Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации её целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ...................................
4
Понятие внешнего эффекта..............................................................
5
Отрицательный и положительный внешние эффекты...................
10
1.3. Корректирующие налоги и субсидии..............................................
11
Теорема Коуза.....................................................................................
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................
18

Работа содержит 1 файл

Контр раб эк.общ сектора.docx

— 42.11 Кб (Скачать)

 

 

    1. Отрицательный и положительный внешние эффекты

 

Внешние эффекты делятся  на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц.

Так, существуют ситуации, когда  кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки перекладываются на остальных участников хозяйственной жизни. В данном случае имеет место отрицательный внешний эффект.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если в процессе хозяйственной деятельности экономический  субъект перекладывает часть  своих издержек на третьих лиц. Далее  рассмотрим влияние отрицательного внешнего эффекта, который пропорционален объему производства. В этих условиях по мере роста производства будет расти объем отрицательного внешнего эффекта. Поэтому предельные частные издержки будут ниже предельных общественных издержек, а это приведет к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска.

Таким образом, при наличии  отрицательного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, имеет место перепроизводство товаров и услуг.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если в процессе хозяйственной деятельности экономический субъект приносит выгоды третьим лицам, принимая на себя часть издержек:

MSB = МРВ + МЕВ,

где MSB - предельные общественные выгоды; 

МРВ - предельные частные выгоды;

МЕВ - предельные внешние выгоды.

 

 

1.3. Корректирующие налоги и субсидии

 

Для того чтобы сократить  производство товаров и услуг  с отрицательными внешними эффектами и увеличить производство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Трансформация внешних эффектов во внутренние достигается за счет приближения предельных частных  издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам), поэтому для решения данной проблемы используют корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, его введение повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

 

Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, она позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. [6, с. 122]

Корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам, может быть предоставлена потребителям, что повысило бы их спрос на услуги.

Субсидии занимают важное место в бюджетном процессе, так  как составляют немалую часть  государственных расходов, корректируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. Во многом параметры государственной экономической и социальной политики определяются соотношением между объемом субсидий производителям и потребителям и общим объемом субсидий.

 

В то же время корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих  из-за существования внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теорема Коуза

 

Теорема Коуза, принципы которой изложены в статье «Проблемы социальных издержек» (1960), направлена против позиции А. Пигу о необходимости государственного вмешательства в экономику посредством установления корректирующих налогов и субсидий с целью устранения внешних эффектов и фактически представляет собой альтернативное решение данной проблемы. Сточки зрения Коуза, в условиях нулевых трансакционных издержек, из чего исходила неоклассическая теория, рынок сам сумеет справиться с внешними эффектами. Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизмененным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности». Иными словами, «провалов» рынка в этих условиях не существует, и у государства не оставалось бы никаких оснований для корректировки рыночного механизма.

Однако допущение нулевых  трансакционных издержек - абстракция. Дело в том, что стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды ог заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода. Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

Таким образом, согласно Р. Клаузу, внешние эффекты появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права собственности определены четко, тогда все внешние эффекты «интернализуются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало. Путь к преодолению внешних эффектов лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где они были определены нечетко. Таким образом, согласно Коузу, государственное вмешательство при устранении проблем внешних эффектов должно заключаться в установлении наиболее четкой правовой системы. [1, с. 218]

Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов.

Во-первых, внешние эффекты  носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.

Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации внешних эффектов. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффектов.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.

Решение проблем внешних  эффектов невозможно без вмешательства  общественного сектора. При этом выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется на основе заранее установленных правил, поскольку необходимо всегда учитывать специфические условия каждой конкретной ситуации и практическую целесообразность. Так, внешние эффекты могут устраняться путем установления корректирующих налогов и субсидий или определения и четкого разграничения прав собственности на основе рыночного механизма, без непосредственного вмешательства в экономику. В любом случае необходимо тщательно взвешивать издержки, необходимые для устранения последствий внешних эффектов, и выгоды, получаемые обществом. Порой отказ от попыток решить конкретную проблему, возникшую в результате действия внешних эффектов, будет экономически целесообразен и рационален в масштабах всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы - не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом.

Внешние эффекты в экономике  могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном  воздействии ни одна из сторон не доставляет вреда друг другу и у одного нет претензий к другому, то внешние  затраты являются большой проблемой. Если судить то теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могуть быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.

Более приемлемым решением проблемы может быть корректирующий налог, т.е. у предприятия на выпуск товара будет  взимать налог, который будет  направлен на устранение, например, экологического загрязнения, появившегося из-за деятельности этого предприятия. Но Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере предельные внешние затраты на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны. Так же необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

Поэтому проблема отрицательного внешнего эффекта остается. Этот процесс обычно контролирует государство, а не корректирующие налоги и права на объекты пользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора М.: ИНФРА-М, 2008.- 345 с.

  1. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора Курс лекций. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. - 181 с.

  1. Ефимова Л.А. Экономика общественного сектора: Теория и история налогообложения Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2009 г. - 115 с.

  1. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцов Экономика общественного сектора М.: ИНФРА-М, 2010.- 736 с.

  1. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.:, Наука, 2008. - 418 с.
  2. Безденежных М.М. Экономика общественного сектора. Новосибирск: НГТУ, 2003. - 159 с.
  3. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 2009. - 642 с.
  4. Занадворов В.С.. Занадворова А.В. Экономика города. М.: Магистр, 2008.- 272 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"