Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:00, реферат
Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом.
Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.
На данный момент российская
экономика переживает глубочайший
кризис, что сказывается во всех
сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной
сфере, что в свою очередь вызывает социальную
напряжённость в обществе. Правительство
всеми силами пытается преодолеть этот
кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит
бюджета не позволяет правительству справиться
с кризисом своими силами, поэтому оно
вынуждено привлекать и другие средства,
помимо бюджета. Помочь государству в
преодолении экономического кризиса призваны
инвестиции. Инвестиции предназначены
для поднятия и развития производства,
увеличения его мощностей, технологического
уровня. Об инвестициях сказано уже немало:
все российские политики давно уже склоняют
это слово на разные лады, понимая, что
без инвестиций российскому производству
не выжить, однако до недавнего времени
в нашей стране политическая ситуация
складывалась не лучшим образом, политическая
нестабильность сдерживала потоки инвестиций,
готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный,
рынок. Никто не хотел вкладывать деньги
в стране, которая через пару месяцев может
снова стать коммунистической, а значит
деньги, вложенные в производство, попросту
пропадут. Однако уверенная победа на
президентских выборах В. В. Путина, показала
потенциальным инвесторам, что сторонников
демократии в нашей стране всё же больше,
чем сторонников коммунизма, а значит
риск вложений уменьшается.
Инвестиции способны вывести страну из
кризиса, потому им и уделяется сколько
внимания.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы
давно уже не доверяют правительству,
это недоверие обусловлено
“сколотили” себе огромные состояния,
которые в данный момент лежат в европейских
и американских банках, иными словами
используются для инвестиций в зарубежных
странах. Государство всеми силами пытается
вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую
экономику, что даст ощутимый толчок развитию
российского производства. По данным правоохранительных
органов из России было вывезено, начиная
с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно
представить себе как эти деньги проявили
бы себя в российской экономике.
Вообще же капиталовложения проводятся
частными инвесторами в первую очередь
ради получения прибыли и, пока мы имеем
дело с неуравновешенной экономикой, неясной
политической ситуацией и несовершенным
законодательством, ни о какой прибыли
не может быть и речи, а значит не может
быть и речи о долгосрочных стратегических
инвестициях в российскую экономику, без
чего, в свою очередь, невозможен подъём
производства, то есть возрождение экономики
России. Определим, что задачами данной
работы являются проведение исследования
инвестиционного климата России, и, в частности,
Тюменской области, при последовательном
рассмотрении всех факторов, влияющих
на его изменение и попытка дать оценку
его текущего состояния. В задачу данной
работы входит также и исследование источников
инвестиций, их перспективность и оценка
их состояния на сегодняшний момент.
Целью же данной работы назовём оценку
перспектив изменений инвестиционного
климата в России и Тюменской области
и его активизации на основе существующих
тенденций его развития и инвестиционной
политики государства, в которой также
необходимо выявить наиболее слабые стороны
и указать необходимые меры для их устранения.
Актуальным в настоящее время
является углубленное теоретическое
исследование рыночных форм и механизмов
инвестиционной деятельности на микро-
и макроуровнях. Важной проблемой выступает
теоретическое обоснование критериев
эффективности инвестиционных затрат,
взаимосвязи и взаимообусловленности
капитальных вложений и структурных сдвигов
в экономике, определения приоритетов
в отраслевой структуре инвестиций, а
также внутри основных народнохозяйственных
сфер: основного производства
(собственно производства), производственной
и социальной инфраструктур.
Вот эти причины являются коренными, из-за чего выбрана тема для дипломной работы, они тесно связаны с фундаментальными социально- экономическими процессами развития общества и региона. Поэтому исследование современных особенностей инвестиционной деятельности и перспективы развития ее в России и, в частности, Тюменском регионе, который по сути является одним из самых перспективных в этом плане в силу его места, занимаемого в российской экономике.
1. Стратегия инвестиционной
Сегодня от эффективности инвестиционной
политики зависят состояние
Во время экономического кризиса инвестиционная
деятельность в Украине значительно снизилась.Спрос
на инвестиции падал значительно быстрее
чем производство валового продукта. Одной
из причин этого, было то что инфляция
значительно обесценивала инвестиционные
средства. На протяжении последних лет,
несмотря на значительное замедление
темпов инфляции, уменьшается часть долгосрочных
кредитов, предоставленных субъектам
хозяйствования всех форм собственности
в общем объеме кредитов в экономике страны.
Если в 1991 году этот показатель был равен
12,8 %, то в 1994 году - 11,3 %, 1996 году - 11,1
%, а за январь-ноябрь 1997 года - около 10,0
%. Это свидетельствует об отсутствии у
коммерческих банков экономических стимулов
кредитования производственных инвестиций,
наличии повышенного риска при предоставлении
таких кредитов и отягощении кредитных
портфелей банков директивными кредитами,
своевременное возвращение которых проблематично.
Большие кредитные ресурсы банков оттягиваются
также на рынок облигаций внутреннего
государственного займа (ОВГЗ), где проценты
более привлекательны по сравнению с кредитами
для инвестиционных проектов.
В нынешнем году для поддержки строительства крупных инфраструктурных и производственных объектов необходимо 2377 млн.грн. Эта сумма значительно превышает бюджетные возможности государства и требует сбалансированности по объему, источникам и времени. 1998 год может стать годом начала экономического возрождения страны при условии восстановления опережающей инвестиционной активности. Со второй половины 1997 года наблюдается снижение темпов падения валового внутреннего продукта и промышленного производства.
За 11 месяцев минувшего года объемы промышленной продукции уменьшились на 1,8 % против 5,0 % за аналогичный период 1996 года. Уровень инфляции составил 8,6 %. Наметились позитивные сдвиги в структуре капитальных вложений в направлении увеличения части объемов, направленных на развитие производственного потенциала. Введена новая амортизационная политика, которая дает возможности аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы непосредственно на предприятиях.
Украинский финансовый рынок имеет
ряд безусловных ценностей: стабильные
деньги и стабильный цены. С определенной
долей уверенности можно
В Украине достигнута нормализация
функционирования банковской системы.
С 01 октября с.г. украинская банковская
система перешла на международные стандарты
учета и отчетности. Уровень банковского
капитала на начало октября достиг 4,2 млрд.грн.,
и до конца 1999 года банковская система
страны будет работать в рамках европейских
стандартов относительно нормы капитала
на один коммерческий банк.
Стабильность - это один из основных
залогов развития валютного рынка.
В мае 1997 года Украина стала 138-й страной,
которая подписала статью 8
Соглашения с Международным валютным
фондом о полной конвертабельности гривни
в рамках текущих операций. Этим были сняты
все проблемы репатриации выручки инвесторов
любого типа с территории Украины. С целью
демонстрации стабильности национальных
денег на 1997 год была выбрана тактика подтверждения
курсового поведения в рамках валютного
коридора 1,7 - 1,9 грн. за доллар США.
В середине минувшего года Национальный банк Украины отменил 50- процентную обязательную продажу валюты на украинском рынке. Результатом этого явился классически организованный и известный для инвесторов валютный рынок. В экономической политике 1998 года стабильность денег также будет важным индикатором общего инвестиционного климата, частью обновления экономического развития.
Важнейшей составной частью экономических
реформ является крупномасштабная приватизация.
В конце 1997 года почти завершилась
малая приватизация, в значительной
степени приватизированы
Сейчас в процессе продажи, кроме средних и малых предприятий, находятся около 300 больших предприятий с основным капиталом более 100 млн. долларов США. Среди них есть достаточно привлекательные, с инвестиционной точки зрения, объекты. Например, нефтеперерабатывающие предприятия, добывающие нефтегазовые, электрогенерирующие и снабжающие компании, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения и других отраслей промышленности.
Приоритетными направлениями для
привлечения и поддержки
Инвестиции являются (в образном
смысле) как бы воротами научно- технического
прогресса. Научный потенциал страны,
который раньше отличался мировым уровнем
достижений в разных областях фундаментальной
науки и техники, с возобновлением инвестиционной
активности получит новое дыхание.
Эффективно решить проблему снижения
ресурсо- и энергоемкости можно только
путем широкого внедрения новых технологий
современной техники, связав воедино интересы
научных исследований и практики через
потребности рынка.
В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только тогда заработать деньги, когда они содействуют улучшению жизни. При этом ученым в новой для них среде международной конкуренции на открытых рынках следует помнить, что время является главным фактором в современной экономике. Однако, как ни странно, многие рассматривают время как неисчерпа- емый ресурс.
Современные условия экономического развития требуют проведения активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.
Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования” для зарубежного инвестора в Украине установлены равные условия деятельности с отечествен-ным инвестором. Указанным Законом иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их капиталовложений.
В частности, иностранные инвестиции
в Украине не подлежат национализации.
Государственные органы не имеют
права реквизировать
Иностранные инвесторы имеют право
на возмещение ущерба, включая упущенную
выгоду и моральный ущерб, причиненный
им в результате действий, бездеятельности
или ненадлежащего исполнения государственными
органами
Украины либо должностными лицами предусмотренных
законодательством обязательств перед
иностранным инвестором.
В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций.
Если в дальнейшем
специальным законодательством
об иностранных инвестициях будут
меняться гарантии защиты зарубежных
инвестиций, определенные вышеуказанным
Законом, то на протяжении десяти лет
со дня вступления в силу такого
законодательства по требованию иностранного инвестора применяются
гарантии защиты иностранных инвестиций,
определенные
Законом Украины “О режиме иностранного
инвестирования”. Так говорит Закон.
Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные соглашения “О содействии и взаимной защите инвестиций”. Такие договоры являются гарантом придания справедливого статуса инвестициям и защиты их на территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд проектов договоров находится на стадии согласования.