История возникновеия ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:38, реферат

Описание работы

Центральные банки являются главным звеном денежно- кредитной системы практически во всех странах, имеющих банковские системы. На ранних стадиях экономического развития отсутствовало разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками, но по мере развития денежно-кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, а впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведения общей кредитно-денежной политики в масштабах страны закрепилось за одним банком, который и стал центральным.

Работа содержит 1 файл

История возникновения ЦБ РФ.docx

— 19.63 Кб (Скачать)

Центральные банки являются главным звеном денежно- кредитной  системы практически во всех странах, имеющих банковские системы. На ранних стадиях экономического развития отсутствовало  разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками, но по мере развития денежно-кредитной  системы происходил процесс централизации  банкнотной эмиссии в немногих крупных  коммерческих банках, а впоследствии монопольное право выпуска банкнот  и проведения общей кредитно-денежной политики в масштабах страны закрепилось за одним банком, который и стал центральным.

Особое место и роль центрального банка в экономической  системе современного государства  определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Товарно-денежные отношения на разных этапах своего развития претерпевали существенные изменения, изменялась и роль кредитных институтов, в частности банков. Так в эпоху, когда рынок был стихийным, а  денежное обращение - золотомонетным, банки были просто посредниками в  осуществлении торговых операций. Обычно выделялся из общего числа банков наиболее крупный для обслуживания нужд правительства. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушающие доверие конкретные банки. Но в целом в тех исторических условиях банки отличались друг от друга своими размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.

Идея центрального банка  зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда  в нем возникла историческая и  экономическая потребность, когда  стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка  в частности без центрального банка как органа государственного контроля и надзора чревато неоправданными потерями. В большинстве западных стран функции центрального банка  были закреплены за определенными банками  с середины XIX - XX в. Так, Банк Франции  стал единым эмиссионным центром  еще в 1848 году, Банк Испании - с 1874 года, Федеральная резервная система  США - с 1913 года.

Первые центральные банки  возникли значительно раньше. Так  Банк Англии появился в 1694г., когда английскому  правительству для ведения войны  с Францией понадобился очень  крупный заем, для выдачи которого несколько купцов объединились в  один частный акционерный банк, а  в качестве благодарности за оказанную  государству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные этим банком банкноты стали платежным  средством и вошли в платежный  оборот страны. Кроме того, Банку  Англии было предоставлено право  размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным  долгом через этот банк. В течение  полутора веков Банк Англии выполнял роль центрального банка. Законодательно же это было запрещено лишь в 1844 году актом Роберта Пилля. Этот акт вошел в историю, поскольку вследствие своей глубокой ошибочности он нанес большой вред экономике Англии. В частности, этим актом предписывалось практически 100-процентное обеспечение золотом всей банкнотной эмиссии в Англии. В 1857 г. этот акт был отменен. После второй мировой войны, в 1946 году Банк Англии был национализирован и наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля за банками.

В отличие от Англии, где  центральный банк вырос «снизу», Государственный банк России был  учрежден «сверху» в 1860 году по указу  императора Александра II, причем если, например, Банк Англии действовал как  независимый кредитно-эмиссионный  центр, то Государственный банк России был подчинен министерству финансов. Он действовал на основании устава, согласно которому являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать «упрочению денежной кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране. В начале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о «временных выпусках» в небольших объемах кредитных билетов, учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета и до конца ХІХ в. оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. При этом кредитование земледельцев, ремесленников, мелкой промышленности не получило большого развития.

Поворот в деятельности Государственного банка был связан с министром  финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной экономики», предусматривавшей  широкое кредитование отечественных  производителей. В 1984 г. был принят новый  устав, закрепивший право выдавать «промышленные» ссуды, значительную часть  которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. А в результате денежной реформы 1895-1897 гг. банк получил эмиссионное право.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание  стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной  экономики. В начале ХХ в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система. После событий 1917 г., согласно декрету «О национализации банков», Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия на банковское дело. Все банки были слиты с Государственными банком, который стал называться Народным банком. В условиях новой экономической политики в 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, в дальнейшем преобразованный в Государственный банк СССР. Он принял активное участие в возрождении финансовой системы страны и был проводником денежной реформы 1922-1924 гг.

В начале 30-х годов при  переходе к принципам централизованного  планирования в экономике была проведена  реформа кредитной системы, в  результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции  единого расчетного и кассового  центра государства, являлся органом  планового кредитования экономики  и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.

В начале реформ 1990-х годов  на базе Российской республиканской  конторы Госбанка СССР был учрежден Госбанк РСФСР, которому после упразднения  Государственного банка СССР были переданы его функции, а также имущество  на территории РСФСР. С принятием  в декабре 1990 г. закона о Центральном  банке РСФСР банку было предоставлено  право выпуска и изъятия денег  из обращения.

Необходимость создания двухуровневой  банковской системы была обусловлена  противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют  свободы предпринимательства и  распоряжения частными финансовыми  средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками  и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование, то есть контроль и целенаправленное воздействие, и это обстоятельство требует создания особого института  в виде центрального банка.

 

История доказала, что централизация  и обеспечение контроля служат обязательными  предпосылками эффективности банковской системы. Децентрализованное функционирование и развитие банков из- за разнородности бумажных денег, плохого регулирования, не соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику. С этой точки зрения создание центральных банков, которые регулируют денежно-кредитные отношения, явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный  банк, находящийся в центре всей банковской системы. Позднее такие  банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а в определенный момент такие  банки вообще национализировали. Чаще всего капитал центральных банков полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Со временем изменились и сами центральные  банки: уменьшились по масштабам  капиталов, операций, балансов, а их функции и методы воздействия  на банковскую систему модифицировались.

Какие бы функции не возлагались  на центральный банк, он всегда является органом государственного регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Центральный банк, прежде всего, выступает как посредник между  государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и  кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном  порядке и реже - по традиции.

Во всех развитых странах  действуют законы, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции  центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная  задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон  о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с  государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как  эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о  центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о  банковской деятельности. Такой закон  определяет основные права и обязанности  кредитных институтов по отношению  к центральному банку.

Банковское законодательство является комплексной отраслью законодательства, объединяющей в себе публичные и  частноправовые методы правового регулирования. Такое сочетание приводит к тому, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормами  административного, финансового, а  также гражданского законодательства.

Следует заметить, что нормативные  акты Банка России не могут иметь  обратной силы. В тех случаях, когда  нормативный акт Банка России затрагивает права, свободы или  обязанности граждан, то он подлежит регистрации в Министерстве юстиции  российской Федерации. Закон о Банке  России и в связи с этим сам  Банк России определяет форму нормативных  актов, издаваемых им. На практике нормативные  акты Банка России издаются в форме  инструкций, правил, положений, писем  и др.


Информация о работе История возникновеия ЦБ РФ