Использование материальных ресурсов и их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Рациональное использование (потребление) и экономия сырья, материалов, топлива и энергии являются одними из важнейших условий перехода экономики на интенсивный путь развития.
Рациональное использование материальных ресурсов – это качественная характеристика их потребления на разумном уровне, который можно было бы признать общественно необходимым, а рационализация потребления материальных ресурсов – это непрерывный процесс совершенствования их использования, связанный с развитием производства.
Так как потребление составляет процесс удовлетворения потребности в них производства, следует при планировании экономии материальных ресурсов соотносить их фактическое потребление с удовлетворением потребностей потребительского сегмента. В наиболее общем виде экономия материальных ресурсов – это повышение уровня их полезного использования, выражающееся в снижении удельного расхода материалов на единицу потребительского свойства (эффекта) выпускаемой продукции при повышении или сохранении качества и технического уровня продукции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…....3
Глава 1. Теоретико-методологические основы использования материальных ресурсов…………………………………………………………………..……….……4
Материальные ресурсы и их экономия ……………………………….……4
Анализ использования материальных ресурсов…………………………...7
Глава 2. разработка мероприятий по повышению эффективности работы предприятия……………………………………………………………………………...13
2.1 Краткая характеристика ООО ЧМУ «ГЭМ»……..................................….13
2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов..............14
2.3 Анализ эффективности использования финансовых ресурсов…………. 16
2.4 Мероприятия по повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов………………………….…………..………………..17
Заключение ………………………………………………………………………...22
Библиография………………………………… ……………………….. …………23
Глоссарий…..……………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
 
 

       Из  данных таблицы видно, что в отчетном году предприятие улучшило свои финансовые показатели: чистая прибыль предприятия увеличивается на 19 тыс. руб. 
 

    2.4 Мероприятия по повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов

       Многообразие  показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки резервов роста. Показатель рентабельности услуг находится в прямой зависимости от объема реализуемых услуг, затрат на эти услуги и полученной в результате этого прибыли.

       В связи с этим немаловажное значение имеет правильное определение выручки  от реализации услуг. Исходя из вышеизложенного  организация-покупатель или физическое лицо обязаны произвести оплату стоимости услуги согласно договору, а если в договоре стоимость услуги не указана и не может быть определена, то услуга оплачивается по стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за аналогичные услуги.

       Учитывая  вышеизложенное, необходимо обратить внимание на следующее:

       1) не признаются выручкой от  реализации услуг при ее учете  по мере начисления суммы авансов  или предварительной оплаты, если  услуга фактически не была произведена.

       Это связано с тем, что доходами от обычных видов деятельности являются выручка от реализации работ и услуг (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

       2) по возможности следует не допускать оказание услуг, не соответствующую условиям договора купли-продажи, так как допоставка приводит к дополнительным расходам и уменьшению уровня рентабельности;

       3) если покупатель своевременно  не оплачивает услугу в соответствии  с договором, то необходимо потребовать от продавца оплаты услуги и, кроме того, уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

       4) если в договоре заранее предусмотрена  отсрочка (рассрочка) платежа за  услугу, то проценты за отсрочку (рассрочку) платежа включаются  только на момент признания выручки от реализации продукции (товаров).

       5) если скидка предоставляется  покупателю с целью стимулирования  сбыта, способствующего увеличению  прибыли за счет снижения простоев  и увеличения пробега, то эта  скидка окажет положительное  влияние на рентабельность предприятия. Но если предоставление скидки вызвано сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на услуги, то это может отрицательно повлиять на показатель рентабельности предприятия.

       Снижение  издержек способствует повышению уровня рентабельности предоставляемых услуг, так как результат по прибыли исчисляется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованных услуг.

       Снижение  издержек на оказание услуг достигается  за счет внедрения современных технологий, установления систематического контроля за возникающими прямыми и косвенными расходами. Хотя прибыль, получаемая организацией, зависит от трех основных факторов: количества реализованных услуг, тарифов на предоставляемые услуги, себестоимости единицы предоставленной услуги, - в ряде случаев организация рассматривает зависимость прибыли от количественного показателя - пробега и уровня рентабельности единицы услуги.

       Расходы по обычным видам деятельности состоят  из расходов по приобретению сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, а также расходов, возникающих непосредственно в процессе оказания услуги.

       К расходам, возникающим в процессе оказание услуги, относятся затраты по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов. В целях повышения или стабилизации уровня рентабельности реализуемой услуги необходимо учитывать все произведенные организацией расходы, входящие в состав как основных, так и не основных расходов, для включения в определяемый по договору тариф на услугу.

       С ростом внепроизводственных расходов уменьшается рентабельность, и организация  должна разрабатывать и выполнять  мероприятия по снижению таких расходов в целях повышения рентабельности и прибыли от реализации услуг.

       Затраты на реализацию услуги подразделяются на прямые и косвенные.

       Под прямыми затратами понимаются расходы, которые связаны непосредственно с оказанием услуги (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупаемые изделия и полуфабрикаты, заработная плата рабочих, и отчисления с нее на социальное страхование, амортизационные отчисления по основным средствам). Иные суммы расходов (за исключением относящихся к внепроизводственным) входят в состав косвенных расходов.

       Если  организация поставит перед собой  цель повысить рентабельность оказываемых, то она должна тщательно проанализировать все производимые расходы и постараться уменьшить их, не снижая при этом качества. Расходы по оплате труда должны быть обоснованными (экономически оправданными) и доказательно подтвержденными (оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение прибыли.

       На  уровень рентабельности отрицательное  влияние оказывают расходы, которые  не возмещаются через выручку, получаемую от предоставления услуг юридическим и физическим лицам, а именно:

       - стоимость бесплатно предоставляемых  работникам коммунальных услуг,  питания и продуктов или выданные  суммы компенсации; 

       - денежные компенсации за неиспользованные отпуска;

       - расходы на оплату учебных  отпусков;

       - расходы на доплату до фактического  заработка в случае временной  утраты трудоспособности и др.

       Функционирование  предприятий в условиях рынка  предлагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики; иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами деятельности; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения работ и услуг до потребителя, проводить соответствующую финансовую политику и т.д. Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития предприятия, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны.

       Трудно  переоценить значение эффективного использования основных средств. Решение  этой задачи означает увеличение объема работ, повышение отдачи созданного экономического потенциала и более  полное удовлетворение потребностей клиентов, улучшение баланса основных фондов в стране, снижение затрат, рост рентабельности деятельности, накоплений предприятия.

       Более полное использование основных средств  приводит также к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при увеличении объема деятельности, а следовательно, к рациональному использованию прибыли предприятия (увеличению доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направлению большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию технологических процессов и т. п.).

       Скорость  обновления основных производственных фондов зависит от двух факторов:

  1. от скорости обновления материально-технической базы, которые определяются в свою очередь, инвестиционными возможностями предприятий и потребностями в их развитии;
  2. масштабы выбытия устаревших машин с учетом темпов создания новой техники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Хозяйственное значение экономии материальных ресурсов (снижения удельных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.) велико и многообразно.

       Экономия  сырья, материалов, топлива и энергии, выражающаяся в уменьшении расхода  материалов на единицу продукции (или  на единицу работы), позволяет при неизменном количестве средств производства выпустить большое количество конечного продукта, т. е. увеличить объем выпуска. Это обстоятельство становится особенно существенным, если речь идет о дорогостоящем сырье или материалах. При этом темп (процент) роста выпуска продукции из данного количества сырья или материалов будет всегда по числовому значению больше процента снижения удельной нормы расхода на единицу выпускаемой продукции.

       Экономическое расходование материальных ресурсов и  уменьшение удельных норм расхода сырья  и материалов на единицу выпускаемой  продукции очень важный фактор при осуществлении мероприятий по снижению себестоимости производства и повышению рентабельности.

       В качестве основных направлений экономии материальных ресурсов предприятия  целесообразно определить:

      • повышение уровня технологии;
      • повышение требований к парку основного оборудования;
      • повышение квалификации персонала;
      • совершенствование организации;
      • развитие систем анализа, планирования;
      • совершенствование нормативной базы и т.д.
 
 
 

Библиография

  1. Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм : учебник для экономических специальностей вузов / В. Е. Адамов, ред. С. Д. Ильенкова . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : Финансы и статистика , 2008. - 288 с.
  2. Сафронов Н.А. Экономика организации: учебное пособие для вузов. – М.: Магистр, 2008.- 255 С.
  3. Слепнева Т.А. Экономика предприятия / Т.А. Слепнева, Е.В. Яркина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 457 С.
  4. Вахрин П. И. Финансы : учебник для вузов / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой . - Изд. 3-е, перераб. и доп . - М. : Дашков , 2006. - 530 с.
  5. Волков В.П. Экономика предприятия : учебное пособие / В. П. Волков, [и др.], ред. А. И. Ильин, ред. В. П. Волков . - М. : Новое знание , 2003. - 672 с.
  6. Романенко И. В. Экономика предприятия / И. В. Романенко . – 2-е изд., доп . - М. : Финансы и статистика , 2007. – С. 208
  7. Самойлов А. А. Система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятия / А. А. Самойлов / / Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - N6. - С.235
  8. Фадеева Т. А. Оценка финансового состояния организации / Т. А. Фадеева / Налоговое планирование. - 2008. - N4. - С. 535
  9. Выварец А.Д. Экономика предприятия / А.Д. Выварец. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 543
  10. Конаплев С.П. Экономика организации : учебник. – М.: Проспект, 2009. – 160 С.
  11. Маркарьян Э.А.. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А.  Марканьян, Г.П. Герасименко – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 560 С.
  12. Романенко И.В. Экономика предприятия – М.: Финансы и статистика, 2005. – 264 С.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

Ассортимент - состав однородной продукции по видам, сортам и маркам. 

Эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам 

Финансовые ресурсы - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. 

Материалоемкость, показатель расхода материальных ресурсов на производство какой-либо продукции. Выражается в натуральных единицах расхода сырья, материалов, топлива и энергии, необходимых для изготовления единицы продукции, либо в % к стоимости используемых материальных ресурсов в структуре себестоимости продукции. 

Оборотный капитал - элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых сразу входит в затраты на создание нового продукта (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги). 

Капитал - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. 

Рентабельность, относительный показатель экономической  эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности  использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных  богатств. 

Производственная мощность - максимальный возможный выпуск продукции производственной единицы (отрасли промышленности, предприятия, его подразделения, рабочего места) за определенный период. 

Выручка (объём продаж) - количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам 

Прибыль - превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. 
 

Сбалансированный  бюджет - бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

Информация о работе Использование материальных ресурсов и их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия