Государственный кредит

Автор: Анастасия Волкова, 11 Июня 2010 в 13:09, реферат

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

       Введение

       Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала.

       Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

       Кредит  выполняет следующие функции:

    • аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
    • перераспределение денежного капитала ;
    • экономию издержек;
    • ускорение концентрации и централизации капитала;
    • регулирование экономики.

       На  рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает  участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Государственный кредит как экономическая категория

     В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

     Главным способом их получения является государственный  кредит. Он выражает отношения между  государством и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

           Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .                                                   

      С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

   Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном  действующим законодательством  с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. 

      В периоды экономического кризиса (который  имеет место на сегодняшний день), коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

      Государственный кредит  представляет отношения  вторичного распределения стоимости  валового внутреннего продукта и  части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

      Формирование  посредством госкредитных отношений  дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные  возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

      Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ.

   Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство  в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

      Из  многолетней практики банковского  кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при  кредитовании.  Это объясняется  тем, что исполнение обязательств должником  обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом. 

      Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном  уровне.  Принимая государственную  гарантию за третье лицо ( государство или отдельное предприятие ), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность которого оно расчитывает.

      При этом существенными условиями обязательства  гаранта будут являться:

      -указание, за кого оно выдано,

      -пределы  обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана гарантия

      -срок  действия.

      Отличительными  чертами государственного кредита  являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.   

         Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.  

    Отличия государственного кредита от банковского

          Государственный кредит  как самостоятельная  форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

  • Потребность государства в кредите. 

    Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении  и товарными ресурсами. Государственный  кредит используется прежде всего  на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и  используется  для поддержки бесперебойности процесса  расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит  могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством.

  • Условия сделки.

     Условием  сделки банковского кредита является  совпадение  экономических интересов   кредитора и заемщика,  при  государственном кредите экономические  участников обособлены, поэтому  нужно обеспечить экономическую  заинтересованность кредиторам для добровольной  передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных  экономических интересов кредиторов и заемщиков.

  • Целевое назначение.

    Банковский  кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые   помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

  • Срок возврата ссуды.

    При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его  нарушение влечет экономические  санкции, повышенные проценты за кредит.  В государственном кредите такой  регламентации нет. Отношения между  участниками строятся  добровольно.

  • Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

 С помощью банковского кредита  создаются деньги  и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении.

      Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств  населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей  государственных ценных бумаг. 

Формы государственного кредита

      Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

      Товарная  форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. 
 

Внутреэкономический кредит

В системе  кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах :

  • государственные займы ;
  • обращение части вкладов населения в государственные займы ;
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда ;
  • казначейские ссуды ;
  • гарантированные займы .

       Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Информация о работе Государственный кредит