Инфляция в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Суть инфляции - падение ценности денег, нарушение равновесия между денежной массой и ее товарным покрытием, или - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Особенности проявления инфляции
1.1 Типы и причины возникновения инфляции
1.2 Факторы инфляции
1.3 Измерение инфляции
1.4 Взаимозависимость инфляции и уровня безработицы
ГЛАВА 2. Система антиинфляционных мер
2.1 Методы государственного регулирования инфляционных процессов
2.2 Издержки инфляции
2.3 От теории к практике, антиинфляционная политика РК
ГЛАВА 3. Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2004 - 2007г.
3.1 Инфляционные процессы в период с 2004 -2005 год в Казахстане
3.2 Анализ инфляционных процессов за 2006 год в Казахстане
3.2.1 Основные факторы, оказывающие влияние на инфляцию в 2006 году
3.3 Анализ инфляционных процессов за 2007 год в Казахстане
3.4 Прогноз инфляции на 2008 год
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

 

     К примеру, при ежегодном уровне инфляции в 10% уровень цен удвоится приблизительно через 7 лет, так как 70 / 10 = 7.

     Кроме того, «правило величины 70» применяется также в случаях, когда надо определить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВВП или личные сбережения населения удвоились.  

     1.4 Взаимозависимость  инфляции и уровня  безработицы 

     В конце 50-х начале 60-х гг. XX века была рассмотрена и проанализирована связь между темпом инфляции и уровнем безработицы. Профессором лондонской школы экономики А.В.Филлипсом построена кривая, характеризующая зависимость между уровнем безработицы и денежной ставкой заработной платы в Великобритании в течение 1861-1957 гг. (кривая Филлипса). (График №2). На графике по вертикали W значится годовой темп прироста ставки заработной платы, a U - общий уровень безработицы. Данная кривая имеет также обратную зависимость, выражающую такое положение: если уровень зарплаты высок, то уровень безработицы низкий, и наоборот. Например, точке G на кривой Филлипса соответствует величина W1 и уровень безработицы U1. Точке F на кривой принадлежит W2 - более низкая зарплата, и U2 - высокая безработица. 

     График  №2

     

 

     Взаимосвязь между безработицей и инфляцией можно также выразить математически, в виде формулы:

     W,=W t-1,(1+a(N t -N*)/N*) ,

     t - текущий временной период (настоящий);

       t - 1 - базисный временной период (прошлый);

     а - показатель, содержащий изменение уровня зарплаты в период t;

     Nt - текущий уровень занятости;

     N* - базисный уровень занятости.

     Необходимо  отметить, что позже кривая Филлипса рассматривалась как взаимосвязь между инфляцией и безработицей. То есть спад безработицы сопровождается ростом инфляции, т.к. чем выше занятость населения, тем больше у них доходов, с помощью которых они предъявляют высокий совокупный спрос. Однако производители не в состоянии так быстро наращивать объемы производства (ограниченность ресурсов) и вынуждены увеличивать цены. Таким образом, кривая Филлипса дает возможность провести экономический анализ с учетом инфляции и безработицы, а также определить своевременность государственного вмешательства с целью предотвращения негативных последствий на уровне макроэкономики.

 

     ГЛАВА 2. Система антиинфляционных мер 

     2.1 Методы государственного  регулирования инфляционных  процессов 

     Бесспорно, инфляция являет собой значительную проблему для экономики страны; ее масштабы охватывают широкий диапазон всех секторов хозяйства - где в прямом, а где в косвенном виде. Ведь инфляция, охватывая практически все отрасли национальной экономики, по сути является макроэкономической проблемой. Государство, имея в руках главные инструменты денежно - кредитную и бюджетно – налоговую политику - обязано управлять инфляцией, регулируя ее.

     Сторонниками  денежно-кредитного регулирования  инфляции выступали лауреат Нобелевской премии (1976 г.) по экономике М. Фридман и А. Шварц. Согласно их утверждения, важной причиной инфляции становится денежная среда, выраженная в росте ее предложения.

     При высоком темпе прироста денежной массы, инфляция представлена на высоком уровне; если темп роста денежной массы низкий, то инфляция находится на невысоком уровне. Поэтому задача государства -регулирования потока денежной массы, осуществление особенно жесткого ее контроля в периоды инфляции.

     Другим  способом снижения инфляции является сокращение бюджетного дефицита, ведущее к снижению расходов статей государственного бюджета в области социальной сферы, свертыванию инвестиций и доходов.

     Важны влияющие на дефицит бюджета превентивные меры:

     совершенствование системы налогообложения;

     свобода предпринимательской деятельности;

     наличие конкуренции;

     субсидирование  приоритетных отраслей хозяйства;

     финансирование  импорта заменяющих производств  и т.д.

     Конечно, каждой стране присущи свои специфические  особенности, поэтому ограничивающие меры должны быть разумными.

     Одной из эффективных мер борьбы с инфляцией  служит система индексации. Она предполагает корректирование выплат, соответствующих уровню инфляции. То есть при индексации доходов растет их номинальная величина, согласно темпу инфляции. Например, если механизмы индексации заранее учитываются при имеющихся сберегательных вкладах населения. При таком раскладе цен, процентная ставка растет вместе с уровнем цен и, следовательно, защищает вклады от различных колебаний в экономке. Аналогичная картина складывается при индексации доходов - зарплаты, стипендии, пенсии и др.

     Другим  методом, ограничивающим инфляцию, является политика налогового регулирования доходов, предполагающая поощрение или наказание через налоговые структуры фирм или компаний, злоупотребляющих повышением цен или уровнем зарплаты. Так, если фирмы поднимают цены до 5%, то это повлечет карательные меры. Но в случае роста цен свыше 5%, одновременно должна увеличиваться налоговая ставка за соответствующий процент прироста цен на товары или услуги.

     Таким образом, использование политики налогового регулирования доходов может  удерживать предприятия и организации  от увеличения цен на продукцию и заработную плату, если это не целесообразно. Однако надо иметь в виду, что в некоторых случаях такое сдерживание достигается ценою снижения производительности труда и благосостояния населения.  

     2.2 Издержки инфляции 

     Воздействие инфляции на экономику порождает немало негативных моментов, иными словами, существуют издержки инфляции.

     Известно, что держать наличные деньги на руках  при рыночной экономике нецелесообразно, так как теряется доход, который мог бы быть получен в случае, например, хранения денег на депозите в банке. Тем более не рекомендуется иметь наличные деньги на руках в периоды инфляции.

     Допустим, в государстве со стабильной экономикой, где нет инфляции, процентная ставка равна 5. Если бы гражданин имел на руках $100, то он бы

     недополучил 5$, потому, что он не сдал их в банк. Далее рассмотрим, что произойдет, если в стране темп инфляции составит 15%, тогда как процентная ставка поднялась до 20% (15 + 5). В этом случае гражданин, имея при себе $100, смог бы получить дополнительный доход $ 20, если бы сделал вклад в банк. Население понимает эту ситуацию и предпочитает держать наличные деньги в банке, тем самым увеличивая свои сбережения.

     «Издержки меню» имеют место, когда цены поднимаются и приходится постоянно менять ценники на товары и услуги. Смена ценников предполагает и перепечатку товарных каталогов, отражающих все происходящие изменения цен. Эти меры требуют дополнительных издержек - бумага, печатание, распространение и т.п.

     Следующий вид издержек связан с «неустойчивостью относительных цен»: чем выше уровень инфляции, тем чаще изменяются цены. Известно, что на уровне микроэкономики распределение ограниченных ресурсов происходит на базе относительных цен, поэтому фирмы не вынуждены часто проводить корректировку цен на сырье, оборудование и др.

     Другим видом издержек от инфляции является сложность адаптации налогового законодательства. Дело в том, что системы налогов находятся в прямой зависимости от номинальных доходов. Проблема заключается в следующем: прогрессивная норма налогообложения предполагает рост согласно увеличению уровня номинальных доходов, что, в свою очередь, увеличивает и долю налогов в реальных доходах. В настоящее время доходов в реальном выражении становится меньше, а люди - беднее.

     Последний вид издержек включает все неудобства, связанные с меняющимися ценами. Если в Казахстане до 1993 г. номинальной валютой был рубль, а после 1993 г. - тенге, то существует определенная проблема при проведении сравнительного анализа. Конечно, можно проконвертировать рубль в тенге, но это требует времени и дополнительных издержек. В общем, все перечисленные издержки от инфляции увеличивают стоимость экономических операций и отрицательно сказываются на развитии экономики. 

     2.3 От теории к  практике, антиинфляционная  политика РК 

     О том, на каком именно фронте будет разворачиваться борьба с инфляцией, уже сейчас можно сказать с 99−процентной уверенностью – достаточно пробежаться по совместному заявлению правительства и Нацбанка «Об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2006 год».

     Во-первых, правительство собирается стимулировать  экономический рост в стране преимущественно  за счет повышения производительности труда. А рост этого показателя должен носить опережающий характер по сравнению  с ростом реальных доходов населения. Во-вторых, предприятиям-монополистам предписывается неукоснительное соблюдение предельных значений роста цен на их товары и услуги. В-третьих, декларируется создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутреннем рынке страны. В частности, на рынках стратегически важных товаров (нефтепродукты, зерно) будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.

     Среди задач Нацбанка – обеспечение  «уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики», и стабильности цен.

     Монетарной  власти, в отличие от исполнительной, в своей епархии навести порядок  проще, потому что практически все  вопросы находятся в плоскости пруденциального регулирования. Участники рынка, хотят они того или нет, эти требования выполнять обязаны. Исполнительная же власть, даже включая на полную мощность административный ресурс (например, приказывая акимам не допускать искусственного дефицита товаров на региональных рынках или заключая меморандумы о не повышении тарифов с монополистами), не может обеспечить безоговорочной победы над немонетарной инфляцией. А все потому, что ей нужно комбинировать различные меры, чтобы не допустить роста цен: инфраструктурные, налоговые, инвестиционные.

     Стремящееся вверх значение инфляции не есть беда казахстанской экономики. Если рассматривать это явление с сугубо практической точки зрения, оно свидетельствует лишь о том, что в настоящий момент экономический механизм несколько перегрелся, и требуется либо замедление хода, либо технический перерыв.

     Очень важно в данном контексте понять, какие отрасли перегреты конкретно  и какой режим охлаждения требуется  применить, чтобы в итоге не потерять темпы экономического роста. Для  этого достаточно внимательно присмотреться  к структуре ВВП. Безусловно, она менялась последние годы, и эти перемены должны представлять особенный интерес для чиновников, ответственных за благополучие экономического блока.

     С другой стороны, нужно обязательно  проанализировать, не является ли причиной перегрева одних отраслей недостаточный температурный режим и активность других. Понятно, что необходимо учитывать и такой показатель, как инвестиции. Еще пять лет назад иностранные инвестиции были той спасительной соломинкой, благодаря которой в Казахстане развивался хотя бы сырьевой сектор. Теперь ситуация поменялась. Иностранные инвестиции понемногу перераспределяются в другие секторы экономики, и, что очень важно, они уже не являются определяющими и доминирующими – наряду с ними стали развиваться частные и государственные инвестиции.

     Если  посмотреть статистику, то валовой  приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в 2005г превысил 6,4 млрд долларов. Специалисты Нацбанка оценили данный показатель как довольно хороший, несмотря на то что в 2004 году он составил 8,3 млрд долларов. Некоторое снижение притока инвестиций они объясняют тем, что в прошлом году Казахстаном совершена сделка по выкупу у иностранных инвесторов доли в Северокаспийском проекте. С учетом погашения долговых обязательств перед прямыми иностранными инвесторами и операций по прямым инвестициям за рубеж нетто-приток иностранных прямых инвестиций сократился за год в три раза и составил 1,7 млрд долларов.

     Иностранные инвесторы уже не так охотно инвестируют  свои деньги в добычу угля, сырой  нефти и природного газа – в  целом инвестиции в горнодобывающую  промышленность в 2005 году сократились  на треть. Основные средства пошли на добычу углеводородов, но тем не менее обозначились новые интересы иностранных инвесторов по добыче металлических руд. Теперь иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям. Причем инвестиции в услуги предприятиям в 2005 году увеличились в два раза по сравнению с предыдущим периодом и составили 3,4 млрд долларов. Инвестиции в геологоразведку также удвоились и составили 3,3 млрд долларов.

Информация о работе Инфляция в Казахстане