Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин «государственный долг» в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.
Введение 3
Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны 5
Государственный долг, его сущность и причины образования 5
Формы и виды государственного долга 8
Управление государственным долгом 10
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ 14
2.1 Анализ государственного внутреннего долга, его динамики и структуры за 2009-2011 гг. 14
2.2 Основные способы погашения внутреннего долга 19
2.3 Специфика управления государственным внутренним долгом 21
Глава 3. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в РФ 24
Заключение 26
1.3 Управление государственным долгом
Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [10].
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ.
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга за 2009-2011 гг.
Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 3 года внутренний долг увеличился на 1013, 2 млрд. руб. (рис. 1).
Рис.1 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.
Проанализируем структуру внутреннего долга по следующим данным (таб. 1).
Таблица 1. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах2
Виды ценных бумаг |
ГКО |
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС |
ОРВВЗ 1992 года |
Итого внутренний долг |
На 1.01.2009 |
- |
- |
328,17 |
33,83 |
882,03 |
45,41 |
132,00 |
0,03 |
1 421,47 |
На 1.01.2010 |
- |
- |
706,37 |
- |
863,38 |
135,42 |
132,00 |
- |
1 837,1 |
На 1.01.2011 |
- |
- |
1 338,59 |
- |
815,58 |
175,42 |
132,00 |
- |
2 461,5 |
Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2010 года по данным Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации составил 1 837,1 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть составляют:
ОФЗ-АД – 863,38 млрд. руб. (на 18,65 млрд. меньше, чем на 1января 2009 года).
Затем следуют:
ОФЗ-ПД – 706,37 млрд. руб. (на 378,2 млрд. больше, чем на 1 января 2009 года);
ОФЗ-ФК – погашен (на 33,83 млрд. меньше, чем на 1 января 2009 года);
ГСО-ППС – 135,42 (на 90,01 больше, чем на 1 января 2009 года);
ГСО-ФПС – не изменился.
В целом, за год государственный внутренний долг увеличился на 415,63 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2011 года составил 2461,5 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть составляют:
ОФЗ-ПД – 1 338,59 млрд. руб. (на 632,22 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года).
Затем следуют:
ОФЗ-АД – 815,58 млрд. руб. (на 47,8 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2010 года);
ГСО-ППС – 175,42 млрд. руб. (на 40 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года);
ГСО-ФПС – не изменяется;
В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 624,4 млрд. руб.
На 1 мая 2011 года внутренний госдолг России составил 2,8 трлн рублей, что на 2,6% больше, чем на 1 апреля. С начала года размер внутреннего госдолга возрос на 14,5%.
В апреле увеличение госдолга произошло за счет облигаций с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – задолженность по ним возросла на 4,5% и составила почти 1,7 трлн рублей. С начала года размер долга по ОФЗ-ПД увеличился на 24,8%.
Задолженность, выраженная в других государственных ценных бумагах, за апрель не изменилась. При этом в целом за четыре месяца 2011 года долг по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) уменьшился на 1,9%, до 800 млрд рублей. Задолженность по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) снизилась на 0,2%, до 175 млрд рублей. Размер долга по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) остался неизменным – 132 млрд. рублей. Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ), которой не было на начало года, по состоянию на 1 мая составила 40 млрд. рублей.
2.2 Основные способы погашения внутреннего долга
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура