Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Экономическое содержание и функции государственного кредита 4

Государственный кредит как экономическая категория 4

Функции государственного кредита 10

Глава 2. Формы государственного кредита 14

2.1 Формы внутриэкономического государственного кредита 14

Международный государственный кредит 19
Глава 3. Методы погашения государственного кредита 22
Глава 4. Внешний долг России в системе международной задолженности 24
Заключение 31

Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит.rtf

— 269.00 Кб (Скачать)

    Во время холодной войны и противостояния двух систем ведущие державы обоих лагерей выдавали кредиты африканским и арабским странам в целях перетягивания стран с неопределенным политическим будущим в свой лагерь. Советскому Союзу такая политика обошлась почти в 80 миллиардов долларов невозвращенных (и проблематичных в будущем) долгов. Однако такие долги не списываются. Классическим примером могут служить долги царской России, которые большевистское правительство отказалось платить. Настойчивость и последовательная политика в частности французских держателей российских ценных бумаг привела к тому, что через 80 лет правительство совершенно другой России обязалось удовлетворить эти долги.

    Совсем другая картина складывается по внутренним долгам. Никакому правительству стабильного государства не «придет в голову» ущемить интересы подписчиков на облигации или другие формы займов. Однако по разным экономическим причинам, чаще по причине бюджетного дефицита, правительство бывает вынуждено искать другие, нежели немедленная выплата за счет бюджета, способы расчета по государственным долгам.

    Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования. При этом используется метод конверсии займов, метод их консолидации или унификации.

    Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок займа, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Чаще всего величину процента и срок погашения. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четырежды была проведена полная конверсия займов).

    Конверсии бывают добровольные, обязательные и принудительные.

    При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации старого займа на новые, как правило, с более низким процентом. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процента), либо обменять старые облигации на новые, либо не обменивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях.

    При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги.

    При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока. Принудительная конверсия не предусматривает досрочное погашение облигации. Не обмененные в срок облигации аннулируются.

    Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер.

    Чаще всего консолидация займов сопровождается конверсией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом случае возможен и обязательный, и добровольный порядок консолидации.

    Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 4.Внешний долг России в системе международной задолженности. 

    Внешний долг является важнейшей характеристикой экономики долгового типа, имеющей не только экономическое, но и большое геополитическое и социальной значение. Для такой экономики характерно отвлечение значительной части создаваемого богатства на выплаты по обслуживанию внешнего долга.

    Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992 г., когда Россия вступила в МВФ и Всемирный банк и начала переговоры с фондом о кредите поддержки. Кредитное соглашение между МВФ и Россией было подписано еще в марте 1995 г.

    Международные кредиторы часто высказывают серьезные претензии российскому правительству по поводу невыполнения договоренностей, иногда задерживают кредитование.

    Впервые мировое сообщество выразило свою обеспокоенность внешним долгом СССР весной 1991 г. на первом заседании Ученого Совета только что созданного Международного центра исследований экономических реформ. Одним из главных вопросов на этом заседании был следующий: в состоянии ли наша страна выплатит внешний долг или он требует реструктуризации? Вопрос не праздный, так как в сентябре 1991 г. кредитный рейтинг СССР упал с 18 до 111 места. И уже вскоре после этого начались официальные переговоры с западными кредиторами о реструктуризации внешнего долга.

    Стратегия предоставления заемных средств той или иной стране как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и затем уже гуманными. Исключением можно считать лишь несколько стран, которые, руководствуясь именно гуманными соображениями, периодически направляют на оказание помощи развивающимся странам до 1 % ВВП (в последние годы это носится к Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Финляндии и Канаде).

    Также во все эпохи существовали геостратегические и геополитические государства. К первым всегда относились высокоразвитые страны, движимые мотивами и обладающие способностью полководческого восприятия мира с целью оказания влияния за пределами собственных границ. Лидером по объему внешнего долга на протяжении последующих десятилетий являются США -- почти 0,7 трлн. долл., хотя это и не соответствует состоянию их экономики. Скорее всего, это является наглядным примером того, как хорошо (если по-умному) можно жить в долг. В страну - должника США, превратились в 1985 г.,   когда иностранные активы в этой стране, превысили ее   активы за рубежом, и нетто-дебиторская позиция достигла 200 млрд. долл. На 1 января 1995 г. Россия занимала пятое место (108,6 млрд. долл.), пропустив вперед Германию, Бразилию и Мексику. Всего в орбиту мирового долга было вовлечено на тот момент (как, собственно, и сейчас) более 200 стран, которые в обшей сложности «были должны» почти 3 трлн. долл. Это, конечно, абсолютная цифра, которая при соответствующих взаимозачетах может оказаться значительно меньше.

    К началу 80-х годов многие страны из числа развивающихся испытывали трудности при выполнении своих обязательств. По настоящему долговой кризис разразился в 1982 г., когда Мексика заявила, что не в состоянии больше обслуживать свой иностранный долг.

    Крупные страны со средним доходом по большей части имели задолженность перед основными коммерческими банками. На первых порах подлинную озабоченность вызвал тот факт, что невыполнение условий кредитных соглашений подорвет международную банковскую систему, поскольку сумма задолженности часто превышала капитальную базу многих из этих частных учреждений.

    Финансовое сообщество на этой стадии еще было уверено, что долговой кризис является следствием проблем краткосрочной ликвидности, а отсюда продление периодов погашения вместе с перестройкой денежной и макроэкономической систем будет достаточным для того, чтобы вернуть бедствующим странам международную кредитоспособность и финансировать в дальнейшем их экономический рост. В центре внимания были крупные страны со средним доходом, такие, как Бразилия и Мексика, поскольку они представляли наибольшую угрозу для мировой финансовой системы.

    Что же касается внешнего долга России, то мы рассмотрим некоторые основные параметры ее долга.

    Для того чтобы определить возможности России по обслуживанию ее внешней задолженности, необходимо сначала сравнить ее параметры с аналогичными параметрами других стран и понять, какую позицию занимает наша страна в мире. Основные параметры внешнего долга страны включают в себя общую сумму внешнего долга и его сумму в расчете на душу населения, темпы прироста и индексы роста указанных показателей; внешний долг в процентах к ВВП и экспорту и расходы по его обслуживанию, включая процентные платежи; официальные международные резервы в процентах к внешнему долгу.

    Внешний долг бывшего СССР, унаследованный Российской Федерацией, превышал 90 млрд. долл., при этом советский долг был в основном средне- и краткосрочным. В 1991-92 гг. Российская Федерация начала переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. В результате реструктуризации временная структура государственного внешнего долга существенно улучшилась. По состоянию на начало 1998 г. в течение ближайших 5 лет погашалось лишь около 20% внешнего долга. Проблему в случае внешнего долга России представлял не платежный график, а избыточный объем долга.

    Доля нового долга РФ во внешнем долге последовательно увеличивалась в результате новых внешних заимствований. Особенно резко доля долга РФ и весь внешний долг увеличились в 1998 г., когда из-за высоких процентных ставок на внутреннем рынке правительство проводило политику замещения внутреннего долга внешним. За 1998 г. внешний долг вырос более чем на 20 млрд. долларов, в том числе за счет размещения Еврооблигаций на рынке, конвертации части ГКО в Еврооблигации, и заимствований у МФО. На 1 января 2000 г. долг РФ составлял приблизительно 1/3 всего внешнего долга, при этом доля Еврооблигаций выросла до 10% от величины внешнего долга.

    В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базового . соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.

    Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд., перед Венгрией -- 480 млн., Республикой Корея -- 170 млн., Болгарией -- 100 млн., Польшей -- 20 млн. долл. Неурегулированы пока вопросы с некоторыми странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом.

    Сам факт вступления России в Парижский клуб -- явление для нас и для Запада положительное. Во-первых,  мы добились фиксации курса рубля по задолженности на  уровне тогдашнего официального курса -- 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась  решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности осуществлять в отношении стран- должников разработанные им программы. Теперь миссии  МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят  перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности.

    В январе 1999 г. кредиторы Лондонского клуба проголосовали за резервирование права на акселерацию  выплат по российскому внешнему долгу, т.е. против  акселерации как таковой, что означает возможность начала переговоров о дальнейшей реструктуризации российского внешнего долга.                        

     Финансовый кризис августа 1998 г. практически разрушил системообращающиеся финансово-банковские  структуры России, многократно девальвировал национальную валюту. Способы финансирования бюджетного дефицита напрямую связаны с вопросом образования государственного долга. Поэтому далее будут рассмотрены вопросы образования государственного долга  и способы его покрытия. 

    Согласно прогнозам Минфина, динамика выплат внешних задолженностей должна быть такова: в 2003 г.  долг составит 123,5млрд. долл., в 2004г. -- 126,8млрд.  долл., к началу 2005 г. он сократится до 122,7 млрд.долл., к началу 2006 г. объем внешнего долга за счет выплат России должен сократиться до 113,3 млрд. долл.

    При этом, отмечают представители Минфина, государственный внутренний долг будет возрастать за счет  привлечения внутренних заимствований для выплаты  внешних задолженностей. В настоящее время государственный внутренний долг составляет 21,4 млрд. долл. К  2004 г. он увеличится до 25,7 млрд. долл., к 2005 г. -- до 29,5 млрд. долл., к 2006 г. он составит 34,4 млрд. долл.

    По информации Минфина, объем погашения всех  задолженностей в 2004-2005 гг. составит 29,3 млрд. долл., из которых на выплату внешних долгов пойдет 18,9 млрд.,  долл. При этом объем внутреннего долга в 2004-2005 гг.  будет возрастать до 1 трлн. руб. к началу 2005 г. и 1 трлн.  200 млрд. руб. к началу 2006 г.

    Выход из сложившейся ситуации возможен, видимо, только в случае жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной политики государства. Указанные ориентиры должны включать:

Информация о работе Государственный кредит