Изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
4 исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;

Работа содержит 1 файл

нал контроль.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

Введение.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий  требует систематического пополнения финансовых ресурсов на областных и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную  уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных  и субъективных причин. С переходом  к рыночным отношениям создаются  новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

Ошибки в исчислении и  уплате налогов допускаются также  из-за частых изменений в законодательстве.

В связи с этим сегодня  перед налоговыми органами встает серьезная  проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение  путей совершенствования контрольной  работы налоговых органов.

На основе этого можно  определить задачи данной курсовой работы:

4 исследование нормативно-правовой  базы осуществления налогового  контроля;

4 изучение основ организации  контрольной работы налоговых  органов;

4 изучение действующих  форм и методов налогового  контроля;

4 определение наиболее  перспективных путей совершенствования  форм и методов налогового  контроля.

При написании курсовой работы использовались труды ученых, журнальные статьи, законодательные акты РФ, указы  президента РФ, постановления правительства  РФ, инструкции МНС РФ.

Курсовая работа изложена на 23 страницах машинописного текста, состоит из введения, основной части  – двух глав, заключения, практического  задания, списка использованной литературы и приложения.

 

I. Организация  налогового контроля.

Правовая база.

При осуществлении своей  работы государственные налоговые  инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется  в связи с переменами в экономической  и политической ситуации в стране.

На первом месте стоит  основной закон страны - Конституция  РФ. Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах  и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых  инспекций, так и конкретные сферы  налогообложения.

С 1 января 1999 г. вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Кодекс устанавливает систему  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный бюджет, а также общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том  числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов Российской  Федерации и местных налогов  и сборов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за  совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) и их должностных  лиц. 

В настоящее время Налоговый  Кодекс является определяющим в сфере  налоговых отношений и при  осуществлении налогового контроля.

До 1 января 1999 г. перечисленные  выше положения регулировались несколькими  основными законами, в их числе: Закон  РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР»; Закон РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.

Необходимо отметить, что  некоторые положения, статьи или  пункты этих законов (они определены в части первой Налогового Кодекса) будут действовать вплоть до введения в действие части второй Налогового Кодекса РФ

Одновременно с принятием  Закона «Об основах налоговой  системы» были приняты Федеральные  законы, детализирующие его положения. В частности, к таким законам  относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об  акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов  постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации  работы налоговой инспекции. К таким  актам относятся указы президента РФ. Так 23.12.98г. был издан Указ Президента №1635 «О Министерстве РФ по налогам  и сборам», которым Государственная  Налоговая Служба РФ была преобразована  в Министерство РФ по Налогам и  Сборам.

Другими самостоятельными источниками  налогового права являются постановления  и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые  льготы); акты Министерства по налогам  и сборам, регулирующие налоговый  контроль и содержащие предписания  по процедурам взимания различных видов  налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и  т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.

Таким образом, основным документом, регулирующим работу Государственных  налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства с 1 января 1999 г. является Налоговый кодекс РФ. Однако изданные до введения в действие части первой Налогового Кодекса нормативно-правовые акты (отдельные их статьи, пункты) Президента РФ и Правительства РФ, которые согласно части первой Налогового Кодекса РФ могут регулироваться только федеральными законами или частью второй Налогового Кодекса, действуют до введения соответствующих законов или части второй Налогового Кодекса.

 

Формы и методы налогового контроля.

В арсенале налоговых инспекций  есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.

В зависимости от времени  совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

Основными задачами камеральной  проверки являются:

4 визуальная проверка  правильности оформления бухгалтерской  отчетности, т.е. проверка заполнения  всех необходимых реквизитов  отчета, наличия подписей уполномоченных  должностных лиц;

4 проверка правильности  составления расчетов по налогам,  включающая в себя арифметический  подсчет итоговых сумм налогов,  подлежащих уплате в бюджет, проверку  обоснованности применения ставок  налога и налоговых льгот, правильности  отражения показателей, необходимых  для исчисления налогооблагаемой  базы, проверка своевременности  представления расчетов по налогам;

4 проверка сопоставимости  отчетных показателей с показателями  предыдущего отчетного периода;

4 проверка согласованности  показателей, повторяющихся в  бухгалтерской отчетности и в  налоговых расчетах;

Конкретные методы камеральных  проверок определяются инспекциями  самостоятельно исходя из характера  наиболее часто встречающихся нарушений  налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения  автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.

Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Документальная  проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.

Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков и  видов налога делятся на:

4 комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов.

4 тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно  подразделить в зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.

Проверки без выхода в  организацию могут быть целесообразными  в следующих случаях:

4 если организация, сообщившая  в установленном законодательством  порядке о своей ликвидации, не  имеет уже фактического адреса  местонахождения, а необходимые  для проверки документы находятся  у кого-либо из ответственных  руководителей по домашнему или  другому адресу;

4 при отсутствии возможности  организовать проверку на территории  организации - отсутствие административных  помещений, помещение опечатано  правоохранительными органами, наличии  опасности для жизни и здоровья  проверяющего и т.п.;

4 если налогоплательщик  относится к категории мелких  и объем учетных документов  незначителен.

Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.

В ходе документальных проверок сотрудники налоговой инспекции  для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства используют в работе определенные приемы. Анализ нарушений налогового законодательства показывает, что они в большей части связаны с подлогами в первичных и иных бухгалтерских документах. Выявить их можно путем специального исследования данных учета. Подлоги в документах внешне обнаруживаются в таких формах, как противоречия в содержании отдельного документа, нескольких взаимосвязанных документов, а также отклонения от обычного порядка движения ценностей.

Информация о работе Изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля