Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 05:59, доклад
Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления как хозяйственным комплексом на макроуровне, так и внутри предприятия. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления.
Индикативное планирование
Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления как хозяйственным комплексом на макроуровне, так и внутри предприятия. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации, в то время, когда рыночные метода не получили необходимого развития.
Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация и т.п. Без активной роли государства эти процессы вообще невозможны. Поэтому в период рыночного реформирования экономики роль государства, как субъекта планирования, должна не ослабляться, а наоборот, усиливаться.
Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночных механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и соответственно виды планов.
С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.
Директивное
планирование представляет собой процесс
принятия решений, имеющих обязательный
характер для объектов планирования.
Следует подчеркнуть, что вся
система социалистического
Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития.
Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
Как
инструмент управления индикативное планирование
чаще всего применяется на макроуровне.
Задания индикативного плана
называются индикаторами. Индикаторы
– это параметры, характеризующие
состояние и направления
В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, а обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана заключается в том, чтобы выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, в случае, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.
Индикативное планирование применяется также и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать обязательства и планы. В отличие от плана (индикатора), обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях.
Приведем
пример. Компания работает по пятилетним
планам, носящим индикативный характер.
В них установлено, что для
выполнения поставленных целей компания
вынуждена увеличить
Из этого примера видно, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны между собой.