Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:25, контрольная работа
работа содержит основные термины и понятия
Тема 1: Финансовая политика государства.
Вопрос 11: Теоретические основы налогообложения и налоговой политики государства.
Основные термины и понятия:
В основе изучения налоговой системы и механизмов налогообложения должно лежать полное и точное понимание налоговой терминологии и понятий, раскрывающих суть налогообложения. Рассмотрим основные элементы, характеризующие налоговую систему и налоговый механизм.
Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Они возникли одновременно с образованием государства. По экономическому содержанию налоги — это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций.
Налоговая система страны — совокупность установленных в законодательном порядке налогов, взимаемых в бюджеты различных уровней, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, включая организацию налогового контроля.
Структура налогов — это соотношение различных видов налогов и сборов, которые образуют налоговую систему и определяются налоговой политикой государства.
Объекты налогообложения — доходы, прибыль, добавленная стоимость, имущество, используемые природные ресурсы, определенные юридические действия (например, нотариальные, передача прав собственности на имущество) и др.
База налогообложения — стоимостное, физическое или иное характерное выражение объекта налогообложения.
Субъектами налоговой системы являются налогоплательщики и государственные налоговые органы.
Налогоплательщики — юридические и физические лица, которые, в соответствии с действующим законодательством, обязаны платить налоги и сборы (обязательные платежи).
Государственные налоговые органы — службы, созданные государством для контроля за полной и своевременной уплатой налогоплательщиками установленных законодательством налогов.
Носитель налога — это лицо (юридическое или физическое), которое фактически несет налоговое бремя. Плательщик налога не является его носителем, если перекладывает налог на другого.
Источники уплаты налогов — средства плательщика; доходы, полученные в различных формах (выручка от реализации продукции, прибыль предприятия, заработная плата и др.). Иногда источник может совпадать с объектом (например, по налогу на прибыль предприятий).
Единица налогообложения — это единица измерения базы налогообложения (например, денежная единица для подоходного налога, единица измерения площади (га, м 2 ) для земельного налога, единица измерения объема двигателя (куб. см) для налога с владельцев транспортных средств).
Налоговая ставка — это величина налога в абсолютном (денежном) или относительном (процентном) выражении, которая устанавливается на единицу налогообложения. Различают номинальную и эффективную налоговые ставки.
Номинальная ставка — установленная законом величина налога, подлежащая уплате с каждой единицы налогообложения.
Эффективная ставка — отношение суммы выплаченного налога к фактической сумме доходов; характеризует фактический уровень налогообложения.
Налоговый оклад — это сумма налога, уплачиваемого налогоплательщиком с одного объекта.
Налоговая льгота — это полное или частичное освобождение от уплаты налога; закрепляется законодательно в различных формах: посредством установления необлагаемого минимума объекта налога, понижения налоговых ставок, вычета из налогового оклада (налогового кредита), возврата ранее уплаченных налогов и др.
Налоговая квота - установленная доля налога в доходе плательщика в абсолютном и относительном выражении; ее величина характеризует допустимый уровень налогообложения. Установить налоговую квоту законодательно - значит установить предельную величину изъятия дохода плательщика. В Украине в настоящее время не применяется.
Двойное налогообложение - это обложение одного и того же объекта налогом одного вида не менее двух раз в течение одного отчетного периода; может проявляться в следующих формах:
Налоговая реформа - это совокупность изменений налогового законодательства, затрагивающих структуру налогов, объекты налогообложения, налоговые ставки и льготы с целью оптимизации налогообложения, достижения баланса интересов развития экономики и социальной справедливости.
Налоговая политика - составная часть экономической политики государства, которая базируется на совокупности юридических законодательных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания и регулирования.
Либерализация системы налогообложения - это уменьшение регулирующей роли налогов, создание одинаковых условий для всех налогоплательщиков; достигается обычно путем снижения налоговых ставок, с одной стороны, и расширения базы налогообложения (уменьшения или ликвидации налоговых льгот, увеличения количества объектов налогообложения) - с другой.
Налоговое право - совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует возникающие при сборе налогов отношения: между государством и налоговыми органами; налоговыми органами и плательщиками; государством, налоговыми органами и финансово-кредитными учреждениями по аккумуляции налоговых платежей. Налоговое право является частью финансового права.
Налоговое обязательство - обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты соответствующую сумму в порядке и в сроки, установленные законодательством.
Налоговый кредит представляет
собой сумму, на которую плательщик
имеет право уменьшить
Налоговые каникулы - определенный период, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.
Налоговая политика государства основывается на научных концепциях, получивших теоретическое признание и практическое применение: классическая, кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская.
Каждая из этих концепций
получила свое применение в зависимости
от социально-экономических и
В период так называемого «свободного рынка» преобладали классические взгляды, которые базировались в основном на принципах налогообложения, выдвинутых А. Смитом. Одна из первых классификаций налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными налогами). А. Смит, исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два — налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам А. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаютсяна потребителей товаров и услуг. Таким образом, был принят первый действующий классификационный признак — разделение налогов на прямые и косвенные . [5,c25].
В связи с цикличностью характера развития капиталистического хозяйства и неразрешимостью проблем депрессивной экономики в условиях свободного рынка возникла необходимость государственного вмешательства в экономические процессы в 30-е годы XX столетия появилась концепция профессора Кембриджского университета Джона Мейнарда Кейнса, основополагающим моментом которой являлось государственное воздействие на экономические процессы. В связи с этим Кейнс предлагает введение прогрессивного налогообложения, посредством чего можно создать эффективный (финансово-обеспеченный) спрос.
В научной экономической литературе широко обсуждалась и еще обсуждается проблема возможности и, как многие считают, необходимости введения единого (всеобщего) налога на совокупный доход юридического или физического лица. Однако хотя и существуют выдвинутые ( на теоретическом уровне) концепции о едином (всеобщем) налоге с совокупных доходов или же о едином всеобщем налоге на совокупные потребительские расходы, в налоговой практике имеются примеры объединения только групп налогов с определенных категорий налогоплательщиков. Например, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог.
Характер налоговой политики, проводимой государством, зависит от принятой классификации налогов, методов и принципов налогообложения, которым в данной стране отдано предпочтение и которые законодательно установлены для строительства налоговой системы. На практике они применяются в определенном сочетании, которое и образует тип проводимой государством налоговой политики. [7,c32].
В налоговой теории и практике на современном этапе различают следующие типы налоговой политики
1. Государство устанавливает
максимальный уровень
Государство устанавливает умеренные налоговые ставки, способствуя при этом развитию предпринимательства. Однако политика максимального вывода производителя (предпринимателя) из-подналогообложения ведет к сокращению финансирования государственных социальных программ, сокращению финансирования бюджетной сферы и т.д.
3. Государство устанавливает достаточно высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения в условиях слаборазвитой экономики это может привести к раскручиванию инфляционной спирали. В условиях высокоразвитой экономики каждый из этих типов налоговой политики может быть применен достаточно успешно.
Проводимую Российским государством
с начала ввода новой налоговой
системы с 1 января 1992 г. налоговую
политику можно характеризовать
как сочетание первого и
Тема 7: Сущность финансов организации.
Вопрос 11: Сущность финансов организации и их функции.
Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход. Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала. [5,c20].
В ходе предпринимательской
деятельности коммерческих организаций
и предприятий возникают
Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения — часть денежных отношений и возникают лишь при реальном движении денежных средств, сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Одним из основных компонентов
финансово-хозяйственной