этих показателей приведены в Приложении 2).
Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости.
Коэффициенты эффективности, или оборачиваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэффициентов оборачиваемости помогает оценить причину изменений коэффициентов ликвидности. Например, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левереджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.
Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли в принципе заемщик рассчитаться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по срокам, с соответствующими (по срокам) обязательствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для определенной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для погашения своих долговых обязательств в избыточном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро реализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.
По степени ликвидности все активы можно разделить на три класса. К первому классу относятся активы, уже находящиеся в денежной форме (агрегат в балансе А2). Это - остатки денежных средств в рублевой и валютной кассе, остатки денежных средств на расчетных счетах предприятия и прочие денежные средства. Ко второму классу ликвидных активов относится дебиторская задолженность краткосрочного характера, обусловленная нормальным течением производственного цикла, а также краткосрочные финансовые вложения (векселя первоклассных векселедателей, государственные ценные бумаги (агрегаты А4 и А6)). Третий класс ликвидных активов образуют запасы товарно-материальных ценностей, готовой продукции, а также дебиторская задолженность долгосрочного характера и прочие активы (агрегат А5).
Коэффициент обслуживания долга К17 определяется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для проплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.
Финансовое положение предприятия обуславливается в немалой степени и его деловой активностью. В критерии деловой активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется "золотое правило экономики предприятия", в соответствии с которым рассматриваются следующие величины: Тбп - темпы роста балансовой прибыли; Тр - темпы роста объема реализации; Тк - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:
Тбп > тр > тк > 100%.
Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации свидетельствуют об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение экономической эффективности предприятия.
Более высокие темпы роста объема реализации по сравнению с темпами роста активов предприятия (основного и оборотного капитала) свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.
Соблюдение "золотого правила" означает, что экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
В процессе принятия управленческого решения о выдаче кредита используется ряд классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации и способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенными являются "Z-анализ" Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.
"Z-анализ" был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.
Цель "Z-анализа" - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выглядит следующим образом:
Z = 1,2 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 X4 + 1,0 X5
Правило разделения фирм на группы успешных и банкротов следующее:
если Z < 2,675, фирму относят к группе банкротов;
если Z > 2,675, фирму относят к группе успешных;
при значении Z от 1,81 до 2,99 модель не работает, этот интервал - "область неведения".
Принимая за основу составленный ранее агрегированный баланс, переменные для уравнения Z -оценки рассчитывают следующим образом:
Данную количественную модель в процессе анализа можно использовать как дополнение к качественной характеристике, данной служащими кредитных отделов. Однако она не может заменить качественную оценку. Модель и получаемые посредством нее Z-оценки могут послужить ценным инструментом определения общей кредитоспособности клиента.
Хотя одной из важнейших задач банковских служащих является оценка политики и эффективности управленческой деятельности на предприятии, но прямая оценка - трудная задача, поэтому прибегают к косвенной - путем анализа относительных показателей, отражающих не причины, а симптомы. Однако, выявляя аномальные значения показателей, кредитный аналитик может очертить проблемные области и выявить причины возникающих проблем.
Фактически коэффициенты Z-оценки содержат элемент ожидания. Это означает, что если Z-оценка некоторой компании находится ближе к показателю средней компании-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если же менеджеры компании и банк, осознав финансовые трудности, предпринимают шаги, чтобы предотвратить усугубление ситуации, то банкротства не произойдет, то есть Z-оценка является сигналом раннего предупреждения.
Таким образом, модель Альтмана пригодна для оценки общей деятельности компании.
Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. При этом под "невыполнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально. Переменные, входящие в модель, могут рассчитываться на основании данных составленного ранее агрегированного баланса, что показано ниже.
В модель Чессера входят следующие шесть переменных:
Оценочные показатели модели следующие:
у = -2, 0434 + (-5, 24Х1) + О, 0053Х2- 6, 6507Х3 +
+ 4,4009Х4 - О, 0791Х5 - О, 1020Х6.
Переменная у, которая представляет собой линейную комбинацию независимых переменных, используется в следующей формуле для оценки вероятности невыполнения условий договора, Р:
где е = 2,71828. Получаемая оценка у может рассматриваться как показатель вероятности невыполнения условий кредитного договора. Чем больше значение у, тем выше вероятность невыполнения договора для данного заемщика.
В модели Чессера для оценки вероятности невыполнения договора используются следующие критерии:
если Р > 0,50, следует относить заемщика к группе, которая не выполнит условий договора;
если Р < 0,50, следует относить заемщика к группе надежных.
Модель оценки рейтинга заемщика Чессера подходит для оценки надежности кредитов.
Однако, используя математические методы при управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математические модели не учитывают роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.
Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.
Коэффициенты финансового левереджа и ликвидности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически критериальный уровень, тогда как остальные группы финансовых коэффициентов - коэффициент эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельного предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как коэффициенты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.
Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности ("золотое правило экономики предприятия").
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента - 0%. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности.
Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) - 0%.
Выполнение "золотого правила экономики предприятия" дает 5%, невыполнение – 0%.
Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100% (Табл. 1.3.1).
Таблица 1.3.1.
Рейтинговая оценка предприятий
Оценка | Характеристика |
100% | Высокая кредитоспособность, отличное финансовое состояние |
80-90% | Хорошее финансовое состояние, хороший уровень кредитоспособности |
60-70% | Удовлетворительное финансовое состояние, удовлетворительный уровень кредитоспособности |
40-50% | Предельное финансовое состояние, предельно допустимый уровень кредитоспособности |
0-30% | Финансовое состояние хуже предельного, кредитоспособность ниже предельной |