Автор: a*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:24, реферат
История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.
История финансового
контроля России берет свое начало
в первом своде законов - Русской
Правде (11век). Именно в этом документе
в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего
должностного лица - князя на денежный
контроль. В целом нормы Русской
Правды были направлены на обеспечение
справедливого по тем временам баланса
между общинами и государством. Созданный
Владимиром Мономахом Устав (12 век)
дополнил Русскую Правду и придал
финансовому контролю более строгий
и упорядоченный характер. В новгородской
республике в период удельной раздробленности
(12-14век) контроль над управлением
финансами государства
В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.
При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.
Реформы Петра 1
изменили организацию государственного
финансового контроля. Упразднив
Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности
контроля. Если Ближняя канцелярия
сверяла счета и итоги, наблюдая
за законностью расходования средств,
то Сенату принадлежала высшая ревизия
полезности, своевременности и
В 18 веке организация
финансового контроля не достигла серьезных
успехов: менялись названия, разделялись
функции, но отсутствие независимости
у контрольных органов
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.
Началом преобразований
явилось наведение должного порядка
в системе государственной
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
Уже в начале
20 века возникла идея о необходимости
приблизить финансовый контроль к Думе,
нежели к Правительству. Депутаты требовали
контроля не цифр, а целесообразности
расходов и качества хозяйственной
деятельности. С целью обеспечения
подлинной независимости
Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.
В советское
время контрольные органы не раз
реорганизовывались. В итоге сложилась
система, при которой Государственный
контроль состоял из Комиссии советского
контроля СССР (затем Комитета народного
контроля) и аналогичных комиссий
в союзных республиках. Эти структуры
функционировали под
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.