Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:07, реферат
Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.
Электронная цифровая подпись 2
Назначение и применение ЭП 2
История возникновения 3
Россия 3
Виды электронных подписей в Российской Федерации 3
Алгоритмы 4
Использование хеш-функций 4
Симметричная схема 5
Асимметричная схема 6
Виды асимметричных алгоритмов ЭП 7
Получение ЭЦП 8
1. Договор с Удостоверяющим центром. 8
2. Создание закрытого ключа и получение сертификата. 9
3. Установка криптопровайдера. 10
4. Установка системы «КАРМА» 10
Особенности электронного документооборота. 11
В соответствии с Федеральным законом
«Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» электронное
сообщение, подписанное электронной
цифровой подписью или иным аналогом
собственноручной подписи, признается
электронным документом, равнозначным
документу, подписанному собственноручной
подписью, в случаях, если федеральными
законами или иными нормативными
правовыми актами не устанавливается
или не подразумевается требование
о составлении такого документа
на бумажном носителе. Федеральный
закон «Об электронной цифровой
подписи» дает определения основным
терминам электронного документооборота:
В соответствии с Федеральным законом
«Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» в целях
заключения гражданско-правовых договоров
или оформления иных правоотношений,
в которых участвуют лица, обменивающиеся
электронными сообщениями, обмен электронными
сообщениями, каждое из которых подписано
электронной цифровой подписью или
иным аналогом собственноручной подписи
отправителя такого сообщения, в
порядке, установленном федеральными
законами, иными нормативными правовыми
актами или соглашением сторон, рассматривается
как обмен документами. Вопросы
использования электронных
Особенности
защиты электронного
документооборота
Внедрение системы электронного документооборота (СЭД), позволяет приобрести огромную гибкость в обработке и хранении информации и заставляет бюрократическую систему компании работать быстрее и с большей отдачей. В то же время, СЭД порождает новые риски, и пренебрежения защитой обязательно приведет к новым угрозам конфиденциальности.
Последние несколько лет спрос на системы электронного документооборота (СЭД) увеличивался и, по прогнозам экспертов, эта тенденция продолжится. Осознание выгоды от их использования уже даже давно дошло до самого инертного к новшествам и самого мощного холдинга нашей страны — госсектора, который вышел на это поле с русским размахом, обеспечив существенную долю спроса. Но, внедряя СЭД нельзя забывать о безопасности системы — желающих полазить в чужих документах достаточно. Уже много лет пишутся целые книги о промышленном шпионаже, компьютерных преступлениях, а наиболее практичные уже не один год реализуют написанное на практике.
Защита не для документа
Базовый элемент любой СЭД — документ, внутри системы это может быть файл, а может быть запись в базе данных. Говоря о защищенном документообороте, часто подразумевают именно защиту документов, защиту той информации, которую они в себе несут. В этом случае все сводится к уже банальной (хотя и не простой) задаче защиты данных от несанкционированного доступа.
Здесь есть большое заблуждение, ведь речь идет именно о защите системы, а не только о защите данных внутри нее. Это значит, что нужно защитить также ее работоспособность, обеспечить быстрое восстановление после повреждений, сбоев и даже после уничтожения. Система — это как живой организм, не достаточно защитить только содержимое его клеток, необходимо защитить также связи между ними и их работоспособность. Поэтому к защите системы электронного документооборота необходим комплексный подход, который подразумевает защиту на всех уровнях СЭД. Начиная от защиты физических носителей информации, данных на них, и заканчивая организационными мерами.
Таким образом, необходимо защищать, во-первых, аппаратные элементы системы. Это компьютеры, серверы, элементы компьютерной сети и сетевое оборудование (как активное — маршрутизаторы, switch’и и т.д., так и пассивное — кабели, розетки и т.д.). Необходимо предусмотреть такие угрозы, как поломка оборудования, доступ злоумышленника к оборудованию, отключения питания и т.д.
Во-вторых, защита необходима файлам системы. Это файлы программного обеспечения и базы данных, уровень между аппаратными устройствами системы и логическими элементами системы и физическими составляющими. В противном случае появляется возможность влияния злоумышленником или внешними обстоятельствами на файлы СЭД, не проникая в систему, т.е. как бы снаружи. Например, файлы базы могут быть скопированы злоумышленником или повреждены в результате сбоя операционной системы или оборудования. В-третьих, само собой, необходимо защищать документы и информацию, находящиеся внутри системы.
Используя такой подход, можно построить систему, защищенную на всех уровнях, и рубежи обороны от угроз на каждом уровне. Возможно, выглядит немного параноидально, да и стоимость подобной защиты может сравняться со стоимостью самой СЭД, поэтому всегда нужно искать разумный баланс между безопасностью и стоимостью.
Стандартный набор угроз
Угрозы
для системы электронного документооборота
достаточно стандартны и могут быть
классифицированы следующим образом.
Угроза целостности — повреждение
и уничтожение информации, искажение
информации — как не намеренное
в случае ошибок и сбоев, так и
злоумышленное. Угроза конфиденциальности
— это любое нарушение
Защиту
именно от этих угроз в той или
иной мере должна реализовывать любая
система электронного документооборота.
При этом, с одной стороны, внедряя
СЭД, упорядочивая и консолидируя информацию,
увеличиваются риски реализации
угроз, но с другой стороны, как это
ни парадоксально, упорядочение документооборота
позволяет выстроить более
Источников
угроз в нашем небезопасном мире
не мало: это и «кривые руки»
некоторых системных
Спектр
возможных злодеяний легальных
пользователей достаточно широк
— от скрепок в аппаратных частях
системы до умышленной кражи информации
с корыстной целью. Возможна реализация
угроз в разных классах: угрозы конфиденциальности,
угрозы целостности. Пользователь системы
— это потенциальный
Особая группа — это административный ИТ-персонал или персонал службы ИТ-безопасности. Эта группа, как правило, имеет неограниченные полномочия и доступ к хранилищам данных, поэтому к ней нужно отнестись с особым вниманием. Они не только имеют большие полномочия, но и наиболее квалифицированы в вопросах безопасности и информационных возможностей. Не так важен мотив этих преступлений, был ли это корыстный умысел или ошибка, от которой никто не застрахован, результат один — информация либо потерялась, либо получила огласку. Согласно многочисленным исследованиям, от 70 до 80% потерь от преступлений приходятся на атаки изнутри. Набор внешних злоумышленников сугубо индивидуален. Это могут быть и конкуренты, и партнеры, и даже клиенты.
Как защищать
Не останавливаясь на средствах защиты компьютерных сетей, сетевых устройств и операционных систем с их файловыми система, представляющих отдельную тему для разговора, рассмотрим более подробно средства, интегрированные в сами СЭД. Любая СЭД, претендующая на звание «защищенной», должна как минимум предусмотреть механизм защиты от основных ее угроз: обеспечение сохранности документов, обеспечение безопасного доступа, обеспечение подлинности документов, протоколирование действия пользователей.
Обеспечение сохранности документов
СЭД
должна обеспечить сохранность документов
от потери и порчи и иметь возможность
их быстрого восстановления. Статистика
неумолима, в 45% случаев потери важной
информации приходятся на физические
причины (отказ аппаратуры, стихийные
бедствия и подобное), 35% обусловлены
ошибками пользователей и менее
20% — действием вредоносных
Так,
например, СЭД, в основе своей использующие
базы данных Microsoft SQL Server или Oracle, предпочитают
пользоваться средствами резервного копирования
от разработчика СУБД (в данном случае
Microsoft или Oracle). Иные же системы имеют
собственные подсистемы резервного
копирования, разработанные непосредственно
производителем СЭД. Сюда следует также
отнести возможность
Обеспечение безопасного доступа
Этот
момент обычно все понимают под безопасностью
СЭД, чем часто ограничивают понятие
безопасности систем. Безопасный доступ
к данным внутри СЭД обеспечивается
аутентификацией и
Для упрощения будем называть процессы установления личности пользователя и процессы подтверждения легитимности пользователя на то или иное действие или информацию одним термином — аутентификацией, понимая под ним весь комплекс мероприятий, проводимых как на входе пользователя в систему, так и постоянно в течении его дальнейшей работы.
Здесь
необходимо заострить внимание на методах
аутентификации. Самый распространенный
из них, конечно, парольный. Основные проблемы,
которые сильно снижают надежность
данного способа — это
Самый
старый из известных миру способов
аутентификации — имущественный. В
свое время полномочия владельца
сундука подтверждались ключами, сегодня
прогресс ушел далеко вперед, и полномочия
пользователя подтверждаются специальным
носителем информации. Существует множество
решений для имущественной
Максимально надежный для проведения идентификации и последующей аутентификации способ — биометрический, при котором пользователь идентифицируется по своим биометрическим данным ( это может быть отпечаток пальца, сканирования сетчатки глаза, голос). Однако в этом случае стоимость решения выше, а современные биометрические технологии еще не настолько совершенны, чтобы избежать ложных срабатываний или отказов.