Классификация и особенности финансовых ресурсов страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике;
проанализировать место и роль государственных финансов в экономике;
дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.

Содержание

Введение.
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике.
1.1. Общее понятие о государственных финансах.
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике.
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны.
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как
основного ресурса финансовых отношений.
2.2. Значение внебюджетных фондов.
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита.
Заключение .
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

государственные финансы.docx

— 80.44 Кб (Скачать)

      Особое  место в системе государственных  займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

      От  имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

      В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг.

      Функции по проведению государственной политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

      В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении  совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов. В июне 2001 г. Министерство финансов РФ выпустило государственные ценные бумаги со сроком погашения в 2004 г. Эти бумаги будут иметь четыре купона в год, и процентная ставка по ним будет более высокой, чем по ГКО, находящимся сейчас обращении. В настоящее время готовится проект постановления правительства, в соответствии с которым Минфин России выпустит ценные бумаги для институальных инвесторов — пенсионных и инвестиционных фондов со сроком обращения до 30 лет.

      Кризис 1998 г. нанес серьезный удар по финансовому  рынку России. Он привел к ряду дефолтов регионов, невозможности обслуживать займы за счет собственных ресурсов. Причинами этого стало снижение бюджетных доходов, отсутствие возможности рефинансировать долг в силу кризиса доверия и падения котировок займов, а также резкого роста их доходности. Этому способствовало и то, что часть средств резервных фондов для погашения субфедеральных облигаций была размещена администрациями районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта Федерации — Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область — продолжали обслуживать свои обязательства. Санкт-Петербург даже разместил новые бумаги, но раскупалось не более 10—16% эмиссии.

      В силу сложившихся обстоятельств  и сократившегося спроса инвесторов в 1999—2002 гг. многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чему способствовало также увеличение доходов бюджетов всех уровней и соответственно — временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. Так, в 1999 г. в Министерстве финансов были зарегистрированы эмиссии 8 субъектов Федерации (в 3 раза меньше, чем в 1998 г.) и 6 муниципальных образований (в 1,5 раза меньше), в 2004 г. прошли регистрацию эмиссии облигации девяти субъектов Федерации и трех городов.

      Некоторому  «затишью» на рынке субфедеральных облигационных заимствований способствовало также известное ужесточение законодательства, регулирующего субфедеральные займы, которое наложило ряд ограничений на привлечение регионами заемных средств. В качестве причины этого ужесточения можно считать дефолт 1998 г., а также попытку правительства сориентировать территории на активизацию резервов и возможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов.

      Оживлению государственных и муниципальных  заимствований может способствовать и ряд особенностей современного российского финансового рынка. С одной стороны, это возросшая ликвидность банковской системы, которая нуждается в новых инструментах и объектах для инвестирования. С другой стороны, снижение процентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодными для эмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям на срок до 3—5 лет против сроков вложений до одного года в докризисный период).

      Государственные гарантии и поручительства выступают  особой формой заимствований по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной  гарантией в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — получателем гарантии — своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения (обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

      Переоформление  долговых обязательств третьих лиц  в государственный долг Российской Федерации — еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ. Так, в 2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ переоформляют принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банку РФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. и причитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г., в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2019 по 2004 г. с выплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых.

 

      Заключение. 

      Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.

      Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное  функционирование государства. Для  успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональные; нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно, тем не менее, роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся в центре внимания политиков и экономистов.

      Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.

      Вместе  с тем, сосредоточивая в своих  руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15—25% ВВП) покупателей на рынке товаров и услуг.

      Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит.

      Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

      Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

      Второе  звено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г. насчитывалось  более 20 внебюджетных фондов, в том  числе — 4 социальных и остальные фонды производственного назначения.

      Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными  ресурсами приоритетные отрасли экономики.

      Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

      Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

 

       Список использованной литературы: 

    Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.

    Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2001.

      Берлин  С.И. Теория финансов. – М.: Приор,2003.

    Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество Знание, 2003.

      Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2000.

    Бюджет  и бюджетное финансирование: сборник  нормативных документов. – М.: Финансы, 2003.

    Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы  макроэкономической политики // Вопросы экономики. 2004. №4.

    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система  России. - М.: ИНФРА-М, 2004.

    Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2004 году // Вопросы экономики. 2005. №4.

    Деревянченко  Т. Казначейство – государственный  контролер исполнения федерального бюджета //Финансы. 2004. №4.

    Комягин Д. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов // Право и экономика. 2003. №3.

    Лушин С.И. Государственные финансы в  новых условиях. //Финансы, 2004, № 5. - С. 7-8.

    Парамонова  Т. Денежно-кредитная политика ЦБ и  его роль в достижении макроэкономической стабилизации // Деньги и кредит. 2004. №10.

    Рогова  О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы // Экономист. 2003. №7.

    Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный  федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики. 2000. №1.

    Суник Б. Государственная политика и бюджетный  кодекс // Встреча. 2004. № 2.

    Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. М.В, Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива; Юрайт, 2006.

    Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В.Ф. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник  для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

Информация о работе Классификация и особенности финансовых ресурсов страны