Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:17, курсовая работа
Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, показать ее недостатки и перспективы развития.
Задачами работы является характеристика бюджетной системы на каждом этапе развития.
Ведение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства ………….5
1. Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система ………..5
2. Бюджетная система дореволюционной России ………………………………9
3. Бюджетная система СССР …………………………………………………….14
4. Бюджетные основы России в настоящее время ……………………………..20
5. Бюджеты Российской Федерации …………………………………………….24
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации ..30
2.1. Финансово - бюджетный федерализм ……………………………………….30
2.2. Принципы межбюджетных отношений ……………………………………...33
2.3. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………36
2.4. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу ...40
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников и литературы……………………………. 44
Для устранения названных недостатков межбюджетных отношений Правительством РФ была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:
1)
упорядочение бюджетного
2)
четкое разграничение
3)
четкое и стабильное
4)
формирование и развитие
Многие из данных задач были реализованы в Федеральном законе от 20.08.04 № 120-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ. Так, из статьи 10 Кодекса исключено указание на наличие трех уровней бюджетной системы Российской Федерации и предусматривается разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней – бюджеты муниципальных районов (бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты городских и сельских поселений.
Внесены изменения в главу 11 Кодекса. В отличие от действовавшей ранее редакции, определявшей перечень тех или иных видов расходов, финансируемых из бюджетов разных уровней (который в любом случае может быть лишь приблизительным), в новой редакции БК РФ используется понятие расходных обязательств и устанавливается принцип их разграничения между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Данный принцип выражается в следующем: обязательства, устанавливаемые в пределах собственных полномочий, не могут устанавливаться властями других уровней и должны исполняться за счет собственных доходов соответствующих бюджетов. Если один уровень власти делегирует свои полномочия другому уровню власти, у него возникают расходные обязательства по их финансовому обеспечению за счет субвенций.
Как уже было указано во второй главе настоящей работы, с 1 января 2005 г. законодатель отказался от определения регулирующих налогов и закрепил за бюджетом каждого уровня в качестве собственного налогового дохода четко установленный норматив (процент) отчисления от того или иного налога. Остается только надеяться, что изменения в статьи 50, 56, 61-61.2 БК РФ не будут вноситься законодателем каждый финансовый год.
Что касается регулирования условий и порядка предоставления бюджетных средств одного бюджета другому, то для этих целей в Бюджетный кодекс РФ вводится понятие «межбюджетные трансферты», основными видами которых являются финансовая помощь (дотации и субсидии), субвенции на осуществление «делегированных» полномочий, бюджетные кредиты, а также субвенции из местных бюджетов на выполнение межмуниципальных функций и реализацию режима «отрицательных трансфертов». При этом устанавливаются единые принципы и механизмы предоставления трансфертов бюджетам других уровней из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При
регулировании межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета предлагается
принять за основу сложившиеся к настоящему
времени формы финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации. Новая редакция
Кодекса закрепляет действующую с 2001 года
методологию распределения дотаций Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации и субвенций Федерального
фонда компенсаций, а также процедуру
проведения в рамках бюджетного процесса
расчетов по распределению указанных
дотаций и субвенций, одновременно устанавливая
общие требования к дополнительным формам
финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации.
Подводя итог рассмотрению вопроса межбюджетных отношений, представляется наиболее важным еще раз упомянуть об основных проблемах данных отношений в Российской Федерации. В настоящей работе в качестве таковых были рассмотрены следующие:
1)
высокий уровень налогово-
2)
перегруженность региональных
3) нарушение принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований;
4)
неопределенность бюджетного
В
целом все это ведет к
Для преодоления указанных проблем законодателем были внесены существенные изменения и дополнения в Бюджетный кодекс РФ, в том числе в те его нормы, которые закрепляют бюджетное устройство Российской Федерации, устанавливают принципы и порядок разграничения расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней, а также формы и условия предоставления финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.
Конечно
же, все будет зависеть в первую
очередь от того, как будет исполняться
закон на практике. Иначе принятые
нормы будут иметь лишь декларативный
характер.
Нормативные акты
Литература
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 687 с.
2.
Герасименко Н.В. Правовое
3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997
4.
Курс экономической теории: Общие
основы экономической теории. Микроэкономика.
Макроэкономика. Основы национальной
экономики /Под ред. А.В.
5. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.:ЮНИТИ-Дана, 2000. - 550 с.
6.
Постатейный комментарий к
7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.
8. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.
9.
Финансы и статистика, 1996. - 232 с.
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации