История бирж

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 10:47, реферат

Описание работы

Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.

Содержание

. Возникновение и развитие биржи.

2. Основные виды товарных бирж.

3. Биржевые товары.

4. Котировка цен на бирже.

5. Биржевые операции.

6. Этапы создания товарной биржи.

7. Важнейшие центры биржевой торговли в мире.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ.docx

— 43.65 Кб (Скачать)

    4.    КОТИРОВКА ЦЕН НА БИРЖЕ. 

    Котировка цен является одной из главных  функций товарной биржи. Проследим как происходит этот процесс на простом примере.

    Допустим  у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга.

    Существует  свобода цен и хозяйственных  связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

    Те  же двадцать производителей и сто  потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

    Процесс котировки очень трудоемок и  требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

    Прежде  всего товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

    Необходимо  копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

    При котировке по возможности исключаются  цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка.

    Они исключаются из процесса котировки.

    При котировке следует выделить минимальный  объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

    При котировке учитываются и условия  расчета по сделкам: на наличный товар или на срок.

    На  уровень цен, а следовательно, и  на котировку,влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже,  чем у кооператоров и частных лиц.

    Существует  еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъюктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья. количество совершенных сделок.

    На  современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

    И в заключении можно сделать вывод , что котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства. 
 

    5.    БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ 

Рынок ценных бумаг выполняет две функции: 

    1)  сводит покупателя с продавцом;

    2)  способствует стабилизации цен,  уравновешивая спрос и предложение.

    Практически все облигации продаются на «уличном»  рынке. «С прилавка»

    продаются и акции, в случае, если компания отказалась от услуг биржи. Но в большинстве случаев акции распространяются через биржи. Они выполняют роль наводчика, что позволяет инвесторам находить именно то, что им необходимо.

    Под влиянием биржи складываются цены и  на «уличном» рынке. Торговля «с прилавка».

    Операция  с ценными бумагами выполняется  по следующей схеме. Получив заказ от покупателя, уполномоченный представитель (УП) инвестиционно-дилерской фирмы (БФ)в регионе передает его для переработки в центр, где заказ попадает в торговый отдел. Если ценные бумаги включены в биржевой список, то заказ передается для исполнения биржевому трейдеру фирмы. Если клиент хочет купить бумаги внебиржевого оборота, то включается механизм «уличного» рынка. На этом рынке и облигации, и акции торгуются одним способом (путем телефонных переговоров между физически разобщенными брокерами, а не через личный аукцион). Получив заказ на покупку ценных бумаг, брокер по телефону разыскивает своего коллегу, имеющего информацию о продавцах. Торговля акциями «с прилавка» длится дольше, чем биржевые сессии, и иногда занимает весь деловой день. Но по объему она существенно уступает биржевой торговле.

    На  «уличном» рынке торгуются акции  многих молодых компаний. Однако здесь можно найти и акции старых фирм, чье руководство по той или иной причине избегает биржи. 

    Фондовая  биржа

    Если  облигации продаются в основном «с прилавка», то центральным рынком акций крупнейших фирм является биржа. На бирже продавцы встречаются с покупателями и цены устанавливаются по закону спроса и предложения.

    Классическая  биржа - это аукцион, где торговля ведется посредством обмена устными инструкциями между трейдерами (представителями брокерских фирм в торговой зоне биржи). В последние годы благодаря развитию вычислительной техники возникли и автоматизированные системы купли-продажи ценных бумаг (например, CATS на Торонтской фондовой бирже, CORES - в Париже и Мадриде).

    Но  классическая биржа еще доминирует, и самым крупным ее представителем является Нью-Йоркская фондовая биржа.

    В биржевой торговле ключевым понятием являляется ликвидность (способность рынка поглотить разумное количество ценных бумаг при разумном изменении цены последних). Ликвидный рынок характеризуется: частными сделками, узким разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, наибольшими изменениями цен от сделки к сделке. Отклонения от этих норм чреваты развитием криминогенной ситуации, панических настроений среди инвесторов. Биржа делает все от нее зависящее, чтобы поддержать ликвидность и не допустить подобных отклонений. Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников купли-продажи.

    Перед рассмотрением техники брокерской операции опишу существующие формы заказа на куплю-продажу. Уполномоченный представитель биржевой фирмы может получить «рыночный» заказ. Это заказ купить или продать определенное число акций по наилучшей цене рынка. Все заказы, где нет цены, обычно считаются «рыночными», т.е. предполагается, что клиент готов заплатить или уступить за предложенную цену.

    Следующая форма - лимитированный заказ. В нем  клиент указывает конкретную цену, по которой далжна состояться сделка, или лучшую цену, если трейдер способен получить таковую. Лимитированный заказ - это заказ, который позволяет трейдеру некоторую свободу выбора цены при осуществлении сделки.

    Дневным заказом называется заказ с дневным  сроком действия. Все заказы считаются дневными, если в них не указан иной срок. В отличии от дневного открытый заказ считается в торговой книге брокера до тех пор, пока он не исполнен или отменен.

    Заказ «все или ничего» означает, что  трейдер должен купить или продать  все акции, указанные в заказе, прежде чем клиент согласится с исполнением.

    Противоположностью  ему является заказ «приму в любом  виде»,предполагающий, что клиент примет любое количество акций вплодь до заказанного максимума.

    Заказ «исполнить или отменить» означает, что как только часть заказа, которую можно удовлетворить, выполнена, остальная часть отменяется.

    Заказ «или-или» - это уже отданное распоряжение, тогда как заказы на другие ценные бумаги еще ожидают своего исполнения. Как только трейдер исполнит заказ «или-или», другие заказы автоматически отменяются. Заказ «с

переключением»  означает, что выручка от продажи  одних акций может быть использована для покупки других.

    Контингентный заказ предусматривает одновременную  покупку одних и продажу других акций.

    Стоп-заказ  бывает двух видов. Во-первых, это заказ, который подлежит исполнению как «рыночный»,  если цена акции  падает ниже определенной клиентом цены (стоп-цены).  Цель - либо попытаться сократить ущерб, который  может  по  крайней  мере унести часть прибыли, которая может возникнуть. Во-вторых, это заказ,поступивший от лица,  которое продало акции с короткой позиции с целью снижения ущерба, если цена акций начнет расти.

    Вернемся  к брокерской операции. Допустим, после  консультации с УПом

брокерской  фирме в своем районе один клиент решил купить 100 акций «А», а другой клиент - продать 100 акций «А». Наведя справки на бирже, УПы сообщили своим клиентам, что за «А» предложено максимум 10.5 долл. За акцию, а запрошено минимум 10.75 долл. Таким образом, покупатель знает, что минимальная цена, по которой сейчас продают «А» равна 10.75, а продавец знает, что максимальная цена, которую предлагают за «А», равна 10.5. Сделка между ними возможна в том случае, если покупатель согласиться на 10.75 или продавец уступит за 10.5. 

    Допустим, клиенты проинструктировали УПов получить наилучшую текущую цену за «А» и тем самым сделали «рыночный» заказ. УПы передают этот заказ в торговый отдел своих фирм, а оттуда они попадают к трейдерам для исполнения в торговом зале биржи. Трейдеры обеих фирм должны приложить все усилия, чтобы выручить наилучшую цену за клиентов.

    Трейдер покупателя видит, что за «А» предлагают 10.5, но никто не желает продавать за такую цену. Так как он имеет поручение купить «А» «на рынке», то он может предложить 10.6. Трейдер продавца видит, что кто-то безуспешно пытается продать «А» за 10.75. Услышав новую цену - 10.6, он решает продать за нее и выкрикивает «Продано 100 «А» за 10.6». Сделка считается состоявшейся с момента подписания двумя трейдерами контракта, подтверждающего куплю-продажу . В данном случае инвестиционный дилер выступил в качестве брокера, осуществляя агентское обслуживание клиента.

    Примерно  такую же процедуру проделывает  диллер в роли принципала.

    Особенность заключается в том, что диллер скупает ценные бумаги с дисконтом (разница между нарицательной стоимостью ценной бумаги и рыночной ценой) от текущей цены, создает собственный портфель, из которого торгует по мере надобности. 

    6.    ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ 

    Основным  вопросом является выбор места расположения товарной биржи и видов продукции, реализуемых на них. Мировой опыт свидетельствует, что биржи, как правило, должны размещаться преимущественно в крупных центрах в максимальном приближении к наиболее концентрированным источникам материальных ресурсов.

    На  ПЕРВОМ этапе инициаторы этого дела должны четко определить, что они могут и желают получить на начальной стадии развития биржи и в будущем -при дальнейшем продвижении к рынку.

    Например, что может получить предприятие  в результате участия в биржевой торговле на стадии ее становления? Это прежде всего возможность наиболее выгодно продать, купить или обменять товар, получить информацию о состоянии спроса и предложения в стране, о платежеспособности и надежности контрагента на сделке.

    На  более поздней стадии развития биржевой торговли предприятия получат широкие возможности страхования себя от неблагоприятных колебаний цен на рынке, пользоваться льготным кредитованием под заключение ими биржевой сделки, получать информацию о спросе и предложении товаров практически со всего мира.

    Государственные ведомства и местные органы управления, благодаря созданию товарной биржи, могут добиться повышения деловой активности и возможности упорядочивания торговой деятельности.

    На  ВТОРОМ этапе нужно заранее выбрать  товары, на реализации которых будет специализироваться биржа.

    Напомню признаки биржевого товара:

    1)  стандартизированность;

    2)  взаимозаменяемость;

    3)  низкий уровень монополизации;

    4)  массовость производства.

    Как правило, биржевой товар обладает также  такой характеристикой, как устойчивый спрос, который можно ожидать и в будущем.

Информация о работе История бирж