Эволюция взглядов отечественных экономистов на функции и сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

В наше время мы ежедневно сталкиваемся с денежно-финансовыми отношениями. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или в значащихся на банковских счетах суммах, вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение
1. Эволюция взглядов отечественных экономистов на функции и сущность финансов
1.1 Понятие и сущность финансов 6
1.2 Возникновение финансов, как отдельной области знаний,в России (18-19 в.в.)
1.3 Вопросы финансов в трудах дореволюционных ученых. 16
1.4 Социал-демократическое течение. 18
1.5 Советская финансовая наука. 19
1.6 Финансовая наука в период перестройки 23
2. Современные взгляды отечественных экономистов на функции и сущность финансов
2.1 Взгляды отечественных экономистов на сущность финансов 25
2.2 Взгляды отечественных экономистов на функции финансов 30
3. Проблемы, стоящие на пути развития финансовой науки 34
3.1 Отсутствие единой теории финансов 34
3.2 Неизученность проблемы взаимоотношений предприятий и государства
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

       В формировании денежных доходов  экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления).

     Процесс перераспределения затрагивает  движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему — поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.); во-вторых, через финансовый рынок — привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

     В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет: сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества и т.п.).

     Сформированные доходы и накопления  экономические субъекты используют в целях потребления (например, расходы организаций социальной сферы), а также направляются для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения).

     Таким образом, можно сделать  вывод о том, что участие  финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет — это весьма сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов.

     Этот процесс охватывает не  только распределение и перераспределение стоимости в денежной форме между организациями, государством и домохозяйствами, но и между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между организациями разных сфер и видов деятельности, между отдельными социальными группами, между территориями и отраслями, внутри отраслей и даже хозяйств. Наконец, механизм денежных накоплений позволяет говорить о распределении во времени (в частности, создание резервов в благоприятные периоды и их расходование при наступлении неблагоприятных событий).

    При характеристике распределительной функции финансов важно иметь в виду, что хотя процесс распределения стоимости является производным от процесса ее создания, тем не менее, от того, как будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Игнорирование объективных экономических закономерностей при организации финансовых отношений чревато негативными последствиями для экономической системы в целом. Поскольку в распределении участвуют все хозяйствующие субъекты, возможно, изменяя его количественные пропорции, воздействовать на экономические и социальные процессы. Тем не менее, данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, поскольку само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.

     Тесно связана с распределительной  контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы, стоящие на пути развития финансовой науки 

     Осуществление радикальных преобразований  на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.  

   3.1 Отсутствие единой теории финансов 

     В современной экономической  литературе вопросам теории финансов  уделяется недостаточно внимания, что, приводя к недооценке влияния финансов на социально-экономические процессы, влечет за собой просчеты и ошибки в обосновании целей и задач финансовой политики, выборе адекватных форм и методов организации финансовых отношений и, как следствие, низкую эффективность проводимых государством мер по достижению стабильного экономического роста и макроэкономической устойчивости. В этой связи огромное значение приобретает разработка и реализация научно обоснованной концепции развития финансовой системы России, нацеленной на достижение финансовой стабильности в стране. Эта концепция должна стать основой для дальнейшей разработки направлений проведения современных реформ в финансово-бюджетной сфере. Их проведение должно базироваться на научно обоснованных подходах к организации финансов на микро- и макроуровнях, которые должны найти отражение в нормативных правовых актах, определяющих механизм проведения реформ. 

    3.2 Неизученность проблемы взаимоотношений предприятий и                государства 

    Развитие  рыночных отношений в России имеет  не только положительные, но и негативные аспекты, такие как кризис неплатежей, недостаток денежных средств в расчетах и др. Это тормозит развитие рыночных отношений, снижает эффект новых начинаний в реальном производстве. Решения данных проблем для отечественной экономики имеют приоритетное значение, поскольку развитие многих предприятий, особенно на периферии,  задерживается высокими долгами перед бюджетами различных уровней, поставщиками, работниками фирм и др.

Подлинный нерв российского финансового кризиса  – беспрецедентная не ликвидность реального сектора. По оценкам правительственных ведомств, в последнее время 70 – 80 % всех сделок в этом секторе осуществляются без участия денег: либо в виде бартера, либо с применением так называемых денежных суррогатов, либо сопровождаются неплатежами. Именно из этого обстоятельства вытекает невозможность добиться коренного перелома в сборе налогов на основе ужесточения административных мер: никакая налоговая полиция не в состоянии извлечь налоги (по крайней мере в денежной форме) из неликвидного реального сектора. И наоборот, очевидно, что преодоление кризиса неликвидности производственного сектора автоматически привело бы к резкому увеличению налоговых поступлений. «Обезденежение» основной части российских предприятий и стало причиной краха усилий по нормализации финансовой ситуации.

   Прогресс  натурализации финансовых отношений  во времени привел к резкому обострению отношений между предприятиями  и государством. В настоящее время  развитие многих эффективно работающих предприятий блокировано огромными долгами перед федеральным, региональными и местными бюджетами (эти долги, накопленные за последние годы, мешают таким предприятиям оплатить счета за сырье и материалы, рассчитаться с контрагентами). Надо иметь в виду и то, что в структуре недоимки в бюджет существенные позиции – накрученная пеня и неустойка (размер которой, как известно, составил в отдельные периоды до 200 % годовых). Таким образом, без решения проблемы долгов бюджету сдвигов в производстве не произойдет, ибо не смогут подняться даже предприятия, выпускающие высоколиквидную продукцию.

Назрела, следовательно, необходимость проведения реструктурирования долгов предприятий  государству (при этом речь ни в коей мере не может идти о списании долгов бюджету: подобная практика не просто неэффективна, но и вредна).

Таким образом, можно сделать вывод, что  проблема натурализации экономики  реального сектора усугубляет проблему взаимоотношений предприятий и  государства, лишая предприятия  реальных денежных ресурсов, необходимых  им для расчета с бюджетом.  
 
 

     Есть еще ряд проблем, которые  нужно, даже необходимо изучать  и рассматривать.

   Поэтому перспективы развития финансов, как  науки велики. Нам есть куда развиваться  и к чему стремиться. В последние  годы, не смотря на недостаток (отсутствие) единой концепции, т.е. базы, финансовая наука находит новые ветви и отрасли. Появляются такие новые дисциплины как финансовый менеджмент, финансовый анализ, психология финансов, управление финансами и множество других интересных дисциплин, которые раньше не могли выделить как отдельные области знаний. 

    Заключение. 

    Знание  исторического опыта, который финансовая наука прошла за время своего существование  – это неотъемлемая часть понимания  всей дисциплины, так как рассмотрев процесс становления мы можем  лучше осознать причины возникновения тех, или иных мнений, понять их историческую ценность и значимость.

     Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием  общества: чем сложнее и выше уровень  отношений между людьми, тем более  совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.

    Финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную  необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы  использования  финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

     Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

     В этой курсовой работе была подробно рассмотрена эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность и функции финансов в государственном масштабе, и были выявлены определенные закономерности.   

     Также мы рассмотрели современную финансовую науку, и обнаружили, что имеет  место огромная нехватка отечественной литературы и других источников. Большинство существующих теорий финансов были представлены зарубежными авторами, и современные российские экономисты, в основном, занимаются систематизацией ранее полученных знаний. И мы позволили себе сжать и еще раз систематизировать систематизированное нами ранее и представить это во второй главе этой работы. Там изложены сущность финансов и их функции, так как их принято изучать и принимать в отечественной науке на данный момент.

     В третьей  же главе, мы попытались найти и проанализировать проблемы, стоящие на пути развития финансов, и дальнейшие перспективы этой науки.

        Посредством выполнения поставленных  в самом начале задач, была  достигнута основная цель работы: рассмотрение и анализ финансов как исторической категории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть  вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1996, №5, ст. 410);
  2. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями от 16 ноября 1997 г.);
  3. Средства информации в электронном виде (Обзор газетных и журнальных статей за 2007 – 2009 г.)
  4. Бухгалтерский учёт в торговле №3, 2008 г.: «Учёт и амортизация основных средств».
  5. "Экономика и жизнь - Бухгалтерское приложение", N 2, май 2006 г., "Нормативные акты для бухгалтера", N 11 от 22.05.97.).
  6. М. И. Баканов, А.Д. Шеремет Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004;
  7. И.Т. Балабанов, Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 80 с.;
  8. А.В. Воронцовский, Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. – СПб. – 528 с.;
  9. Производственный менеджмент. Учебник для вузов/ под ред. проф.        С. Д.  Ильенковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005;
  10. А.М. Ковалёва, М.Г. Лапуста, Финансы фирмы: Учебник для ВУЗов / Гос.Ун-т Управления. – М.: Инфра-М, 2006. – 416 с.;
  11. В.В. Ковалев Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. — Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2008;
  12. А.Б. Крутик, Хайкин М.М., Основы финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие для ВУЗов. – 2-е изд-ие, перераб. и доп. – СПб.: Бизнесс пресса; Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 448 с.;
  13. Настольная книга финансиста / под ред. В.Г. Панскова. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2005;
  14. Л.Н. Павлова, Финансы предприятия: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 639 с.;
  15. Практикум по финансам предприятия: Учеб.пособие для ВУЗов / под ред. П.И. Вахрина. – М.: Маркетинг, 2005. – 168 с.;
  16. Г.В. Савицкая, Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие для ВУЗов. – 4-е изд-е, перераб. и доп. – Минск: Новое издание, 2000. – 688 с.;
  17. Справочник финансиста. – 4-е издание, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2009. – 559 с.;
  18. Финансово-кредитный словарь в 3-х томах. – М.: Финансы и статистика, 1984-1988.;
  19. Финансовый менеджмент / под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2003. – 177 с.;
  20. Финансы: Учеб.пособие / под ред. Е.И. Бородиной . – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 208 с.;
  21. А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Финансы: Учеб.пособие. – М.: Инфра-М, 2006. – 343 с.;

Информация о работе Эволюция взглядов отечественных экономистов на функции и сущность финансов