Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Целью работы является исследование применение экономических инструментов мобилизации и перераспределения финансов, их взаимодействие на основе теоретических и практических подходах.
Поставленная цель обуславливает ряд решаемых задач в ходе ее выполнения:
- рассмотреть сущность и функции финансов;
- описать применение экономических инструментов в мобилизации и перераспределении финансов на основе изученной литературы.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность и функции финансов…………………………………………….4
1.1 Сущность финансов………………………………………………………...4
1.2 Функции финансов………………………………………………………….6
2. Экономические инструменты мобилизации и
перераспределение финансов………………………………………………….8
2.1 Рынок капитала как механизм перераспределения
финансовых ресурсов………………………………………………………......8
2.2 Налоги как инструмент перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов………………………………………….24
2.3 Кредит как инструмент перераспределения финансовых ресурсов……27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………
Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.
Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение этих средств является государственный кредит.
Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях: кредитора, заемщика, гаранта (означает поручительство государства за клиента).
Отличия государственного кредита от частного:
Частный кредит | Государственный кредит |
1) Мобилизуется для производственных нужд | 1) Мобилизуется для непроизводственных нужд |
2) Мобилизуется ссудный капитал | 2) Мобилизуются платежные и покупательские средства |
3) Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства | 3) Погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений) |
4) Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу) | 4) Сужает сферу применения капитала |
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды.
Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственные займы осуществляются в виде продажи ценных государственных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.
Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.
Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у: предприятий; банков; пенсионных фондов; страховых фондов, населения.
Отличие займов от налогов:
ЗАЙМЫ | НАЛОГИ |
1).Добровольный характер. | 1).Принудительный характер. |
2).Скрыта форма принуждения. | 2).Явная форма принуждения. |
Кредит берется для:
1. Финансирования бюджетного дефицита.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
Займы могут размещаться на фондовом рынке, существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и размещал трехпроцентные займы). В 1990 год – облигации 5 % займа для населения, предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.
Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.
В марте 1993 года состоялся I выпуск нового инструмента – государственных краткосрочных безкупонных обязательств на 3 и 6 месяцев. Каждый выпуск назывался траншей, которые существуют в виде записей на счетах (здесь присутствует дисконт).
Рынок ГКО подвержен колебаниям. Он вытесняет частных инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для производственных нужд.
С февраля 1996 года на рынок ГКО стали допускаться иностранцы. Однако рынок ГКО должен “изгнать” банки, как это сделал валютный коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО должны быть использованы для инвестирования промышленности.
Для инвестирования промышленности выпускаются ГКО, валютные облигации и золотой сертификат Минфина, КО (краткосрочные обязательства – ценные бумаги государства, предназначенные только для предприятий).
Облигации:
– рыночные (операции на фондовом рынке);
– нерыночные;
– специальные.
Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на бирже.
Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой
системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).
Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам.
Для того, чтобы государство смогло расплатиться с долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться:
а) доходности займов (снижение процента) – конверсия;
б) условий, касающихся сроков – консолидация;
в) объединения нескольких займов в один заем – унификация.
Государство может быть банкротом и объявить о своем банкротстве.
В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах:
- внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);
- внешний долг перед странами - кредиторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Это связано с делением капитала на основной и оборотный.
Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у одних субъектов хозяйствования или государства с наличием свободных финансовых ресурсов у других, что создает возможность удовлетворения потребности первых. Кроме того, у многочисленных владельцев временно свободных средств в отдельности суммы могут быть незначительными, тогда как потребности в финансовых ресурсах, как правило, бывают огромными. Финансовый рынок предназначен для аккумуляции временно свободных денежных средств у большого количества мелких и крупных владельцев и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок является посредником в движении денежных средств от сберегателей к инвесторам, формируя у последних финансовые ресурсы.
С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в том числе финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной системы механизмом такого перераспределения был в основном бюджет, а по межхозяйственному перераспределению – финансы отраслей. В рыночной экономике финансовый рынок берет на себя большие потоки финансовых ресурсов и становится ее неотъемлемым элементом.
Главным инструментом финансового рынка являются ценные бумаги. В Гражданском кодексе РФ (ст.142) ценная бумага определяется как документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Именно посредством обращения ценных бумаг осуществляется аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты. Ценные бумаги обязательно содержат следующие реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим, порядок выплаты процентов и дивидендов и др.
Гражданским кодексом РФ (ст.143) установлены следующие виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие, документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
По характеру функционирования ценные бумаги делятся на две группы: долговые и долевые.
Долговые ценные бумаги – облигации, отличаются твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Они предполагают договор займа.
Долевые ценные бумаги – акции, дают право на часть имущества эмитента, удостоверяют право ее владельца-акционера на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Акция дает право ее владельцу участвовать в управлении акционерным обществом.
Любые ценные бумаги проходят несколько стадий в своем движении, то есть имеют жизненный цикл:
1 стадия – выпуск: разработка проспекта эмиссии, образцов, определение стоимости выпуска, выпуск ценных бумаг;
2 стадия – первичное размещение. Могут осуществлять сами эмитенты или через посредников;
3 стадия – вторичное размещение. Оно может быть многократным, т.е. ценные бумаги могут быть куплены и проданы много раз, переходя от одного владельца к другому.
Финансовые рынки подразделяются на первичные и вторичные. На первичном финансовом рынке выпускаются в продажу новые ценные бумаги. На вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.
Цель первичных финансовых рынков – привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство, на социальные потребности, в научные исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов к более эффективным производствам, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.
Ценные бумаги могут размещаться по открытой или закрытой подписке. При публичном размещении ценные бумаги продаются любому желающему, что требует особой степени защиты инвестора. При закрытой подписке ценные бумаги размещаются среди ограниченного круга инвесторов. Акционерное общество закрытого типа может размещать свои акции только по закрытой подписке. Акционерное общество открытого типа - по открытой и закрытой подписке. При открытой подписке эмитент обязан выпускать проспект эмиссии с информацией о ценных бумагах и финансовом состоянии фирмы, их выпускающей.
Важную роль на рынке ценных бумаг играют фондовые биржи. Ценные бумаги, попавшие на вторичный рынок, обращаются на биржевом и внебиржевом рынках. Первые фондовые биржи появились 200 лет назад. Фондовые биржи являются важнейшим регулятором потоков финансовых ресурсов и ценных бумаг. Фондовые биржи обязаны иметь лицензию и разрабатывают свои условия, по которым производится отбор ценных бумаг, допускаемых к торговле (листинг).
Информация о работе Экономические инструменты мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов