История развития страхового дела в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Страхование - одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Человечество все время пыталось противостоять превратностям судьбы и свести к минимуму возможный ущерб от событий, на которые оно не в силах повлиять.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. История возникновения страхового дела…………………………......6
1.1 Страховое дело в древности.................................................................6
1.2 Страхование в Средние века и в Новое время……………………...8
Глава 2. Истоки страхового дела в России……………………………………..12
2.1 Страхование на Руси……………………………………….................12
2.2 Страхование в Российской империи 1786-1917 гг……....................13
2.3 Страхование в Советской России и СССР……………...………..…18
2.4 Страхование в Российской Федерации…………………………..….21
2.5 Анализ страховой деятельности в РФ...…………………………......21
Глава 3. Проблемы пути совершенствования страхования в РФ…………......34
Заключение………...…………………………………………………………......44
Список использованных источников информации…………………………….46

Работа содержит 1 файл

История страхового дела в Россиии.doc

— 690.00 Кб (Скачать)

 

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. История возникновения страхового дела…………………………......6

           1.1 Страховое дело в древности.................................................................6

           1.2 Страхование в Средние века и в Новое время……………………...8

Глава 2. Истоки страхового дела в России……………………………………..12

           2.1 Страхование на Руси……………………………………….................12

           2.2 Страхование в Российской империи 1786-1917 гг……....................13

           2.3 Страхование в Советской России и СССР……………...………..…18

           2.4 Страхование в Российской Федерации…………………………..….21

           2.5 Анализ страховой деятельности в РФ...…………………………......21

Глава 3. Проблемы пути совершенствования страхования в РФ…………......34             

Заключение……...…………………………………………………………......44

Список использованных источников информации…………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Страхование - одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Человечество все время пыталось противостоять превратностям судьбы и свести к минимуму возможный ущерб от событий, на которые оно не в силах повлиять. Одним из видов такой деятельности человеческого общества и было возникновение страхования.

Чтобы разобраться в настоящем, надо покопаться в прошлом.

Страхование как социально-экономический институт имеет интересную историю развития, берущую начало в глубокой древности, на этапе возникновения цивилизации и образования первых признаков государственности. Такими предпосылками послужили происходившие в жизни людей опасные явления и события, причиняли им невосполнимые имущественные и физические потери. Другими словами, объективные и субъективные факторы, ставшие причиной возникновения страхования:

- наличие опасностей, способных причинить имущественный либо иной материальный вред, наступление которых невозможно предотвратить (объективный фактор);

- появление у людей опасения за сохранность и сбережение материальных и личных нематериальных благ (субъективный фактор);

- необходимость, а также желание и стремление людей бороться доступными методами и способами с теми опасностями, которые вызывают у них известный страх и опасение от наступления вредоносных последствий (совмещение объективного и субъективного факторов).

В докапиталистических обществах основной формой страхования была страховая взаимопомощь. Сначала она носила характер разовых соглашений о взаимопомощи в области путевой, странствующей торговли, как сухопутной, так и морской. Соглашения касались товаров и перевозочных средств, в качестве которых выступали морские корабли и вьючные животные. Предполагается, что первичные формы страхования встречались за 2 тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д.

В области мореплавания соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и др. Имеются сведения о том, что в Древней Греции существовали даже соглашения купцов - пиратов касающиеся вопросов как распределения доходов от торгово-разбойничьих операций, так и распределения потерь от морских опасностей, связанных с этими операциями.

Во всех этих случаях просматривается одна и та же цель: обеспечение возмещения убытков от стихийных и других опасностей каждого из участников торгового, путевого коллектива сообща, за счет всех его членов.

В дальнейшем страхование приобретает более совершенную форму, то есть оно строиться на основе регулярных платежей, которые приводят к аккумуляции (накоплению) денежных средств и созданию страхового фонда. Переход этот, конечно, осуществляется не сразу, и какое-то время обе эти формы страхования существуют параллельно или дополняя друг друга. Такой характер, видимо, носили организации постоянного профессионально-корпоративного типа, сведения о которых восходят к глубокой старине. В задачи этих организаций входило оказание материальной помощи их членам в несчастных случаях, а в случае смерти - осиротевшим семьям.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это чрезвычайно важно для российской экономики, которая на настоящий момент всё ещё пребывает в сложном положении.

Целью данной работы является история развития страхового дела в мире и России.

Задачами данной работы являются изучение истории возникновения  страхового дела, изучение истоков страхового дела в России, изучение проблем пути совершенствования страхования в Российской Федерации.

Объектом изучения страхового дела является то, что находится в сфере страховой деятельности.

Предметом страхования является то, с чем увязывается страхование.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников информации и приложения. Общий объем работы  36 страниц. В первой главе идет речь о страховании в древности, в Средние века и в Новое время. Во второй главе рассматривается страхование на Руси, в Российской империи 1786-1917гг., в Советской России и СССР, в Российской Федерации и анализ страховой деятельности. В третьей главе мы рассматриваем проблемы пути совершенствования страхования в Российской Федерации, которые могут быть разрешены при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА

1.1   Страховое дело в древности

          Страхование – древнейший вид общественно-экономических отношений между людьми. Первоначальный смысл понятия страхования связан со словом "страх". Например, выражение “подстраховать кого-либо” употребляется в значении гарантированной поддержки в каком-либо деле, решении некоторой проблемы или просто помощи. В настоящее время этот термин все чаще имеет в виду защиту материальных и финансовых интересов физических и юридических лиц.                                                                                                                                           

Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе были соглашения, в которых можно усмотреть черты договора страхования.

Эти соглашения касались недвижимого имущества, торговли, различных сделок, морского судоходства. Основной смысл этих соглашений состоял в попытке распределить между лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба. Например, на острове Родос в 916 г. до н.э. было принято соглашение, в котором описывалась система распределения ущерба в случае катастрофы на море или в случае разрушений от стихийного бедствия. Принципы, примененные в данном документе, сохранились до наших дней.

Самые древние правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков ослов пропадало животное, Талмуд предписывал другим погонщикам передать ему взамен другого осла, но ни в коем случае не деньги. Еще тогда был заложен основополагающий принцип: страхование – это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению.

В основе зарождающихся, начальных форм страхования была коллективная взаимопомощь на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

С возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров, и вполне понятно стремление людей к объединению для совместных действий по предотвращению опасности. Ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами. Так, в 1310 году в германском городе Брюгге была учреждена "Страховая палата", которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий.

В эпоху географических открытий происходил бурный всплеск судоходства и международной торговли. В связи с этим появляются первые подобия страховых организаций, участие в которых принимали отдельные купцы или судовладельцы. Так, при отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия его ущерб раскладывается между всеми участниками в равных долях. Это был принцип взаимного страхования.

Помимо страхования имущества шло развитие страхования от пожара. Простейшей формой такого страхования был специальный сбор для помощи тем, чье имущество сгорело или пострадало от огня. Так, после лондонского пожара 1666 г., который уничтожил почти весь центр города, был учрежден "Огневой полис" для страхования домов и других сооружений. В 1667 г. в Норвегии, в городе Христиания (Осло) была учреждена Норвежская Бранд-касса. Затем в течение нескольких лет в Европе появился еще целый ряд страховых компаний.

Нужно отметить, что при взаимном страховании участники таких сообществ не ставили своей целью получить прибыли из данного рода деятельности. Они заботились только о том, чтобы как-то компенсировать нанесенный ущерб. Подобная система прижилась и действует до сих пор в области морского страхования.

Первоначальные содружества совместного страхования со временем стали преобразовываться в коммерческие профессиональные страховые компании, которые строились на принципах предпринимательства и получения выгоды от подобных операций. Их прибыль складывалась из специально предусмотренной части страхового платежа и возможного безубыточного прохождения дела.

С развитием экономики росло число страховых компаний, увеличивались их оборотный капитал и вложения в другие отрасли хозяйства. К началу 60-х годов XVIII в. на Западе насчитывалось уже около 100 видов имущественного и личного страхования. Идея страхования полностью отвечала потребностям развивающейся экономики, и страхование стремительно распространилось на все сферы человеческой деятельности. Формы и методы страхования изменялись в зависимости от потребности времени. Например, в 1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни, а в XVIII – XIX вв. уже появились такие виды страховых услуг, как страхование домашних животных, страхование от кражи со взломом, от финансовых потерь, от несчастных случаев и так далее.

 

1.2 Страхование в Средние века и в Новое время

          С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно стремление людей к объединению для совместных действий по предотвращению опасности. Так, в 1310 году в г. Брюгге (Германия) была учреждена «Страховая палата», которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий.

Самое первое страховое объединение появилось в XII веке, в Исландии. Жители этого зажиточного в те времена острова соединились в союзы для взаимного обеспечения на случай пожаров или падежа скота. Союзы состояли, как правило, из 20 зажиточных крестьян. В случае несчастья часть убытка возмещалась пострадавшему деньгами, часть материалами или работою.

Деятельность исландских страховых союзов не получила распространения в Европе, где на имущественное страхование было обращено внимание только ко времени упадка феодализма и развития капиталистических отношений.

Исландские союзы не получили распространения в Европе, где более популярным было морское страхование. В Европе страхование получило широкое распространение с ХШ в. как морское и взаимное.

В эпоху географических открытий наблюдается бурный всплеск судоходства и международной торговли. Возникновение новых рынков торговли увеличивает опасность, в связи, с чем возрастает потребность в защите имущественных интересов. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия его ущерб раскладывается между всеми участниками пропорционально. Это был принцип взаимного страхования.

Во Фландрии морским страхованием занималась специальные страховые гильдии. Позже с XV в. морское страхование организуется здесь и частными обществами на акционерной основе. Особое значение при проведении морского страхования имеет контроль состояния и классификация судов, производимых частными обществами - английским и немецким Ллойдами, парижским бюро и др. С этой целью в это же время был выпущен даже подробный свод законодательных постановлений по организации морского страхования. Страховой бизнес становится популярным и выгодным.

В середине XV в. наряду с морским страхованием в Европе действовал ряд небольших учреждений взаимного страхования - так называемые Brandgilden (огневые товарищества), уникальность которых как некоммерческих образований была отмечена крупным теоретиком страхования немецким профессором А. Манэсом, писавшим в 1910 г.: «Акционерные общества применяются почти во всех отраслях экономики. Взаимные общества - почти исключительно в страховании». Правда, их деятельность не распространялась далее небольшой местности.

С конца XVI века получает распространение страхование скота. В Швейцарии и Германии организуются союзы сельских хозяйств для страхования» Эти союзы действовали на основе взаимности и распространяли свое влияние на небольшие регионы.

Необходимо заметить, что при взаимном страховании участники таких содружеств не ставили своей целью получения прибыли из данного рода деятельности. Они заботились только об уменьшении ущерба, который может быть нанесен им. Подобная система прижилась и действует до сих пор в области морского страхования. Первоначальные содружества совместного страхования со временем стали преобразовываться в коммерческие профессиональные страховые компании, которые строились на принципах предпринимательства и получения выгоды от подобных операций. Их прибыль складывалась из специально предусмотренной части страхового платежа и возможно безубыточного прохождения дела.

С началом XVII века появляются акционерные кампании. Первое такое общество - «Голландско-Остиндское», возникло в 1602 году. Однако, ввиду отсутствия точных научных методов ведения статистики о несчастных случаях, размерах несчастий, смертности и пр., страхование оставалось хоть и прибыльным, но довольно рискованным делом.

С развитием экономики, увеличением количества имущественных интересов росло число страховых компаний, увеличивались их оборотный капитал и вложения в другие отрасли хозяйства.

К началу 60-х годов XVIII в. на Западе насчитывалось уже около 100 видов имущественного и личного страхования. Идея страхования полностью отвечала потребностям развивающейся экономики, и страхование быстро распространилось на все сферы человеческой деятельности.

Формы и методы страхования периодически изменялись в зависимости от потребности времени. Например, в 1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни. В XVIII-XIX в. образуется достаточно широкий круг страховых рисков - начинается страхование сельскохозяйственных животных, от краж со взломом, долгов (прототип кредитного страхования).

С развитием экономики, расширением диапазона имущественных интересов росло число страховых организации, увеличивались их обороты и капиталы, вложения в другие отрасли хозяйствования.

Только сегодня, когда страховое дело имеет на вооружении современные методы экономического, статистического анализа, детально разработанный свод страхового законодательства, правила страхования, можно смело довериться страховой компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

             

 

 

 

ГЛАВА 2. ИСТОКИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИИ

           2.1 Страхование на Руси

           Так, первые сведения о наличии страхования на Руси во взаимной его форме исследователи связывают с памятником древнерусского права Х-ХI веков «Русская правда». Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: «Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен» (ст.3).

«Если убийство совершено не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру (денежный штраф. - Авт.) также с помощью округи» (ст.6). «Если кто откажется от участия в уплате дикой (подушной) виры, тому округа не помогает в уплате за него самого и он сам за себя тогда платит» (ст.8). Здесь можно обнаружить все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договоров и обязательно не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество. Примеры государственного страхования давала и Московская Русь. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу или освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Предписания на этот счет содержаться в 72 главе «Стоглава» (1551) «О искуплении пленных». В ней предусматривались три формы выкупа из плена. Во всех случаях выкуп финансировался из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения. В последствии от системы последующей раскладки реально израсходованных на выкуп пленных сумм совершился переход к регулярным платежам, образующим специальный фонд выкупа пленных. Такой порядок закреплен в Соборном уложении (1649) царя Алексея Михайловича, которое предписывало в зависимости от социального положения плательщика три размера «полоняничных» платежей. В уложении были определены и размеры сумм, предназначенных для выкупа, которые зависели от социального положения пленника. Так, на крестьян и боярских людей отпускалось по 15 рублей, на посадских людей - по 20 рублей; на стрельцов и казаков по 25 рублей. Самый высокий выкуп был установлен в отношении московских стрельцов - 40 рублей. Особый порядок финансирования выкупа был предусмотрен в отношении дворян и боярских детей. Он определялся не поголовно, а в зависимости от величины поместий, и, кроме того, размер суммы выкупа отличался в зависимости от обстоятельств пленения. По мнению исследователей, организация финансирования выкупа пленных, несмотря на ее налоговые формы, имела все существенные элементы государственного обязательного страхования на случай пленения, поскольку имеют место и обязательные ежегодные, по твердым ставкам, страховые платежи, образующие специальный страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственный страховой орган в лице Посольского приказа - хранителя и распорядителя страховых средств.

 

2.2 Страхование в Российской империи 1786-1917 гг.

           Процесс создания страхового дела в России начинает распространятся в последний четверти XVIII в. К этому времени во многих европейских государствах страхование уже получило значительное развитие. До того времени отечественных страховых компаний как таковых в России не было, а немногочисленные потребности удовлетворялись силами иностранных компаний, работавших «трансграничным» путем, то есть без государственной регистрации отделений и филиалов. Если говорить о хронологии событий, то началом российского страхового дела большинство исследователей считают 1765 год, когда в Риге было создано первое общество взаимного страхования от огня (то есть более чем за два десятка лет до введения первой государственной страховой монополии). Однако последовательного развития ни общества взаимного страхования, ни какие-либо другие формы страховых организаций в тот период не получили. Поэтому в 1786 году по инициативе Екатерины II была учреждена Государственная страховая экспедиция, специализировавшаяся на имущественном страховании, с целью активной защиты от частых пожаров, обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах состоящие каменные дома принимать на свой страх, а так же каменные заводы и фабрики от всех хозяев». Этим же манифестом в России устанавливалась государственная монополия на страхование. Ее создание и означало законодательное оформление государственной страховой монополии. Однако первый опыт оказался неудачным, и в 1822 году Государственная страховая экспедиция была закрыта.

Были и другие попытки, в частности в 1797 году учредили Страховую Контору при Ассигнационном Банке, но и ее упразднили в 1805 году. Государство также попыталось взять под свой контроль и взаимное страхование. В 1798-99 годах в Москве и Санкт-Петербурге при Камеральном Департаменте создавались «Ассекуранц-Контора» и «Фейер Кадастр» для взаимного страхования от огня, однако и эта мера закончилась неудачей. Подводя итог, можно сказать: первый этап истории российского страхования подтвердил несостоятельность государственной страховой монополии. Объясняется это тем, что при крепостном праве в России, владелец средств и недвижимости больше полагался в случае несчастья на своих подданных и поддержку самодержавной власти, нежели на страховое вознаграждение.

Россия XVIII в. не представляла обширного поля деятельности для страховых операций. Исключение составляли лишь клиенты из среды проживающих в России иностранцев и жители прибалтийских губерний, которые более ориентировались на страхование имущества, а затем и жизни в заграничных обществах. Отказ от первой государственной страховой монополии создал предпосылки для формирования отечественного рынка, а вслед за тем, и системы его государственного регулирования. Качественно новый этап в жизни отечественного страхования связывают с возникновением акционерных страховых обществ с участием частного отечественного капитала. Первое Российское страховое общество для страхования от огня (частное акционерное общество) появляется в 1827 году и получает от государства монополию на страхование в важнейших губерниях России сроком на 20 лет. Второе Российское общество страхования от огня образовавшееся в 1835 году получило монополию на 12 лет в остальных 40 губерниях России. Необходимость создания страховых обществ была продиктована самой жизнью. Стихия жестоко разоряла собственников (вспомним хотя бы пожар в Москве 1812 г.). Погорелец становился некредитоспособным лицом, и соответственно страдало банковское дело, риск которого носил чрезмерный характер. Отметим, что в дореволюционной России застрахованные от огня здания обозначали так называемыми страховыми досками - металлическими табличками с названиями и символикой страховых компаний. Обычно эти таблички изготавливались из жести и редко - из цинка или меди, если страховалось очень большое или важное здание, а сумма страхового взноса была очень значительной.

Конкуренции не было и в помине, как и страхового надзора. Но работали первые российские страховщики добросовестно, ежегодно публиковали свои отчеты, а первой расходной статьей в их бюджете всегда значился молебен «О благополучном ходе дел общества». В том же году начало функционировать «Российское общество застрахования капиталов и доходов» (1835 г. - первый страховщик по долгосрочному страхованию жизни). Монополию на страхование в России отменили в 1847 году, после чего количество страховых обществ очень быстро выросло до 18. В этом же году открылась организация «Надежда», занимавшаяся транспортным страхованием. Третий этап развития страхования в царской России характеризуется зарождением национального страхового рынка. Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений (рост промышленности, строительство железных дорог) создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Страховой рынок в полном смысле этого слова появился, когда в ходе либеральных реформ 60-х годов XIX века была завершена демонополизация страхования. Конкуренция, борьба за кошелек страхователя породила множество страховых компаний и вместе с тем создала условия для их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов как действующих, так и нарождавшихся на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. Развитию конкуренции способствовали отмена привилегий и создание большого числа новых страховых обществ, оперирующих на рынке на принципах равенства в борьбе за клиента. Для этого этапа характерно возникновение новых акционерных обществ без монопольных привилегий (Петербургское и Московское - 1858 г., «Русское» - 1867 г., «Коммерческое» - 1870 г., «Варшавское» - 1870 г., «Северное» - 1871 г., «Якорь» - 1872 г.). Активно развивается страхование жизни, создаются новые общества взаимного страхования, официально допускаются на внутренний рынок иностранные страховые компании. Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. В 1863 г. учреждено два таких общества - в Туле и Полтаве; в 1864 г. - пять (Харьков, Череповец, Ревель, Рига, Пермь); в 1865 г. - также пять. Таким образом, во второй половине XIX в. национальный страховой рынок был представлен акционерными и взаимными страховыми компаниями.

Специалистами отмечается особый подъем страхового дела в 1875 году, сопровождавшийся резким увеличением страховых премий и числа создаваемых страховых организаций. В 1875 г. страховое дело оживляется в связи с резким увеличением страховых премий. За 1876 - 1885 гг. было создано 32 общества взаимного страхования. В 80-90 годы проходят съезды представителей обществ взаимного страхования (I съезд в 1883 г. - Петербург, VII съезд - 1912 г.). Для исполнения поручений съезда создаются особое бюро и печатный орган «Вестник взаимного от огня страхования». Наиболее важным предметом обсуждения всех съездов был вопрос организации перестрахования и объединения обществ взаимного страхования. Созданный в 1909 г. Всероссийский союз обществ взаимного страхования объединил 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В это же время был принят Устав «Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования». К 1917 г. Союз объединял 124 общества взаимного страхования. С принятием этого устава начинается четвертый этап развития страхования в России. Характерной особенностью его является возникновение новых видов взаимного страхования - в среде землевладельцев и фабрикантов.

В конце XIX века в царской России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах. Помимо этого, существовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих (с 1861 г.), железнодорожников (с 1888 г.) и сельских хозяйств в неземских губерниях (с 1967 г.). С 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы.

Специфика развития страхования в России заключается в том, что оно всегда тем или иным способом связано с государством. Это могло быть непосредственное участие государства в страховом деле либо его покровительство в виде предоставления монополии страховым обществам.

Таким образом, Российская дореволюционная страховая система была достаточно развитой и активно взаимодействовала с международным страховым и перестраховочным рынком. Она обладала необходимой системой государственного регулирования, инструментами рыночного саморегулирования и элементами рыночной инфраструктуры. В числе последних стоит отметить общество актуариев, появившееся в России одновременно с другими странами Запада.

2.3 Страхование в Советской России и СССР

А уже в 1918 году специальным декретом молодого советского правительства все они были ликвидированы. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:

1) установление государственного контроля над всеми видами страхования;

2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение прибыли. Общее направление экономической политики этого времени характеризовалось «красногвардейской атакой на капитал». Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подвергались прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Согласно декрету о государственном контроле над всеми видами страхования, кроме социального, начисленные за 1917 г. дивиденды акционеров акционерных обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства. Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская власть, осуществлялась организационная перестройка страхового дела. Земское и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов и преобразовывалось в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-народного страхования. Гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они ускорили национализацию страхового дела.

В 1921 году после издания декрета «О государственном имущественном страховании» страховая деятельность полностью перешла в ведение страховая компания «Госстраха» СССР, которая безраздельно господствовала в этой сфере весь советский период. С ростом объема операций и расширением сферы страховой деятельности за рубежом в 1947 году из состава «Госстраха» было выделено отдельное учреждение «Ингосстрах», ставшее второй государственной монопольной страховой организацией. Госстрах СССР концентрировал свою деятельность в сфере организации страховой защиты в основном агропромышленного комплекса страны, а также имущественных интересов физических лиц, а Ингосстрах - в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства.

В период построения фундамента социалистической экономики (1926 - 1932 гг.) государственное имущественное страхование развивалось высокими темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества.

В годы массовой коллективизации, начало которой было положено в 1928 г., государственное имущественное страхование было ориентировано на осуществление политических целей создания крупного социалистического сельскохозяйственного производства и ликвидации кулачества как класса. Этим целям служила дифференцированная политика в определении страховых тарифов в зависимости от доходности хозяйств. Однако на практике часто допускались и извращения данной политики, что вызывало необоснованное раскулачивание середняцких хозяйств специфическими финансовыми методами через государственное страхование.

С целью повышения экономического значения государственного страхования с 1934 г. было увеличено число объектов обязательного страхования, повышено страховое обеспечение, расширена ответственность. Восстанавливалось добровольное страхование имущества граждан, которое было отменено временно в 1931 г.

Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало принятие Верховным Советом СССР Закона «Об обязательном окладном страховании» от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного имущественного страхования. В годы Великой Отечественной войны средства государственного страхования направлялись в первую очередь на нужды фронта и тыла. В послевоенные годы государственное имущественное страхование развивалось по пути всемерного расширения объема страховой ответственности и совершенствования действовавших видов.

Таким образом, в СССР в условиях командной экономики страхование практические не развивалось, главным образом из-за отсутствия частной собственности, имущества и имущественных интересов у населения. И только с переходом к рыночной экономике в России начался быстрый рост коммерческих структур в области страхования. В 1988 г. в организации страхового дела в России произошли значительные изменения. С одной стороны, прекратилась, длившаяся с 1918 года государственная монополия на все виды страхования, с другой стороны, теперь параллельно с Госстрахом функционируют сотни новых акционерных обществ страхования.

 

2.4 Страхование в Российской Федерации              

В начале 90-х годов в РФ началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В это же время был создан Росстрахнадзор -- Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ», в 1997 разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Таким образом, развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку с последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии (в советский период истории). Серьезные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

У жителей России появилась возможность выбора, как одно из проявлений свободы личности в обществе. Страховое дело в России уверенно вступало в третий век своего существования.

 

2.5 Анализ страховой деятельности в РФ

           Сведения о деятельности страховых организаций за  2008 год

В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.12.2008 зарегистрировано 786 страховых организаций. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 749 страховых организаций, 2 не проводили страховые операции, 35 не представили форму ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-_______ 20__ года" по электронной почте. Общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за 2008 год составила соответственно 946,2  и 622,7 млрд. руб. или 121,9 и  129,2 % по сравнению с аналогичным периодом  2007 года.

 

Таблица 2.5.1 - Страховые премии (взносы) и страховые выплаты за  2008 год по Российской Федерации

46

 


Таблица 2.5.2 - Страховые премии (взносы) и страховые выплаты
(кроме обязательного медицинского страхования) за  2008 год
по федеральным округам

Сведения о деятельности страховых организаций за 2009 год

В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2009 года зарегистрированы 702 страховые организации. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 693 страховых организаций. 1 - не проводила страховые операции, 8 - не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-декабрь 2009 года" по электронной почте. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2009 год составила соответственно 977,53 и 734,45 млрд. руб. или 102,4 и 117,0 % по сравнению с 2008 годом.

Таблица 2.5.3 - Общие сведения о страховых премиях и выплатах за 2009 год
 

 

Таблица 2.5.4 - Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию

Таблица 2.5.5 -Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию имущества

 

Таблица 2.5.6 -Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию ответственности
 

 

Таблица 2.5.7 - Страховые премии и выплаты по обязательным видам страхования

 

Таблица 2.5.8 - Страховые премии и выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) по федеральным округам

 

 

  Сведения о деятельности страховщиков за 2010 год

  В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2010 года зарегистрированы 625 страховщиков, из них 618 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 606 страховщиков, 2 - не проводили страховые операции, 17 - не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-декабрь 2010 года" по электронной почте. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2010 год составила соответственно 1041,09 и 768,59 млрд. руб. или 106,5 и 104,4% по сравнению с 2009 годом.

 

Таблица 2.5.9 - Общие сведения о страховых премиях и выплатах за 2010 год

Таблица 2.5.10 - Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию

 

Таблица2.5.11-Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию имущества

 

Таблица 2.5.12 - Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию ответственности
 

Таблица 2.5.13 - Страховые премии и выплаты по обязательным видам страхования

Таблица 2.5.14 - Страховые премии и выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) по федеральным округам
 

 

  Сведения о деятельности страховщиков за  1 полугодие 2011 года по состоянию на 12 сентября 2011 года

  В едином государственном реестре субъектов страхового дела                       на 30 июня 2011 года зарегистрированы 604 страховщика, из них 597 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 578 страховщиков, 4 не проводили страховые операции, 22 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-июнь 2011 года" по электронной почте. Общая сумма страховых премий  и выплат по всем видам страхования за   1 полугодие 2011 года составила соответственно  627,25 и 425,45 млрд. руб. (120,2 % и 115,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года).

 

 

 

 

Таблица 2.5.15 - Общие сведения о страховых премиях и выплатах за 1 полугодие 2011 года

Таблица 2.5.16 - Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию

Таблица2.5.17-Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию имущества

Таблица2.5.18Страховые премии и  выплаты по  добровольному страхованию ответственности

 

Таблица 2.5.19 - Страховые премии и  выплаты по  обязательным видам страхования

Таблица 2.5.20 - Страховые премии  и выплаты (кроме обязательного медицинского страхования) по федеральным округам

 

          ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ В РФ

Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функ­ционирующей на рыночной основе, получил в России за последние десять лет существенное развитие. Об этом свиде­тельствуют создание сотен страховых организаций, по­явление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.

Однако развитие страхового рынка в течение данного десятилетия не было простым. Так, в 2002—2006 годы страховые компании выжили и развивались благодаря тому, что смогли приспособиться к оказанию услуг по легальной оптимизации налоговых и иных обязательных платежей (взносы в социальные внебюджетные фонды). В 2003г. почти 10% страховых премий приходилось на страхование ответст­венности заемщика за непогашение кредита – страхования. Значитель­ное изменение структуры страховых премий произошло в 2004г., когда доля возвратного страхования заметно снизилась, а классические виды страхования не могли полноценно развиваться из-за невозможности отнесения затрат на страхование на себестоимость произведенной продукции. В результате совокупная прибыль страховых компаний практически не изменилась, а совокупные убытки выросли в два раза. Сложившаяся ситуация вы­нуждала страховщиков расширить свое участие в про­граммах обязательного страхования. Доля взносов по обязательному страхованию в общем объеме поступле­ния страховых платежей превысила 40%.

Реально некоторое улучшение конъюнктуры отечест­венного страхового рынка произошло в 2005 г., когда предприятиям разрешили включать в издержки суммы страховых премий по некоторым видам страхования, хотя и в объеме, не превышающем 1% выручки.

Складывающаяся десятилетиями практика не мог­ла не отразиться в сознании многих руководителей предприятий, которые и сегодня, организуя бизнес, уделяют недостаточно времени вопросам страхования. Отсюда неслучайно, что сегодня только около 10% хо­зяйствующих субъектов России застраховано, хотя, по данным МЧС, только в 2006 г. ущерб в результате природных и техногенных катастроф составил около 80 трлн. руб. В этом же году произошла 151 тыс. пожаров, при этом материальный ущерб достиг 1 трлн. руб.

Современное состояние страхового рынка России можно определить с помощью определенных показателей, характеризующих его состояние.

Важнейшим количественным показателем являет­ся число страховых компаний. Сегодня российский ры­нок характеризуется резким сокращением их числа. Общее число филиалов страховых компаний составляло 7000, из которых 2500 принадлежит ком­паниям системы Росгосстрах.

Следующим показателем, характеризующим состояние страхового рынка является величина совокупных активов страховщиков. По данному показателю страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Совокупные страховые резервы российских страхов­щиков, предназначенные для исполнения предстоящих выплат. Незначительные размеры уставного и резервного капиталов обусловливают низкую емкость страхового рынка. Недостаточная развитость страхового рынка России привела к тому, что большинство рисков в экономике страны сейчас либо вообще ничем не обеспечено, либо обеспечено крайне незначительно. По данным Всероссийского союза стра­ховщиков, в 2006 г. произошло 1500 чрезвычайных ситу­аций, 151 тыс. пожаров. Общий ущерб оценивается в 309 трлн. руб. Убытки по большинству из произошедших событий не были застрахованы и компенсированы. И это при наличии специальных законодательных мер о раз­витии противопожарного страхования.

К показателям, характеризующим состояние страхового рынка, относятся также  величина собранных страховых взносов и произведенных страховых выплат. Данные показатели в абсолютном выражении это выглядят сле­дующим образом: за 2006 г. российские страховщики собрали 47 млрд. руб. страховой премии. На долю личного страхования пришлось около 17,3 млрд. руб., страхо­вания имущества юридических и физических лиц — 8,8 млрд. руб., страхования ответственности — 1,4 млрд. руб. По обязательному страхованию взносы составили - 14,5 млрд. руб.

Значительной остается доля поступлений и выплат по обязательным видам страхования.

Сами по себе данные цифры не могут дать непосвященному человеку представление о состоянии страхового рынка, поэтому полагаю целесообразным привести для сравнения некоторые данные в этой области по развитым странам. Если для США средний размер страховой премии, в расчете на одного жителя страны составляет 2000 долл., для Швей­царии — 3000 долл., для Японии — 4500 долл., то для России аналогичный показатель в 2006 г. составлял только 40 долл. Как видно из приведенного примера масш­табы и само содержание страховых операций на отечественном страховом рынке и за рубежом несопоставимы.

Если же говорить о расходах граждан на страхова­ние, то австралийцы, к примеру, тратят на страхова­ние около 10% своих доходов, американцы - более 15%. Россиянин в среднем тратит на добровольное страхо­вание около 50 руб. в год, т.е. около 2 долларов.

Не менее важное значение для оценки страхово­го рынка имеют относительные показатели. Прежде всего, это такой показатель, как отношение совокуп­ной страховой премии к валовому внутреннему про­дукту. Для сравнения в развитых странах доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%. В России эта величина составляет около 1,5%, а по добровольным видам стра­хования — менее 0,8%.

Таким образом, оценивая количественные и каче­ственные параметры страховой отрасли можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, на­ходится на начальном этапе развития и имеет громад­ные возможности для своего развития.

Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая, проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты и т.п. неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой культурой, причиненный ущерб, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества – во-первых, выплаты соразмерны причиненному ущербу, во вторых, государство может оказать дополнительную помощь.

Среди наиболее насущных проблем, стоящих пе­ред российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адек­ватных инвестиционных инструментов, удовлетворя­ющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, ка­ким образом разместить временно свободные денеж­ные средства страховых компаний — прежде всего стра­ховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.

К наиболее серьезным проблемам страхового рынка относится также введение обязательных видов страхования под патронажем некоторых министерств и ведомств. В результате обяза­тельное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу от­дельных министерств и ведомств.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема налогообложения операций, связанных со страхова­нием. Специалисты в области страхования неоднократ­но отмечали, что ряд положений российского налого­вого законодательства создает препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно рефор­мирование налогообложения страхователей — потре­бителей страховых услуг, является вопросом перво­степенной важности.

Существование страхового рынка зависит прежде всего от наличия потребности предприятий и населе­ния в страховании и их способности оплачивать стра­ховые услуги. В настоящее время налогообложение по­тенциальных клиентов страховых компаний настоль­ко нерационально, что большая их часть теряет вся­кий интерес к заключению договора.

Особого внимания требует проблема раз­вития долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации, так как оно успешно решает вопросы со­циального обеспечения.

Пенсионное, в частности, страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсию, причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на со­циальное обеспечение граждан, а государство сосредо­тачивается на защите наименее обеспеченных слоев на­селения, в отличие от государственных и негосударствен­ных пенсионных фондов обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного; позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взно­сов, но также учитывать и инвестиционный доход.

Страхование жизни позволяет накопить определен­ную сумму денежных средств, а также защищает фи­нансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти.

Следует отметить, что для развития долгосрочного страхования жизни необходима серьезная государственная под­держка.

         Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25% всех реально функциониру­ющих страховых компаний, на долю которых приходит­ся 45% всей совокупной страховой премии.

 По сложившейся традиции освоение регионального рынка происходит посредством открытия филиалов и представительств. Содержание штата такого структурного подразделения, обеспечение его средствами связи и оргтехники, без которых сегодня немыслима нормальная работа любого предприятия, а также аренда помещения является очень накладным.

Развитие страхового бизнеса в России и ее большое экономическое и территориальное пространство уже сегодня диктуют необходимость подготовки специали­стов с высшим страховым образованием. Речь идет о под­готовке страховщиков с высшим страховым образова­нием. Конечно, это вопрос перс­пективы, но думать о его решении надо уже сегодня.

Следующим проблемным вопросом отечественного страхового рынка, является скудность предложений. Сегодня российские страховщики пре­доставляют клиентам не более 30- 40 страховых про­дуктов, в то время как в Японии перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов. В виду нестабильности экономики страны практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью у населения.

Нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области страхования  также оказывают негатив­ное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхова­телей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами.

Из-за снижения платежеспособности страховщиков, уже начались задержки выплат страховых возмещении, сложности в расчетах по перестрахованию между рос­сийскими компаниями, что еще больше осложнит си­туацию. Следствием этого может стать недоверие к пе­рестрахованию внутри страны и резкий рост объемов внешнего перестрахования.

В условиях инфляции страховщики начали заклады­вать рост стоимости ликвидации последствий страховых событии в премию, что уже привело к удорожа­нию страхования.

Из этого логически вытекает, что развитие страхо­вого рынка не может происходить без серьезной и про­думанной государственной поддержки. Поэтому очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

Во всех развитых странах страхование является, как уже отмечалось, стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые размещаются средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые кредитующие институты. По средствам своей деятельности  они концентрируют в своих руках огромную финансовую мощь.

           Перспективы развития страхового рынка в России трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения.

В качестве одного из первоочередных шагов по повы­шению надежности страховых компаний программа вы­двигает требования к увеличению уставных капиталов страховщиков. В этой связи государство будет привет­ствовать возможные объединения и слияния функционирующих страховых компаний, которые не имеют до­статочно средств для пополнения уставных капиталов. Развитию национального страхового рынка должно спо­собствовать введение ряда новых обязательных видов страхования. К их числу относятся страхование автогра­жданской ответственности, ответственности работодате­лей, обязательное страхование жилья и отдельных видов имущества.

Принимаемые в последнее время и предполагаемые к принятию документы по страхованию позволяют с определенной уверенностью сказать, что свое развитие получат некоторые виды обязательного страхования. К их числу можно отнести страхование, осуществляемое в силу закона (обязательное).  Из ныне практикуемых это обязательное страхование пассажиров, страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и другие. Обязательное страхование пассажиров производится при пассажирских перевозках авиационным и железнодорожным транспортом, а также на междугородных автобусных маршрутах. Данный вид страхования не требует согласия страхователя и производится незаметно для него, так как страховой тариф включается в стоимость проезда без выделения отдельной строкой. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и также не оставляет право выбора страхователю, так как одним из условий лицензирования отдельных видов деятельности предусматривается обязательность предоставления страхового полиса по данному виду страхования (эксплуатация подъемных кранов, паровых котлов, передвижных заправочных станций ГСМ и других объектов повышенной опасности).

С развитием рынка охранных услуг предполагается развитие страхования частных детективов и охранников. Характерно, что разрабатываемые сегодня в этом направлении страховыми организациями продукты предусматривают страховую защиту не только жизни и здоровья частных детективов и охранников, но и страховую защиту от ущерба, причиненного их действиями во время выполнения своих обязанностей.

Частично рост имущественного страхования можно объяснить увеличением стоимости основных средств и другого имущества. Однако, есть и другие объективные причины. К примеру, на сегодняшний день уважающий себя арендодатель при сдаче имущества в аренду в обязательном порядке включит в договор аренды условие страхования передаваемого имущества. Во многих городах сегодня в типовые договоры  аренды муниципального имущества в обязательном порядке включается пункт об обязательном страховании указанного имущества. Естественно, что при очень высокой стоимости имущества в крупных городах, такое добровольно-обязательное страхование вносит свой вклад в увеличение объема имущественного страхования.

Однако уровень страховой защиты многочис­ленных рисков, связанных с производством, эк­сплуатацией основных фондов, с защитой от огня, остается на сегодняшний день крайне низким. Условное сопоставление показывает, что страхованием охвачено не более 4,5% всего имущества юридических лиц. Это при том, что потери от пожаров, сти­хийных бедствии, аварии исчисляются огромными суммами.

Из изложенного выше материала следует, что перспективы у страхового рынка России могут быть благоприятными только в том случае, если государство продемонстрирует свою поддержку в развитии страхования.

Рассмотренные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день назрела необходимость планомерного развития страхового рынка и превращения его в цивилизованный. Для этого, в первую очередь его необходимо регламентировать. С этой целью государство должно оперативно решить вопросы с законодательной базой, налогообложением, обеспечением защиты интересов страхователя, и, самое главное, обеспечить выгодность страхования для граждан.

Очень важным, является вдумчивый подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах сохранения их платёжеспособности. Принятые изменения  порядка формирования страховых резервов, к сожалению, не позволяет их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций. Поэтому практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним.

Многообразные проблемы на пути развития страхования в России могут быть успешно разрешены при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.

            В настоящее время в РФ существует достаточно много фирм занимающихся оказанием услуг в сфере страхования.  Одной  из  проблем является не всегда большой страховой фонд у  фирм  которые  занимаются страхованием, что уменьшает надежность страховой  гарантии выдаваемой такими страховыми компаниями. К сожалению, многие страховые фирмы оказывают страховые  услуги в пределах ограниченной территории, ввиду отсутствия  филиалов, представительств. В связи с нестабильной ситуацией на финансовом рынке и в  сфере экономики на сегодня у многих предприятий к  сожалению  отсутствуют средства, которые они могли  бы  направить  на  страхование рисков связанных с ведением хозяйственной деятельности. Многие руководители не всегда понимают  важность  страхования, как одно из важнейших составляющих финансового менеджмента.

             

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость обезопасить себя при наступлении неблагоприятного случая создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба инициирует страховой интерес у лица, стремящегося к страховой защите.

Первые воспоминания об отношениях, напоминающих страхование, относятся к древним временам вавилонского Царя Хаммурапи, хотя, несомненно возникли они намного раньше. Главным образом это были соглашения между торговцами, которые двигались в одном караване, о общей ответственности за убытки одного из членов при разного рода несчастных случаях.

В древнем Риме уже действовали специальные коллегии, которые создавались для выполнения разных социально-экономических функций. Одной из таких функций было сбережение средств с разного рода опасностями. Коллегии работали по принципу взносов через кассы. Деньги хранились в едином фонде, из которого использовались при наступлении конкретных событий, для урегулирования которых они создавались. Позже, в средние века в Европе возникли появились первые страховые уставы. Преимущественно это было морское страхование, так как в то время самим главным и самым опасным видом торговли была морская торговля. Именно эти страховые уставы и превратились в процессе своей эволюции в современную систему страхования, которая действует теперь во всем мире.

Российское страхование, начавшись еще в XVIII веке, претерпело серьезные изменения. В самом начале страхование в нашей стране просто не имело для развития достаточно широкой базы - не крестьянам же было страховаться. После Великих Реформ развитие страхования шло ураганными темпами вплоть до революции, после которой перешло полностью в ведение государства.

Основные этапы развития страхового дела России следующие:

- Страхование на Руси;

- страхование в Российской империи (1786-1917 гг.);

- страхование в Советской России и СССР (1917-1991 гг.);

- страхование в Российской Федерации (после 1988 г.).

Таким образом, страхование представляет собой одну из древнейших категорий общественно-производственных отношений. Однако для того, чтобы гражданин мог действительно выбирать, ему необходимо разбираться в сущности страхования, его истории и современном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Жилкина М. Государственное регулирование страхования в дореволюционной России. // Российский страховой бюллетень. 1999. №3.

2. Жилкина М. Страховой хронограф. // Финансовая газета ЭКСПО. 2006. №12.

3. Орланюк-Малицкая Л.А. История страхового дела в России. М., 2004.

4. Романова М.В., Фатьянова И.С. Перестрахование: налоговый аспект. М, 2007.

5. Рудницкий В.В. Экономика и организация страхового дела. СПб, 2006.

6. Сплетухов, Ю. А. Страхование : учеб. пособие / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 310 с.

7. Страхование : крат. пособие для подгот. к экзамену / Г.А. Насырова, А.Р. Троняк, Т.А. Федорова и др. - М. : БЕК, 2001. - 148 с.

8. Страхование : учебник для студентов вузов / под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В. В. Шахова. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 511 c.

9. Страховое право: учеб. для студентов вузов / Под ред. В. В. Шахова, В. Н. Григорьева, С. Л. Ефимова. - М. : Юнити-Дана, 2003. - 383 с.

10. Шахов, В. В. Введение в страхование : Учеб.пособие для вузов / В. В. Шахов. - М. : Финансы и статистика, 1999. - 286 с.

11. Аленичев В., Шахов В. Страховое дело России в XX веке / В. Аленичев, В. Шахов //Страховое ревю. - 1999. - № 7. - С.11-21.

12. Ахвледиани Ю.Т. Развитие страхового рынка в России /Ю. Т. Ахвледиани // Финансы. - 2008. - № 11. - С.47-49.

13. Борисова Н.Ю. Демонополизация страхового дела в России и формирование страхового законодательства / Н. Ю. Борисова // Финансы. - 1996. - № 9. - С.12-20.

14. Губарь О. Возникновение и эволюция института страхования // Страховое дело. - 2001. - № 8. - С.53-58.

15. Комарова Н.В. Страховой бизнес в России: краткий исторический очерк // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1994. - № 2. - С.64-69.

16. Моторин М.А. Новейшая история организации и регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Финансы. - 2002. - № 8. - С.12-15.

17.Сплетухов Ю.А. Становление страхового рынка России на современном этапе // Финансы. - 1993. - № 11. - С.49-56.

18. Шахов В.В. Зарождение страховой науки в России // Финансы. - 2001. - №4. - С.48-52.

19.             Финансы : учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2008.

20.             Щербаков В.А. Страхование: учебник. – М.: КНОРУС, 2007.

21.             Абрамов В.Ю. Страхование: учебное пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

22.             Гвозденко А.А. Страхование: учебник. – М.: Проспект, 2006.

23.             Финансы: учебник / Под ред. Иванова В.В., Ковалёва В.В. – М.: Прспект, 2008.

 

 

 

46

 

Информация о работе История развития страхового дела в РФ