Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы заключается в определении сущности финансово-кредитной системы РФ, её значения в современных условиях.
Соответственно данная работа ставит перед собой следующие задачи:
раскрыть сущность финансовой системы РФ. Дать общее представление о каждом звене системы.
раскрыть сущность деятельности звеньев финансово-кредитной системы ;
в отдельности раскрыть сущность и особенности кредитной системы ,так как она является неотъемлемой частью финансово-кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы финансово-кредитной системы …………....5
Понятие финансовой системы и ее структура…………………5
Понятие кредитной системы и ее структура…………………...7
Финансово-кредитная система и ее звенья…………………….9
2. Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования ………………………………………………………………...11
2.1 Государственные и муниципальные финансы…………………….11
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов……………………………….26
Заключение……………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………...31

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Денежные  средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной  собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы.

    Таким образом, именно общегосударственная  значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.

    Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

    средства  бюджета;

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков [12,с.44].

    Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) был создан 22 декабря 1990 года, постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан [28].

    ПФ  является самостоятельным финансово-кредитными учреждением, на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов.

    В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а  также почти 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

    Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии [28].

    Средства  ПФ формируются за счет страховых  взносов, которые составляют 34 %, из них на его долю приходится 26%. ПФ является первым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом [28].

    Фонд  социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом, на его долю приходится 2,9 % страховых взносов из 34% [28].

    ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

    Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

    Средства  ФСС образуется за счет страховых  взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных [30].

    Фонд  обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

    Финансовые  средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На долю федерального фонда приходится 3,1% страховых взносов, а на территориальный – 2% [28].

    Обязательное  медицинское страхование - составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования [24,с.48].

    Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

    Государственный фонд занятости населения  РФ (ГФЗН РФ) был образован для материальной поддержки безработных в России. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ) предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства ГФЗН РФ находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости. Фонды занятости не имеют статуса юридического лица. Средства фонда не входят в бюджетную систему, имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в отчётном году изъятию не подлежат [24,с.53].

    Источниками формирования фонда занятости являются:

  • Добровольные взносы юридических и физических лиц, включая иностранные;
  • Доходы от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах Центрального банка РФ или в государственные ценные бумаги;
  • Прочие поступления

    Все платежи и поступления аккумулируются на счетах в учреждениях ЦБ РФ, других уполномоченных банках. Контроль за своевременным  и полным поступлением страховых взносов в ГФЗН РФ осуществляют территориальные органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном федеральным правительством.

    Средства  ГФЗН РФ расходуются на обеспечение  государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, в том числе:

  • Выплату пособия по безработице;
  • Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • Оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности граждан, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;
  • Выплату пенсии в связи с досрочным выходом безработных на пенсию.

    Гражданам, ранее не работающим, не имеющим профессии, стремящимся после длительного перерыва возобновить трудовую деятельность, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной оплаты труда.

    За  счёт средств фонда занятости  может быть оказана материальная помощь безработным, утратившим право на пособие, но имеющим на содержании иждивенцев: это дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильём, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания[22,с.78].

    Таким образом, средства ГФЗН РФ направляются на:

  • Финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание учебных заведений и выплату стипендии обучающимся по направлению органов службы занятости;
  • Организацию и частичное финансирование общественных работ;
  • Выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящегося на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;
  • Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • Мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан;
  • Расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищённости различных групп населения;
  • Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы и разработку их программного обеспечения, включая приобретение технических средств;
  • Осуществление информационно-справочной и рекламно-издательской деятельности по вопросам занятости населения;
  • Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения;
  • Организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории РФ;
  • Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и мед обслуживание работников по нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих исполнительных органов власти;
  • Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий [22,с.80].

Информация о работе Характеристика основных звеньев финансовой системы и принципы их формирования