Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:25, реферат
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
Введение 3
глава1 эфективность денежно-кредитной политики и её Особенности в Республике Беларусь 5
закючение 13
Список литературы 14
В данных
условиях денежно-кредитная
было трудно предвидеть, что мировой экономический спад будет настолько значительным (вероятно, самым значительным со времен Второй мировой войны). Предполагалось, что по мере восстановления экспорта, а также за счет внутренних резервов по повышению эффективности экономики, инвестиций в модернизацию действующих и создание новых производств удастся добиться постепенного улучшения внешней торговли. Однако к 2011 г. корректировка макроэкономической политики оказалась неизбежной.
Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере определяется динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе её перехода на инновационный путь развития. По утверждению первого заместителя председателя правления Национального банка РБ Лузгина Николая Владимировича, сейчас, в 2011 году, можно наблюдать следующую ситуацию: привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, (доллару США, евро и российскому рублю)устанавливается курс при помощи дополнительных сессий; изменение курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 5% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года; установление ставки рефинансирования на уровне 45% годовых при инфляции в 101,2%. В 2011 году прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозируется на уровне 21-22%.
Требования кредитная политика республики банков к экономике в общем объеме активных операций банков возрастут на 24-25% и составят 58% к ВВП. [8]
Отмечается, что с 1 июня 2011 года Национальным банком полностью прекращено эмиссионное кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки). «В случае возникновения потребности в краткосрочном поддержании ликвидности банки используют возможности рефинансирования в Национальном банке через постоянно доступные инструменты (кредит овернайт и своп овернайт), а также на регулярно проводимых ломбардных кредитных аукционах». При этом по мере повышения ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.
Ставка рефинансирования Национального банка с начала 2011 года повышена на 34,5 процентного пункта до 45% годовых.
"В ближайшее
время в рамках разработанного
правительством и Национальным банком
комплекса мер по выходу на единый курс
белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной
политики продолжится. При этом данная
задача будет решаться всеми имеющимися
у Национального банка экономическими
инструментами".
Ужесточение Беларусью денежно-кредитной
политики является одним из условий выделения
кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС
в 3 млрд. долларов США. Беларусь получит
деньги несколькими траншами в течение
трех лет: 1,24 млрд. долларов в 2011 году, около
800 млн. - в 2012-м и 1 млрд. - в 2013-м.
Первые 800 млн. долларов в рамках кредита
в Беларусь поступили в июне. Следующая
часть кредита в 440 млн. долларов обещана
осенью. Однако для ее получения белорусским
властям следует выполнить ряд условий,
в том числе - проводить жесткую бюджетную
политику и уменьшить дефицит бюджета
сектора госуправления.
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений. [9]
Также Определены планы социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления денежно-кредитной политики страны на 2012 год.
Прогноз выглядит довольно оптимистичным, но, к сожалению, имеет мало шансов быть выполненным.
Итак, заданием для правительства и Нацбанка на 2012 год является удержание инфляцию в пределах 19%.
Как сообщил 1 ноября заместитель министра экономики Александр Ярошенко, задачей №1 на 2012 год ставится сокращение инфляции. Из каких-то соображений выбрана цифра годовой инфляции в 19%. Это главный показатель социально-экономического развития на 2012 год.
В качестве средства для достижения этого уровня, судя по имеющейся информации, предлагаются три вещи: ограничение эмиссии белорусских рублей, ограничение роста заработной платы и дорогие белорусские деньги.
Планы по сокращению эмиссии кажутся довольно убедительными. На финансирование кредитования госпрограмм предполагается направить 12 трлн белорусских рублей, из которых только 7 трлн составят эмиссионные кредиты – средства Минфина, полученные им от продажи госсобственности и поступления кредитов. Сейчас эти деньги Минфин держит в Национальном банке и в нужный момент заберет из него не валюту, а белорусские рубли, и переведет их в коммерческие банки.
Кроме того, около 5 трлн. белорусских рублей предполагается получить в виде возврата кредитных средств от предприятий, в первую очередь сельскохозяйственных.
Правительство собирается не допустить
и необоснованного подъема
Кроме того, для определения возможной инфляции следует понять причины, которые ее вызвали. А это не только рублевая эмиссия, но и девальвация рубля, так как цены на белорусские товары выставляются, ориентируясь не столько на спрос и предложение на внутреннем рынке страны, сколько на цены на рынках за рубежом, и постепенно к последним подтягиваются.
В связи с этим потенциал для
роста цен на 2012 год можно оценить
примерно на уровне 50%. С начала года
белорусский рубль
Понятно, что рост внутренних цен все же будет отставать на некоторую величину от внешних, то есть инфляция должна составить не 50%, а несколько ниже. Но есть другая проблема: если рубль продолжит слабеть, то это даст толчок новому росту цен. Это значит, что для удержания инфляции должен быть установлен и порог возможного ослабления белорусского рубля.
Также, правительство снова собирается ограничить рост цен, не строя жестких планов в отношении величины ослабления белорусского рубля.
В планах на 2012 год есть другой параметр, который связан, хотя и опосредовано, с курсом белорусского рубля – это сальдо внешней торговли. Правительство должно обеспечить положительное сальдо торговли товарами и услугами в размере 3% ВВП.[10]
В своей работе я дала определение
понятию «денежно-кредитная
В заключение отмечу, что с учетом всех сделанных замечаний, можно ожидать, что еще не утвержденные параметры развития экономики Беларуси на 2012 год выполнены не будут. То есть, Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год ждет судьба аналогичного документа 2011 года. Уже через несколько месяцев после начала 2012 года о планах все забудут, а правительство и Национальный банк будут действовать исходя из текущей ситуации. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается не в полной мере запланированных параметров, рыночные котировки рубля нестабильны, золотовалютные резервы сокращаются. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование условий стабильного экономического развития РБ, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благостояния населения.
Список литературы:
8. Электронный
ресурс. Точка доступа: http://konyurkovt.livejournal.
9.
Электронный ресурс. Точка доступа: http://sait-nauki.ru/view_art.
10. Электронный ресурс. Точка доступа: http://banki.bel.biz/?p=4138. Дата доступа: 23.11.2011
Информация о работе Эффективность денежно-кредитной политики и её Особенности в Республике Беларусь