Эффективность денежно-кредитной политики и её Особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:25, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Содержание

Введение 3
глава1 эфективность денежно-кредитной политики и её Особенности в Республике Беларусь 5
закючение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

рефератфинансы.docx

— 43.99 Кб (Скачать)

 В данных  условиях денежно-кредитная политика  в составе мер единой экономической политики была направлена на недопущение резкого снижения производства, банкротства предприятий и на сохранение рабочих мест. При этом

было трудно предвидеть, что мировой экономический  спад будет настолько значительным (вероятно, самым значительным со времен Второй мировой войны). Предполагалось, что по мере восстановления экспорта, а также за счет внутренних резервов по повышению эффективности экономики, инвестиций в модернизацию действующих и создание новых производств удастся добиться постепенного улучшения внешней торговли. Однако к 2011 г. корректировка макроэкономической политики оказалась неизбежной.

Социально-экономическое  развитие страны в 2011 году в значительной мере определяется динамикой воздействия  внешнеэкономических условий и  предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе её перехода на инновационный путь развития. По утверждению первого заместителя председателя правления Национального банка РБ Лузгина Николая Владимировича, сейчас, в 2011 году, можно наблюдать следующую ситуацию: привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, (доллару США, евро и российскому рублю)устанавливается курс при помощи дополнительных сессий; изменение курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 5% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года; установление ставки рефинансирования на уровне 45% годовых при инфляции в 101,2%. В 2011 году прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозируется на уровне 21-22%.

Требования кредитная политика республики банков к экономике в общем объеме активных операций банков возрастут на 24-25% и составят 58% к ВВП. [8]

Отмечается, что с 1 июня 2011 года Национальным банком полностью прекращено эмиссионное кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки). «В случае возникновения потребности в краткосрочном поддержании ликвидности банки используют возможности рефинансирования в Национальном банке через постоянно доступные инструменты (кредит овернайт и своп овернайт), а также на регулярно проводимых ломбардных кредитных аукционах». При этом по мере повышения ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.

Ставка рефинансирования Национального банка с начала 2011 года повышена на 34,5 процентного  пункта до 45% годовых.

"В ближайшее  время в рамках разработанного  правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Национального банка экономическими инструментами".  
Ужесточение Беларусью денежно-кредитной политики является одним из условий выделения кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 3 млрд. долларов США. Беларусь получит деньги несколькими траншами в течение трех лет: 1,24 млрд. долларов в 2011 году, около 800 млн. - в 2012-м и 1 млрд. - в 2013-м.  
Первые 800 млн. долларов в рамках кредита в Беларусь поступили в июне. Следующая часть кредита в 440 млн. долларов обещана осенью. Однако для ее получения белорусским властям следует выполнить ряд условий, в том числе - проводить жесткую бюджетную политику и уменьшить дефицит бюджета сектора госуправления.

Таким образом, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений. [9]

Также Определены планы социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления денежно-кредитной политики страны на 2012 год.

Прогноз выглядит довольно оптимистичным, но, к сожалению, имеет мало шансов быть выполненным.

Итак, заданием для правительства  и Нацбанка на 2012 год является удержание инфляцию в пределах 19%.

Как сообщил 1 ноября заместитель министра экономики Александр Ярошенко, задачей  №1 на 2012 год ставится сокращение инфляции. Из каких-то соображений выбрана цифра годовой инфляции в 19%. Это главный показатель социально-экономического развития на 2012 год.

В качестве средства для достижения этого уровня, судя по имеющейся  информации, предлагаются три вещи: ограничение эмиссии белорусских рублей, ограничение роста заработной платы и дорогие белорусские деньги.

Планы по сокращению эмиссии кажутся  довольно убедительными. На финансирование кредитования госпрограмм предполагается направить 12 трлн белорусских рублей, из которых только 7 трлн составят эмиссионные кредиты – средства Минфина, полученные им от продажи госсобственности и поступления кредитов. Сейчас эти деньги Минфин держит в Национальном банке и в нужный момент заберет из него не валюту, а белорусские рубли, и переведет их в коммерческие банки.

Кроме того, около 5 трлн. белорусских  рублей предполагается получить в виде возврата кредитных средств от предприятий, в первую очередь сельскохозяйственных.

Правительство собирается не допустить  и необоснованного подъема зарплаты, ограничив ее ростом производительности труда. Еще 20 октября заместитель  премьер-министра Беларуси Сергей Румас на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам заявил, что нельзя допустить, чтобы люди на повышенные зарплаты покупали товары, валюту, так как это повлечет очередное повышение цен – то есть приведет к возникновению инфляционно-девальвационной спирали.

Кроме того, для определения возможной  инфляции следует понять причины, которые  ее вызвали. А это не только рублевая эмиссия, но и девальвация рубля, так как цены на белорусские товары выставляются, ориентируясь не столько  на спрос и предложение на внутреннем рынке страны, сколько на цены на рынках за рубежом, и постепенно к последним подтягиваются.

В связи с этим потенциал для  роста цен на 2012 год можно оценить  примерно на уровне 50%. С начала года белорусский рубль девальвировался  примерно в три раза, тогда как  цены выросли немногим менее чем  в два раза. То есть девальвация  опередила инфляцию в 1,5 раза – на 50%. К концу текущего года такая пропорция, по-видимому, сохранится.

Понятно, что рост внутренних цен  все же будет отставать на некоторую  величину от внешних, то есть инфляция должна составить не 50%, а несколько ниже. Но есть другая проблема: если рубль продолжит слабеть, то это даст толчок новому росту цен. Это значит, что для удержания инфляции должен быть установлен и порог возможного ослабления белорусского рубля.

Также, правительство снова собирается ограничить рост цен, не строя жестких  планов в отношении величины ослабления белорусского рубля.

В планах на 2012 год есть другой параметр, который связан, хотя и опосредовано, с курсом белорусского рубля – это сальдо внешней торговли. Правительство должно обеспечить положительное сальдо торговли товарами и услугами в размере 3% ВВП.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе я дала определение  понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды  на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.

В заключение отмечу, что с учетом всех сделанных замечаний, можно  ожидать, что еще не утвержденные параметры развития экономики Беларуси на 2012 год выполнены не будут. То есть, Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год ждет судьба аналогичного документа 2011 года. Уже через несколько месяцев после начала 2012 года о планах все забудут, а правительство и Национальный банк будут действовать исходя из текущей ситуации. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается не в полной мере запланированных параметров, рыночные котировки рубля нестабильны, золотовалютные резервы сокращаются. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование условий стабильного экономического развития РБ, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благостояния населения.

 

 

Список литературы:

 

  1. Банковский вестник: Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь, ноябрь 2011.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник – М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358.
  3. Денежно-кредитная политика./Экономический бюллетень, ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь», С. С. Полоник – 2007 – №2. – с.20-25
  4. Денежно-кредитная политика./Экономический бюллетень, ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь», С. С. Полоник – 2008 – №2. – с.21-23
  5. Денежно-кредитная политика./Экономический бюллетень, ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь», С. С. Полоник – 2010 – №2. – с.20-23
  6. Денежно-кредитная политика./ Экономический бюллетень, ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь», Я.М. Александрович – 2011 – №2. – с.41-43
  7. Деньги, Кредиты, Банки/ Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ доктора экономических наук, профессора О. И. Лаврушина/ Издание третье – М.: «Финансы и Статистика», 2000 г., с.15-34

8.   Электронный ресурс. Точка доступа: http://konyurkovt.livejournal.com/8879.html. Дата доступа:21.11.2011

9.     Электронный ресурс. Точка доступа: http://sait-nauki.ru/view_art.php?id=276&cat=referati. Дата доступа: 23.11.2011

10.      Электронный ресурс. Точка доступа: http://banki.bel.biz/?p=4138. Дата доступа: 23.11.2011

 

 

 

 


Информация о работе Эффективность денежно-кредитной политики и её Особенности в Республике Беларусь