Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:20, контрольная работа
Привлечение денежных средств является важнейшей задачей, которую решает эмитент, используя возможности фондового рынка, однако она не единственная. Другой задачей является оптимизация финансовых потоков в технологическом цикле работы эмитента. Одним из способов такой оптимизации является выпуск векселей. Замкнутая вексельная программа, при которой выпущенные векселя обращаются среди ограниченного круга контрагентов и предъявляются в обусловленное время, позволяет эмитенту рационально управлять своими финансовыми ресурсами.
Эмитенты на рынке ценных бумаг 3
Практическая часть 18
Список литературы: 21
Содержание
Эмитенты на рынке ценных бумаг 3
Практическая часть 18
Список литературы: 21
Эмитенты представляют тех участников фондового рынка, которые заинтересованы в привлечении инвестиционных средств. Механизм этого привлечения может быть разным: прямое кредитование, облигационные выпуски, эмиссия акций. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Причем эмиссия ценных бумаг представляет собой один из возможных способов реализации инвестиционных потребностей эмитента.
Привлечение денежных средств является важнейшей задачей, которую решает эмитент, используя возможности фондового рынка, однако она не единственная. Другой задачей является оптимизация финансовых потоков в технологическом цикле работы эмитента. Одним из способов такой оптимизации является выпуск векселей. Замкнутая вексельная программа, при которой выпущенные векселя обращаются среди ограниченного круга контрагентов и предъявляются в обусловленное время, позволяет эмитенту рационально управлять своими финансовыми ресурсами.
Фондовый рынок позволяет эмитенту оптимизировать его контроль над дочерними и зависимыми организациями. Однако в этом случае он выступает в большей степени как стратегический инвестор, контролирующий функционирование зависимых от него акционерных обществ.
Важным направлением работы эмитента является создание своего положительного облика с использованием возможностей рынка ценных бумаг. Это направление деятельности эмитента взаимосвязано с решением других задач, главной из которых является привлечение инвестиционных средств. Создание положительного имиджа эмитента на фондовом рынке предполагает решение следующих проблем:
Эмитенты - необходимые участники фондового рынка. Они являются теми организациями, которые потребляют инвестиционные ресурсы, используя их для реализации конкретных инвестиционных проектов. Если инвестиционные проекты оказались удачными и их реализация принесла прибыль, то ее часть возвращается инвесторам, либо в виде процентных выплат по облигациям, либо в дивидендах по акциям, либо в виде роста курсовой стоимости выпущенных ценных бумаг. Таким образом, с одной стороны, эмитенты являются потребителями инвестиционных ресурсов, а с другой стороны – источником финансовых ресурсов, возвращаемых инвесторам.
Можно классифицировать эмитентов по различным признакам, наиболее существенными из них являются следующие:
Это наиболее общая классификация эмитентов, согласно которой в качестве эмитентов можно рассматривать государство, органы муниципальной власти и хозяйствующие субъекты.
Государство как эмитент ценных бумаг. Государство в любой стране является, как правило, крупнейшим должником, осуществляя заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако вследствие высокой надежности государственных финансовых инструментов вложения в них характеризуются минимальными рисками и минимальной доходностью. Все остальные финансовые инструменты считаются более рискованными, поэтому они предлагают более высокую доходность.
В России государственный внутренний долг был оформлен государственными краткосрочными бескупонными обязательствами(ГКО), облигациями федерального и сберегательного государственных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК и ОГСЗ).
Внешняя задолженность в виде ценных бумаг была реализована через облигации валютного займа. С 1993 по 1998 г. государственный долг России вырос на 120 млрд руб., в том числе внешний – на 40 млрд руб. и внутренний на 80 млрд руб. если часть внешней задолженности представляла прямые долги в форме кредитов, то внутренний долг практически весь был представлен ценными бумагами. Значительный рост государственного долга был сопряжен с возрастанием расходов на его обслуживании, достигших трети от объема государственных расходов (август 1998 г.). доля этих расходов в объеме ВВП возросла до 5,2%. В результате российское правительство фактически объявило себя банкротом, заявив 17 августа 1998 г. о приостановлении выполнения своих обязательств по долгам.
Во второй половине 1998 г. рынок государственных ценных бумаг в России практически прекратил свое существование. Торговля ценными бумагами, выплата долгов по которым была приостановлена, прекратилась. Их не приобретали даже за 3% от номинала. Выпущенные облигации ЦБ России не вызывали интереса у потенциальных инвесторов, так как доверие к государству было полностью утрачено.
С 2000 г. в экономике России начали преобладать позитивные тенденции. В результате к 2002 г. рост ВВП составил 20%, а инвестиции в основной капитал выросли более чем на 30%. Золотовалютные резервы на середину 2003 г. превысили 60 млрд долларов. Как следствие, международные рейтинговые агенства повысили инвестиционный рейтинг России:Fitch до уровня «BB +», Standart&Poor до «BB»(прогноз стабильный), Moody до «Ва»(прогноз позитивный). Хотя эти показатели остаются ниже инвестиционного уровня, у инвесторов ,тем не менее возрос интерес к российским ценным бумагам, что благоприятно сказалось на рынке государственного долга. Так, объем рынка ГКО – ОФЗ в середине 2003 г. составил около 300 млрд руб.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Согласно законодательству Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут выступать эмитенты ценных бумаг. Первые муниципальные займы в Российской Федерации были зарегистрированы в 1992 г. их объем составил 5,6 млрд руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество, так и объем зарегистрированных выпусков. В результате объем российского рынка ценных бумаг органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 6 лет (с 1992 по 1998 г.) вырос более чем в 300 раз и составил на конец 1997 г. более 20 трлн руб. следует отметить, что мощность рынка муниципальных ценных бумаг до экономического кризиса августа 1998 г. была приблизительно в 30раз меньше мощности рынка федеральных займов, приближаясь по этому показателю к внебиржевому рынку корпоративных ценных бумаг.
К 1998г. эмитентами муниципальных облигаций были более 60% субъектов Российской Федерации. При этом более половины объема рынка занимали облигации московского муниципального займа (ОММЗ) и муниципальные краткосрочные облигации Санкт – Петербурга (МКО). Кроме Москвы и Санкт-Петербурга наиболее крупными эмитентами были Татарстан и администрация Свердловской области. Причем в перечисленных субъектах Федерации регистрировались повторные эмиссии.
Ко второй половине 1998 г. наиболее востребованными на вторичном фондовом рынке муниципальными ценными бумагами являлись:
В качестве гарантии долговых обязательств органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предлагали следующие виды обеспечения:
Вслед за ухудшением конъюктуры рынка федеральных обязательств ситуация на рынке муниципальных облигаций также претерпела значительное ухудшение. Резкий рост доходности на рынке облигаций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сделал практически невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка в качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов.
При этом нужно принять во внимание, что регионам пришлось расплачиваться по ранее выпущенным облигациям. Так, только до конца 1998 г. правительство Москвы должно было погасить облигаций на сумму 2,5 млрд руб. Однако московские займы являются относительно надежными долговыми бумагами, так как средства, полученные столицей в результате выпуска облигаций, пошли на финансирование различных инвестиционных проектов. Поэтому правительство Москвы рассчитывает получить прибыль от этих проектов и расплатиться с держателями городских облигаций.
Хуже дело обстоит с теми регионами, которые строили свои облигационные займы по примеру ГКО. Они использовали средства, полученные от облигационных займов, для финансирования бюджетов, т.е. строили свою долговую пирамиду. В сентябре 1998 г. имел место судебный прецедент с региональными облигационными займами. Так, « МФК – Ренессанс» выиграл судебный процесс против администрации Еврейской автономной области, не выплатившей в срок (16 июня 1998г.) 10,84 млн. руб по агрооблигациям.
До настоящего времени рынок муниципальных облигаций (облигаций городов и районов, не являющихся субъектами Российской Федерации) является крайне не развитым. Так, в 1999 г. были зарегистрированы облигационные выпуски пяти городов, в2000г.- двух, в 2001 г. – трех, а в 2002 не было зарегистрировано ни одного выпуска муниципальных ценных бумаг. Причем привлеченные с их помощью денежные средства направлялись в основном на финансирование бюджетного дефицита. Организованный вторичный рынок муниципальных облигаций отсутствует.
Хозяйствующие субъекты. Наиболее многочисленной группой организаций, выпускающих ценные бумаги, являются хозяйствующие субъекты. Они отличаются друг от друга организационно-правовой формой.
Хозяйствующие субъекты можно разделить на две большие группы: юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Хотя лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, практически не представлены на российском фондовом рынке, тем не менее, они могут в своей повседневной практике выпускать такие ценные бумаги как, векселя и чеки.
Основными эмитентами ценных бумаг на российском фондовом рынке являются юридические лица. Они могут выпускать все виды ценных бумаг, разрешенных российским законодательством к обращению на территории Российской Федерации, конечно, за исключением государственных ценных бумаг. Юридические лица могут представлять собой коммерческие и некоммерческие организации. Отличие между ними состоит в том, что коммерческие организации в своей деятельности в качестве основной цели ставят перед собой получение прибыли, а некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставной цели некоммерческой организации. Полученную прибыль некоммерческие организации не распределяют между учредителями, а направляют на реализацию уставных целей организации.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
Коммерческие организации