Коммерческое кредитование реального сектора в экономике России

Автор: Юрий Крамаренко, 18 Октября 2010 в 03:48, курсовая работа

Описание работы

Сущность и основные виды и формы коммерческого кредита

Содержание

Введение
1 Коммерческое кредитование предприятий реального сектора в экономике Российской Федерации
1.1 Сущность и основные виды и формы коммерческого кредита
1.2 Значение и роль коммерческого кредита в деятельности российских компаний
2 Оценка влияния коммерческого кредитования на организации финансового управления в ООО «Россальянс»
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Россальянс»
2.2 Оценка влияние коммерческого кредитования на финансовое положение ООО «Россальянс»
3 Оптимизация процесса коммерческого кредитования на предприятии
3.1 Совершенствование методов коммерческого кредитования
3.2 Пути улучшения условий коммерческого кредита для ООО «Россальянс» и системы управления расчетов с контрагентами
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Фин.и кред.Никита.docx

— 179.81 Кб (Скачать)
  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

     По  коммерческому кредиту такая  оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность покупателя;
  • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

     Особое  значение  имеет формирование информационной базы покупателей. Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей - обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

    • из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
    • из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
    • из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

     Также следует провести группировку покупателей  продукции по уровню кредитоспособности. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
  • покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска не возврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

     Дифференциация  кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

  • срок предоставления кредита;
  • необходимость страхования кредита за счет покупателей;
  • формы штрафных санкций и т.п.

     При формировании процедуры инкассации дебиторской задолженности должны быть предусмотрены сроки и формы  предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

     Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать в практике финансового  менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

     Основными формами рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

  • факторинг;
  • учет векселей, выданных покупателями продукции;
  • форфейтинг.

     Актуальным  также является построение эффективных  систем контроля за движением и своевременной  инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового  контроля в организации как самостоятельный его блок.

     3.2 Пути улучшения условий коммерческого кредита для

     ООО «Россальянс» и системы управления расчетов с контрагентами

 

     ООО «Россальянс» является добросовестным заемщиком и по итогам за 2009 год не имеет просроченной кредиторской задолженности по коммерческому кредиту. Учитывая современные условия хозяйствования – финансовый кризис – для предприятия актуальным является улучшение условий коммерческого кредита. В частности предлагается сократить объемы авансирования, удельный вес которых приблизительно 30% от общей суммы заключенных договоров.

     С целью повышения управляемости  финансовыми ресурсами, аккумулируемыми с помощью коммерческого кредита, предлагается установить программу «1С: Предприятие 8.0».

     В расчетах с контрагентами предлагаются такие возможности:

  • отслеживание текущего состояния взаиморасчетов с контрагентами;
  • оформление операций взаимозачетов и списания долгов в расчетах с контрагентами по коммерческому кредиту;
  • формирование истории взаиморасчетов по каждому контрагенту.

     Конфигурация  обеспечивает сбор и упорядочивание больших объемов информации.

     

     Рис.6 Массив информации о контрагентах компании 

     Используется  следующая контактная информация о  контрагентах:

  • адреса;
  • телефоны;
  • адреса электронной почты;
  • произвольные сведения.

     В информационную базу может быть введена  информация о нескольких контактных лицах, представляющих интересы контрагента.

     Предусматривается регистрация всех контактов с  контрагентом, как планируемых, так и произошедших.

     В записях о контактах указываются  следующие сведения: сам контрагент, контактное лицо со стороны контрагента, пользователь, ответственный за контакт со стороны предприятия, суть переговоров, затраченное время. Регистрируется информация как поступающая от самих клиентов (входящая информация), так и информация, инициируемая пользователем (исходящая информация). Сводную информацию о контактах можно просмотреть в окне общего списка, а детальную информацию о конкретном контакте удобно просматривать в отдельном окне.

     В конфигурации предусмотрено оповещение по запланированным контактам и другим событиям. В заранее указанное время подсистема автоматически посылает напоминание пользователю, указанному в качестве ответственного за контакт.

     Важнейшую часть работы с контрагентами  составляет функция управления взаиморасчетами. Функционал управления взаиморасчетами с контрагентами охватывает полный цикл операций по взаимодействию с деловыми партнерами от момента возникновения обязательств по договорам до их выполнения. Реализуемая гибкая кредитная политика позволяет повысить привлекательность предприятия для клиентов и его конкурентоспособность на рынке.

     

     Рис.7 Схема работы программы по взаимозачетам с контрагентами 

     Функционал  управления взаиморасчетами может  использоваться в финансовых, снабженческих и сбытовых структурах предприятия, позволяя оптимизировать финансовые и материальные потоки.

     Конфигурация  позволяет анализировать изменение  задолженности во времени, оперируя двумя видами задолженности - фактической  и прогнозируемой (отложенной). Фактическая задолженность связана с операциями расчета и моментами передачи прав собственности. Отложенная задолженность возникает при отражении в системе таких событий, как заказ на поставку или передачу на комиссию товарно-материальных ценностей, заявка на получение денежных средств, плановое поступление денежных средств.

     Конфигурация  поддерживает методики учета задолженностей в различных разрезах: по договорам, заказам, счетам. Дополнительно возможна детализация взаиморасчетов по расчетным документам.

     Прикладное  решение содержит средства классификации  поставщиков и подрядчиков по двум критериям: по привлекательности (ABC-классификация) и по стадиям взаимоотношений  с поставщиками и подрядчиками (XYZ-классификация). Данные средства классификации предназначены  для формирования стратегии взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Коммерческий  кредит – это особая форма кредита, предоставляемая в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары.

     Коммерческий  кредит имеет несколько видов  предоставления:

     1) аванс (частичная оплата);

     2) предварительная оплата;

     3) отсрочка платежа; 

     4) рассрочка платежа.

     Все эти случаи коммерческого кредитования по договору купли-продажи регламентируются Гражданским кодексом РФ ст. 488 «Оплата  товара, проданного в кредит» и ст. 489 «Оплата товара в рассрочку».

     Формы коммерческого кредита выглядят следующим образом: коммерческий кредит с оформлением векселем, коммерческий кредит по открытому счету, коммерческий кредит в форме аванса покупателя, коммерческий кредит в форме консигнации.

     К преимуществам коммерческого кредита  можно отнести: оперативность и  относительную простоту оформления; активизацию процессов мобилизации  свободных товарных ресурсов и их перераспределения; расширение возможностей субъектов кредитования в маневрировании оборотными средствами; положительное влияние на поддержание финансовой устойчивости предприятий; уменьшение объема денежных средств, необходимых для обслуживания товарного обращения; уменьшение денежного банковского кредита и т.д.

     Объектом  практического исследования являлось ООО «Россальянс», основная деятельность которого производство промышленной продукции, строительных деталей и конструкций, а также ремонт, монтаж и пуско-наладка электротехнического оборудования.

     Необходимо  отметить, что влияние коммерческого  кредитования на финансовое положение предприятия следует проводить с двух сторон: во-первых – предприятие выступает в роли заемщика, что приводит к увеличению его кредиторской задолженности, во-вторых, предприятие выступает в роли кредитора, что приводит к возникновению дебиторской задолженности.

     Коммерческий  кредит, который отражается в балансе  как кредиторская задолженность  поставщикам и подрядчикам занимает высокий удельный вес в структуре  кредиторской задолженности. В динамике наблюдается некоторое снижение доли коммерческого кредита с 64,8 до 58,85%. Абсолютное снижение показателя в динамике составило 96 тыс. руб. за период 2007-2009 г.г. Максимального значения величина коммерческого кредита достигла в 2008 году – 2925 тыс. руб. или 64,13% от общей суммы кредиторской задолженности.

     В динамике наблюдается рост дебиторской  задолженности с 2409 до 2627 тыс. руб., что  в целом является негативным моментом. Это отразилось на удельном весе показателя следующим образом, он вырос с 10,41 до 10,56%. Дебиторская задолженность в 2009 году составляет 43% от общей величины оборотных средств предприятия.

     Дебиторская задолженность в основном представлена коммерческим кредитом (задолженностью покупателей и заказчиков), причем в динамике удельный вес, только вырос и составил в 2009 году 87,4%.

     На  предприятии, как в отношении  покупателей (заказчиков), так и в  отношении поставщиков (подрядчиков) применяются следующие формы коммерческого кредита: кредит в форме аванса покупателю и коммерческий кредит по открытому счету.

     С целью совершенствования коммерческого кредитования в том случае, когда кредитором выступаем сама организация ООО «Россальянс», целесообразным является разработка кредитной политики предприятия.

Информация о работе Коммерческое кредитование реального сектора в экономике России