Кредитная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

Целью данной работы являлись исследование всех аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;
оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;
проведение анализа управления кредитными операциями на примере конкретного коммерческого банка;
рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;
разработка рекомендаций по повышению эффективности управления кредитными операциями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Кредитная политика банка …………………………………………
1.1 Сущность и виды кредитных операций
1.2. Необходимость управления кредитными операциями
1.3. Этапы кредитования
Глава II.КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА СБЕРБАНКА РОССИИ……………….
2.1.Сбербанк сегодня…………………………………………………………
2.2. Кредитная политика банка в текущих экономических условиях.........
3аключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Для проведения дальнейшего анализа креди­тоспособности предприятия используется систе­ма финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или обо­рачиваемости; коэффициенты прибыльности; ко­эффициенты ликвидности: коэффициенты обслу­живания долга.

Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия (Формулы расчета этих показателей приведены в Приложении 2).

Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственно­го и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой ус­тойчивости.

Коэффициенты эффективности, или оборачи­ваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэф­фициентов оборачиваемости помогает оценить при­чину изменений коэффициентов ликвидности. На­пример, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосроч­ной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.

Коэффициенты прибыльности харак­теризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они явля­ются существенным дополнением к коэффициен­там финансового левереджа. Например, при по­вышении прибыльности работы предприятия ухуд­шение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.

Коэффициенты ликвидности показы­вают, способен ли в принципе заемщик рассчи­таться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по сро­кам, с соответствующими (по срокам) обязатель­ствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для опреде­ленной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для пога­шения своих долговых обязательств в избыточ­ном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро ре­ализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.

По степени ликвидности все активы можно разделить на три класса. К первому классу отно­сятся активы, уже находящиеся в денежной фор­ме (агрегат в балансе А2). Это - остатки денеж­ных средств в рублевой и валютной кассе, остат­ки денежных средств на расчетных счетах пред­приятия и прочие денежные средства. Ко второму классу ликвидных активов относится дебиторская задолженность краткосрочного характера, обуслов­ленная нормальным течением производственного цикла, а также краткосрочные финансовые вложе­ния (векселя первоклассных векселедателей, госу­дарственные ценные бумаги (агрегаты А4 и А6)). Третий класс ликвидных активов образуют запа­сы товарно-материальных ценностей, готовой продукции, а также дебиторская задолженность долгосрочного характера и прочие активы (аг­регат А5).

Коэффициент обслуживания долга К17 опре­деляется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для проплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направ­ляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.

Финансовое положение предприятия обуслав­ливается в немалой степени и его деловой активно­стью. В критерии деловой активности предприя­тия включаются показатели, отражающие качествен­ные и количественные стороны развития его де­ятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, вели­чина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется "золотое правило экономики предприятия", в соответствии с которым рассмат­риваются следующие величины: Тбп - темпы роста балансовой прибыли; Тр - темпы роста объема реализации; Тк - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:

Тбп > тр > тк > 100%.

Более высокие темпы роста прибыли по срав­нению с темпами роста объема реализации сви­детельствуют об относительном снижении издер­жек производства, что отражает повышение эко­номической эффективности предприятия.

Более высокие темпы роста объема реализа­ции по сравнению с темпами роста активов пред­приятия (основного и оборотного капитала) сви­детельствуют о повышении эффективности исполь­зования ресурсов предприятия.

Соблюдение "золотого правила" означает, что экономический потенциал предприятия возраста­ет по сравнению с предыдущим периодом.

В процессе принятия управленческого реше­ния о выдаче кредита используется ряд класси­фикационных моделей, отделяющих фирмы-банк­роты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации ин­формации и способствуют принятию окончатель­ного решения о предоставлении кредита и конт­роля за его использованием. Наиболее распрос­траненными являются "Z-анализ" Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.

"Z-анализ" был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.

Цель "Z-анализа" - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выгля­дит следующим образом:

 

Z = 1,2 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 X4 + 1,0 X5

 

Правило разделения фирм на группы успеш­ных и банкротов следующее:

если Z < 2,675, фирму относят к группе бан­кротов;

если Z > 2,675, фирму относят к группе ус­пешных;

при значении Z от 1,81 до 2,99 модель не работает, этот интервал - "область неведения".

Принимая за основу составленный ранее аг­регированный баланс, переменные для уравнения Z -оценки рассчитывают следующим образом:

 

 

 

 

 

 

Данную количественную модель в процессе анализа можно использовать как дополнение к ка­чественной характеристике, данной служащими кре­дитных отделов. Однако она не может заменить качественную оценку. Модель и получаемые по­средством нее Z-оценки могут послужить ценным инструментом определения общей кредитоспособ­ности клиента.

Хотя одной из важнейших задач банковских служащих является оценка политики и эффектив­ности управленческой деятельности на предприя­тии, но прямая оценка - трудная задача, поэтому прибегают к косвенной - путем анализа относи­тельных показателей, отражающих не причины, а симптомы. Однако, выявляя аномальные значения показателей, кредитный аналитик может очертить проблемные области и выявить причины возника­ющих проблем.

Фактически коэффициенты Z-оценки содержат элемент ожидания. Это означает, что если Z-оценка некоторой компании находится ближе к показате­лю средней компании-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если же менеджеры компании и банк, осознав финансовые трудности, предпринимают шаги, чтобы предотвратить усугубление ситуации, то банкротства не произойдет, то есть Z-оценка является сигналом раннего предупреждения.

Таким образом, модель Альтмана пригодна для оценки общей деятельности компании.

Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом ус­ловий договора о кредите. При этом под "невы­полнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклоне­ния, делающие ссуду менее выгодной для креди­тора, чем было предусмотрено первоначально. Переменные, входящие в модель, могут рассчи­тываться на основании данных составленного ра­нее агрегированного баланса, что показано ниже.

В модель Чессера входят следующие шесть переменных:

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные показатели модели следующие:

 

у = -2, 0434 + (-5, 24Х1) + О, 0053Х2- 6, 6507Х3 +

+ 4,4009Х4 - О, 0791Х5 - О, 1020Х6.

 

Переменная у, которая представляет собой линейную комбинацию независимых переменных, используется в следующей формуле для оценки вероятности невыполнения условий договора, Р:

 

 

где е = 2,71828. Получаемая оценка у может рас­сматриваться как показатель вероятности невы­полнения условий кредитного договора. Чем боль­ше значение у, тем выше вероятность невыполне­ния договора для данного заемщика.

В модели Чессера для оценки вероятности невыполнения договора используются следующие критерии:

если Р > 0,50, следует относить заемщика к группе, которая не выполнит условий договора;

если Р < 0,50, следует относить заемщика к группе надежных.

Модель оценки рейтинга заемщика Чессера подходит для оценки надежности кредитов.

Однако, используя математические методы при управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отно­шения между сторонами, так и понимание техни­ческих аспектов. Математические модели не учи­тывают роль межличностных отношений, а в прак­тике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.

Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключи­тельным обобщающим выводом анализа кредитос­пособности клиента.

Для рейтинговой оценки используются полу­ченные на этапе общего анализа три группы ко­эффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.

Коэффициенты финансового левереджа и лик­видности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически кри­териальный уровень, тогда как остальные группы финансовых коэффициентов - коэффициент эф­фективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого от­дельного предприятия. Коэффициенты эффектив­ности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как коэффициенты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.

Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты при­быльности, а также анализа деловой активности ("золотое правило экономики предприятия").

Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение ко­эффициента - 0%. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности.

Если каждый из коэффициентов прибыльнос­ти имеет положительное значение (то есть пред­приятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов от­рицательное (у предприятия убыток) - 0%.

Выполнение "золотого правила экономики предприятия" дает 5%, невыполнение – 0%.

Набранное количество процентов суммирует­ся. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100% (Табл. 1.3.1).

Таблица 1.3.1.

Рейтинговая оценка предприятий

Оценка

Характеристика

100%

Высокая кредитоспособность, отличное финансовое состояние

80-90%

Хорошее финансовое состояние, хороший уровень кредитоспособности

60-70%

Удовлетворительное финансовое состояние, удовлетворительный уровень кредитоспособности

40-50%

Предельное финансовое состояние, предельно допустимый уровень кредитоспособности

0-30%

Финансовое состояние хуже предельного, кредитоспособность ниже предельной

Информация о работе Кредитная политика предприятия