История развития финансов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:09, реферат

Описание работы

Объектом работы являются особенности финансовой системы России в различный период и в целом. Предметом - функции этих систем.
Цель контрольной работы: изучить основные моменты развития финансов до современного состояния финансовой системы в России.

Содержание

Введение………………………………………….…… 3
1. Развития финансов с 1861 до 1917 гг.....……...…4
2. Развитие финансов в СССР……………………… 7
3. Финансы в современной России …..……………..14
Заключение ……………………………………..…….19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

к.р._финансы_вариант_5.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

Экономические и политические условия диктовали  необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

С переходом  к НЭПу появились предпосылки  для развития банковского дела. 30 июня 1921 года СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежных сумм, находящихся на руках у частных лиц, установив начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны денежного обращения, а также о мерах, необходимых для развития вкладной и переводной операций. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX века восстановило кредитную систему в виде Государственного банка и адаптировало ее к условиям рыночного хозяйствования.

Первым  общегосударственным фондом стал государственный  бюджет, главными источниками поступлений  - налоги. Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались в два раза выше. Аналогичное положение было и при начислении подоходного налога с физических лиц. По положению о подоходном налоге 1924 года Высшая прогрессивная ставка составляла 37,5 % и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 году ставки дифференцировали по группам плательщиков.

Максимальная  ставка для капиталистических элементов  была повышена до 67,5 %, а с 1927 г. - до 81 %. Кроме того, в 1931 году был введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200 %, то есть фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.

Вторым  по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало  имущество предприятий и организаций  всех форм собственности, так как  для государственных предприятий  в бюджете не были предусмотрены  средства на возмещение ущерба, и обеспечение  непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало  имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным фондом был  фонд государственного социального  страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную силу.

Таким образом в конце 20-х гг. XX века правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйства и переводу граждан в положение людей, работающих у государства по найму.

В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века основными доходными источниками бюджета государства были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, поступавшие через систему налогообложения и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия.

Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 году в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

Крупным шагом в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 - 1931 гг., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов. Реформа обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 года, не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Он обеспечивал регулярную мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.

В 1932 году общие нормы распределения прибыли были устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли.

В 1938 году завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов сопровождалось неуклонным ростом доходов.

В 30-е  гг. XX века правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово - кредитную систему производились перераспределения национального дохода в пользу военных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, непосредственно на удовлетворение нужд войны.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению задачи по ликвидации последствий  войны и восстановлению хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный  механизм была предпринята в 1965 году путем проведения реформы, стимулирующей воздействия прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию новой системы экономического стимулирования.

В 70-е  гг. XX века усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход.

В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана  экономическая модель отраслевого  хозрасчета и самоокупаемости. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансовом плане показателей министерствам устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств и др.

Жесткое нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не привело к улучшению положения в экономике, и способствовало появлению убыточных предприятий и отраслей.

Стремясь  изменить положение, государство в первой половине 80-х гг. XX века осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 году государственный бюджет оказался дефицитным, что в свою очередь негативно воздействовало на экономику, подрывало устойчивость денежного обращения, порождало инфляционные процессы. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.

Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической теории финансов и распространения их в среде ученых и практиков с необходимостью потребовало изменения содержательного наполнения блока финансовых дисциплин, традиционно преподававшихся в отечественных университетах.

 

Финансы в современной России

 

Сегодня перед экономикой страны стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия финансовой безопасности. Это требует последовательной целевой практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновление ее роста. Таким образом, создание концепции системы финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и обеспечение безопасного функционирования всех элементов финансово-экономического механизма современной России.

Необходимость выработки специальной  системы мер в области финансовой безопасности обусловлена рядом  крупных проблем в финансовой сфере. На первый план сегодня выдвигаются инструменты учетной политики и наблюдения при явно неадекватной ситуации в экономике страны, слабой подготовленности органов госуправления к этой принципиально иной форме регулирования экономических процессов, предполагающих наличие определенных объективных предпосылок. Это касается прежде всего информационной базы, структурированной под задачи мониторинга и управления экономикой неадминистративными методами. Нет необходимой законодательной базы для отдельных видов и методов государственного регулирования, некоторые наиболее действенные инструменты регулирования существуют на уровне подзаконных актов, нормативных документов исполнительной власти. Крайне медленно и непоследовательно создается единая система учета и информационного обеспечения органов государственного управления.

Данное состояние экономики  в определенной степени явилось  следствием не целенаправленных действий, а стихийного приспособления экономики  к финансовой политике правительства  и спросовым ограничениям.

В подобных условиях представляется необходимым, сохраняя некоторые позитивные моменты политики финансовой стабилизации, дополнить ее эффективной промышленной политикой возобновления экономического роста.

Слом плановой системы управления и стихийное «реформирование» российской экономики привели к тому, что  образовались перепады в уровне доходности вложений в производство и банковско-посреднический сектор, в отрасли, работающие на внешний  и внутренний рынок.

При таких перепадах денежные средства активно изымаются из реального  сектора экономики. Причины данного  процесса, носящего обвальный характер, заключаются, во-первых, в отказе от защиты отечественных производителей, во-вторых, в ориентации на мировые  цены, в-третьих, в отказе государства  от контроля за межотраслевым паритетом цен, в-четвертых, в отсутствии дифференцированной таможенной политики.

В современных условиях уход государства  от регулирования межотраслевых  соотношений цен и финансового  положения отраслей, от ответственности  за обеспечение социально приемлемых разрывов в уровнях оплаты труда  и доходов, наконец, от соблюдения своевременности  выплаты зарплаты - это политика разрушения ряда отраслей российской экономики. Необходимо замкнуть кругооборот финансовых и бюджетных ресурсов в национальной экономике, перекрыть пути утечки капиталов, развернуть финансовые потоки в сторону реального сектора. Для проведения такой политики требуются концентрация и усиление федеральной власти, в том числе повышение координирующей роли федеральных экономических и финансовых ведомств.

Концепция «безинфляционного развития» искусственна. 1995 - 1996 гг. явились периодом приостановления инфляции посредствам невыплаты заработной платы бюджетникам, что чревато серьезнейшими социальными потрясениями. Без соответствующего развития реального сектора экономики это не более чем очередной миф российского реформирования экономики.

В последние годы в стране наблюдается рост общего уровня цен при падающем производстве - стагфляция, в то время как правительство применяет методы, рекомендуемые для борьбы с инфляцией при растущем производстве.

Практика показывает, что антиинфляционная политика является мощным инфляционным фактором. Жесткая политика через задержки расчетов по госзаказам, сокращение финансирования бюджетных отраслей ведет к спросовым ограничениям, которые, не стимулируют производство, а дают рыночные сигналы к его свертыванию. Жестокий дефицит оборотных средств предприятий также ограничивает производство, даже на платежеспособном секторе рынка. При этом денежная масса в экономике остается неизменной или сокращается, а процесс производства выступает сильным инфляционным фактором. В 1992 - 1996 гг. в российской экономике инфляция раскручивалась при падающем производстве, экономика находилась в состоянии стагфляции, а правительство боролось с инфляцией методами, уместными для ситуации роста общего уровня цен при растущем производстве.

Следует вспомнить российскую специфику: наличие огромного запаса незанятых трудовых, технологических и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг, при дефиците оборотных средств у производителей, нехватке денег у потребителей для приобретения готовых товаров и услуг или авансирования своих заказов. Между тем правительство продолжает популистский курс устрашения инфляцией, хотя единственной основой реальной динамики доходов является динамика производства, которую обслуживает денежная масса.

Информация о работе История развития финансов в России