Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.

Для достижения поставленной цели необходимо:

•раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
•характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
•определить функций государственного кредита,
•определить формы государственного долга,
•рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Содержание

Введение
1. Сущность и функции государственного кредита.
2. Государственный долг. Состав государственного долга.
3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ
Заключение
Список использованных материалов

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

    Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

    Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

    • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
    • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
    • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
    • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

    В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

     3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ

 

     Рост  государственного внутреннего долга  РФ с начала 90-х гг. был особенно стремительным, что связано с кризисом в экономике и финансах, обусловленным перестроечным периодом в развитии страны. Так, например,

  • в 1993 г. сумма государственного долга составила 838 млрд руб. (при верхнем пределе — т.е. максимально возможном размере долга, установленном в законе, — в 10 трлн руб.).
  • в 1994 г. на эти же цели из федерального бюджета было направлено более 48 млрд руб. при верхнем пределе в 88,4 трлн руб.
  • в 1997 г. верхний предел внутреннего долга был установлен в сумме 560 трлн руб.,
  • в 1998 г. — 785,9 млрд руб. (в деноминированных рублях).
  • в 1999 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ был несколько снижен — до 678,3 млрд руб10.

      Рост  государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один — бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой11.

      В связи с этим требуется установление управления государственным долгом.

      Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг12.

      Управление  государственным долгом является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга  может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства13.

      Основная  цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

      Цели  управления внешним долгом:

      1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

      2. политические: поддержание стабильности  функционирования политической  системы;

      3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

      4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего  долга, несвоевременное осуществление  платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое банкротство страны14.

      Цикл  управления государственным  долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.

      Управление  привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования.

      Управление  размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

      - финансовое размещение, когда из  внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

      - бюджетное использование, при  котором привлеченные ресурсы  направляются на финансирование  текущих бюджетных расходов, в  том числе на обслуживание  внешней задолженности. Этот способ  использования привлекаемых с  международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

      - смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются  как на финансирование текущих  бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

      Управление  погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись.

      Методы  управления государственным  долгом включают реструктуризацию и конверсию.

      Основным методом  урегулирования внешнего долга стала  его реструктуризация на максимально  выгодных для России условиях.

      Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течении нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет. До сих пор РФ использовала инструмент реструктуризации долгов только в отношении старого долга СССР как его правопреемница. По обязательствам, принятым до 1.01.91, были согласованы новые сроки возврата. Общая ответственность РФ перед кредиторами вытекает из "Заявления об ответственности по долгам бывшего СССР", подписанного 2.04.93. Оно означало единоличное принятие на себя всех долгов СССР после того, как прежде был согласован иной порядок ответственности - с участием других бывших союзных республик. Этот порядок весьма не благоприятен для РФ: теперь она одна отвечает перед кредиторами по всему огромному долгу СССР15.

      С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие основные моменты:

      1. со стороны кредиторов желателен  отказ от части долгов по  кредитам, полученным СССР. Желательно  также согласовать определенный  пакет долгов, который может на длительный период обслуживаться Россией. Необходимо избежать реструктуризации уже реструктурированных долгов, поскольку это означает неприемлемые затраты для кредиторов. Такой отказ от погашения долга может быть оправдан только тем исторически уникальным переходом от планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия. По остальным видам задолженности, видимо, необходимо заключение соглашения типа MYRA.

      2. по мере необходимости следует  включить в переговоры о реструктуризации долгов вопрос о задолженности, полученной после 1.01.91. Таким образом, речь будет впервые идти о соглашении по долгам РФ (без долгов СССР). При этом следует опираться на условия отсрочки погашения долгов, обычно применяемые Парижским и Лондонским клубами16.

      Однако  реструктуризировать весь долг практически  невозможно.

      Реструктуризация  долга может быть систематизирована  как по институциональному, так и  по техническому принципу.

      В институциональном  плане различают соглашения с Парижским и Лондонским клубами. В Парижском клубе предметом соглашения являются государственные кредиты или кредиты, предоставленные под государственные гарантии. В Лондонском же клубе речь всегда идет о реструктуризации сроков погашения частных кредитов, выданных коммерческими банками.

      Если  обычно периоды консолидации составляли от 1 до 1,5 лет, то в последнее время  в отдельных случаях достигаются  соглашения MYRA, предусматривающие многолетние  периоды консолидации долга.

      Переговорный  процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР- Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1 млрд. долл.).

Информация о работе Государственный кредит