История развития финансов в России. Финансы России до 1917 года. Финансы СССР. Финансы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

В советское время финансовой науке в России не уделяли должного внимания. Первым русским автором сочинения в области финансов был Иван Семенович Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества, за отмену института мытарей.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 16.25 Кб (Скачать)

2. История развития  финансов в России. Финансы России  до 1917 года. Финансы СССР. Финансы  РФ.

В советское время финансовой науке  в России не уделяли должного внимания. Первым русским автором сочинения  в области финансов был Иван Семенович  Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов  казны с целью усиления военной  мощи государства, за централизацию  ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества, за отмену института мытарей.

Все проводившиеся царизмом в 60-е  гг. XIX в. буржуазные финансовые реформы  были непоследовательны. В системе  прямых налогов сохранился основной налог русского феодального государства - подушная подать. Не была реализована  денежная реформа 1862г. Предусмотренный  ею размен бумажных денег на золото и серебро пришлось прекратить из-за недостатка металлического фонда. Созданная  финансовой реформой система сохранялась  с некоторыми изменениями с 80-90-х  гг. XIX в. до 1917г.

 

XX в. характеризуется более мощным  развитием производственных сил,  образованием монополистических  объединений, слиянием государства  с монополиями, охраной частной  собственности, свободой предпринимательства.  Государство стало участвовать  в процессе распределения и  использования общественного продукта.

После Первой мировой войны возрастают расходы государства на милитаризм, расходы на военные нужды конца XIX в. до начала XX в. понизились, а увеличились  социальные расходы.

Государство стало участвовать  в процессе распределения и использования  общественного продукта. Увеличились  расходы по вмешательству государства  в экономику, государство стало  активно помогать своим монополиям в мире рынка, предоставляя им экспортные премии. Вмешательство в процесс  производства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне, расходы выделяются на охрану окружающей среды, преодоление экономической  отсталости. Увеличение расходов вызвало  необходимость увеличения налогов.

Налоги – это главный финансовый механизм мобилизации ресурсов в  бюджеты, орудие распределения и  перераспределения ресурсов. 

Строительство социальных финансов началось только после окончания гражданской  войны. В 1923-24гг. наблюдалось преобладание частной собственности, но уже были национализированы крупные предприятия  промышленности и торговли.

Государство создает 3 основные общественно-государственные  фонды денежных средств:

а) государственный бюджет;

б) фонд государственного имущественного и личного страхования;

г) фонд государственного социального  страхования.

Эта система обеспечила выполнение поставленных государством задач.

К 1930 г. в промышленности государственный  сектор становится господствующим. Оптовая  и розничная торговля почти полностью  сосредоточилась в руках государства, главными предприятиями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и  совхозы.

В XX в. возросло значение прямых налогов. В 1970-90 гг. увеличилось значение косвенных  налогов за счет акцизов и НДС (налог на добавленную стоимость), однако, собранных доходов не хватает  на покрытие возрастающих расходов государства. После Второй мировой войны значительно  расширилось значение местных региональных финансов, внебюджетных специальных  фондов, фондов государственных предприятий, также в это время получили развитие финансы частной национальной и транснациональной корпораций.

В 1965 г. была проведена новая реформа, которая установила новую систему  распределения и использования  прибыли: первыми производились  отчисления в бюджет за пользование  производственными финансами, затем  осуществлялись платежи банку, проценты по кредиту, затем в отраслевые и  децентрализованные фонды. Остаток  прибыли перечислялся в бюджет. В  итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных задач с  задачами производства. Стремясь изменить положение, государство в 80-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных  с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, coхраняя в неизменном виде налоговую  систему, но эти задачи остались нерешенными. Экономика по инерции продолжала работать в значительной мере на экстенсивной основе, требовалось вовлечение трудовых и материальных ресурсов. Сниженные  темпы роста привели к тому, что 1/3 кредита оказалось убыточным. К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократию и рынок, что потребовало коренной

 перестройки всей экономики  в целом и финансов в частности.  Рыночная экономика привела к  усилению роли финансов:

· с возникновением новых хозяйствующих  субъектов возникают новые группы финансовых отношений, и взаимосвязь  между ними усложняется;

· финансы становятся самостоятельной  сферой денежных отношений, происходят изменения в организации государственных  финансов, образовались пенсионный фонд, медицинского страхования, фонды по развитию НИОКР и др.


Информация о работе История развития финансов в России. Финансы России до 1917 года. Финансы СССР. Финансы РФ