Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть следующие виды инновационных стратегий:
1. Виолентная стратегия.
2. Патиентная стратегия.
3. Эксплерентная стратегия.
4. Коммутантная стратегия.
И понять, сможет ли экономика России занять достойное место в мировом хозяйстве.
Введение……………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы инновационных стратегий……………………………..
1.1 Понятие инновации, инновационной деятельности и инновационного процесса………………………………………………………………………………
1.1.1 Инновационная деятельность………………………………………………...
1.1.2 Основные направления инновационной деятельности……………………..
2 Инновационные стратегии………………………………………………………..
2.1 Понятие и виды инновационных стратегий…………………………………...
2.1.1 Особенности инновационных стратегий ……………………………………
2.1.2 Классификация типов конкурентного поведения, через призму инновационного стратегического поведения……………………………………...
2.2 Виды инновационных стратегий……………………………………………….
2.2.1 Стратегии в сфере массового производства…………………………………
2.2.2 Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка……….
2.2.3 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций………………………………………………………………………….
2.2.4 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса……………...
2.3 Специфика российских инновационных стратегий…………………………...
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш).
Зона сосредоточения компаний-патиентов в оборонном комплексе России – это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д.
Производственная специфика данных отраслей предопределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом. Именно обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занимать заметные конкурентные позиции на мировом рынке.
Стратегия мелких фирм.
Коммутантная стратегия изначально неадекватна научно-производственному и маркетинговому потенциалу оборонных компаний, ибо они предназначены для работы на общенациональный и глобальный рынки. Им сложно приспособиться к локальным потребностям мелкого рынка. Готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей силой и т.д. Однако масштабные конверсионные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влиянием современного НТП открывают перед бывшими оборонщиками перспективы выживания именно на пути удовлетворения локального спроса. Например, рынок телефонной связи «проволочный» превращается в глобальный телекоммукационный. При этом определенные сегменты данного глобального рынка, например, рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями.
Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.
Комбинация стратегий
Российским инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные организации осуществляют стратегию коммутантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены следующие виды инновационных стратегий:
5. Виолентная стратегия. Этот вид стратегии характерен для крупных компаний и предприятий, являющихся технологическими лидерами в сфере массового и крупносерийного производства. На их долю приходится до половины всего ВНД и объема выпускаемой продукции. Крупные фирмы и компании проводят НИОКР, осваивают наукоемкие технологии и выпускают продукцию высокого качества по доступным ценам. В то же время значительная часть крупных производителей продукции не всегда идет на риск и предпочитает оставаться на вторых ролях, уделяя основное внимание снижению издержек производства за счет применения ресурсосберегающих технологий и модернизации выпускаемой продукции.
6. Патиентная стратегия. Многие промышленные организации проводят специализацию производства с целью дифференциации продукции в интересах потребителя и занятия своей ниши в узком сегменте рынка. Специализированное производство организуется в условиях высокой потребительской ценности товара, подкрепляемой хорошим сервисом и рекламой.
7. Эксплерентная стратегия. Рискованные прорывы в ранее неизвестные или малоизвестные области знаний в соответствии с классификацией конкурентного поведения осуществляют фирмы-экплеренты, в основном небольшие по размеру организации. Их главная роль в экономике – инновации в области создания принципиально новых продуктов и наукоемких технологий во всех отраслях общественного производства. В настоящее время шансов выжить у эксплерентов очень мало. Они должны либо перейти к патиентной стратегии, либо к виолентной, четко обозначив свою миссию.
8. Коммутантная стратегия. Типична для мелких и малых организаций. Конкурентными преимуществами малых форм инновационной деятельности таких организаций являются:
1) высокая эффективность управления и прозрачность производственно-хозяйственной деятельности;
2) хорошая приспосабливаемость мелких фирм и организаций в силу уникальных и нетипичных мотивов предпринимательства;
3) низкие издержки производства и затраты на НИОКР, управление, складские и рекламные работы;
4) легкость ухода с рынка в связи с переходом к новому бизнесу;
5) поддержка государства и/или местных органов.
Таким образом, экономика России сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими зарубежными фирмами.
При этом, в настоящее время в России уже наблюдаются следующие тенденции в сфере науки и инновационного бизнеса (2011г.):
1. Постепенно нарастает активность иных, помимо государственных, агентов инновационного процесса. В Москве прошел III ежегодный конгресс Национальной ассоциации бизнес-ангелов, а в Санкт-Петербурге – форум «Инновации для бизнеса» (2011г.). Участники ежегодной инвестиционной конференции Global Nechnology Symposium в Калифорнии высказали мнение о том, что «венчурный рынок в России находится на начальной стадии развития, и над имиджем страны фактически никто не работает». Венчурный фонд Softline Ventures Partners сообщил о намерении инвестировать в российские стартапы $10 млн до конца 2011 года.
2. Уже сформировавшиеся компании проявляют и постепенно переносят акцент своих интересов с инфраструктурных проблем на кадровый. Как отметили представители компаний ABBYY, «Лаборатории Касперского» и Фонда «Сколково» на круглом столе «Конкурентоспособность и перспективы России в современном IT-пространстве», кадровый дефицит побуждает российскую IT-индустрию сотрудничать не только с вузами, но и со средней школой, поскольку уровень знаний абитуриентов не позволяет готовить из них квалифицированных инженеров. В качестве отдельной проблемы выделены социальные установки российских студентов, побуждающие работодателя к участию в процессе воспитания будущих работников.
3. Заметно активизировались «инновационные олигархи». Так, Михаил Прохоров продолжает развивать свой имидж венчурного капиталиста по двум основным направлениям – совместное с «Роснано» предприятие по производству светодиодов «Оптоган» и «Ё-Мобиль», пробный образец которого был предоставлен на тест-драйв Владимиру Путину. Михаил Абызов с партнерами по проекту Digital October создаю
Таким образом, можно сделать вывод, что российский бизнес уверенно держит вектор в направлении инновационного стратегического развития, что не замедлит сказаться на ускорении перехода ориентации экономики России с сырьевой на инновационную.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Курс экономической теории, А.В. Сидорович, учебное пособие - Москва: издательство «ДИС», 2007.
2. Основы менеджмента, А.А.Радугин, учебное пособие - Москва: издательство «Центр», 2005.
3. Инновационный менеджмент, С.Д. Ильенкова, учебно-практическое пособие, - Москва: МЭСИ, 2009.
4. Управление инновациями, В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, - Москва: издательство «ИНФРА-М», 2000.
5. Инновационный менеджмент. Балабанов И.Т. - СПб.: Питер, 2001.
6. Конкуренция: Теория и практика. Юданов А.Ю. Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 1998.
7. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. Олехнович Г.И. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2005.
8. Основы инноватики и инновационной деятельности. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. - СПб.: Политехника, 2000.
9. Инновационный менеджмент. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2004.
10. Рейтинг инновационной активности России (апрель 2011г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.i-regions.org/event
2