Государственный кредит В РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить государственный кредит в РФ.
Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
1) описать сущность, значение и формы государственного кредита;
2) описать сущность государственных займов как источника дополнительного привлечения денежных средств государством. Привести классификацию государственных займов;
3) описать сущность государственного долга. Дать характеристику понятию управления государственным долгом, указать методы управления им;
4) описать виды государственных ценных бумаг РФ;
5) описать государственный долг России и выявить проблемы его погашения текущего года.

Содержание

Введение 3
1 Государственный кредит, его сущность и формы 5
2 Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов 13
3 Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им 18
4 Государственные ценные бумаги РФ, их виды 24
5 Государственный долг России и проблемы его погашения текущего года 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит. Государственный кредит.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     - средняя стоимость коммерческого  кредита всегда ниже средней  ставки банковского процента  на данный период времени;

     - при юридическом оформлении сделки  между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы. 

     В современных условиях на практике применяются  в основном три разновидности  коммерческого кредита:

     - кредит с фиксированным сроком погашения;

     - кредит с возвратом лишь после  фактической реализации заемщиком  поставленных в рассрочку товаров;

     - кредитование по открытому счету,  когда поставка следующей партии  товаров на условиях коммерческого  кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке.

     3) Потребительский кредит.

     Главный отличительный его признак —  целевая форма кредитования физических лиц. В роли кредитора могут выступать  как специализированные кредитные  организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т. п., в товарной -  в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа. В России только получает распространение, ограниченно используется при кредитовании под залог недвижимости (чаще всего - жилья). В зарубежной же практике потребительский кредит охватывает все слои трудоспособного населения, в основном через различные системы кредитных карточек.

     4) Государственный кредит.

     Основной  признак этой формы кредита —  непременное участие государства  в лице органов исполнительной власти различных уровней.

     Осуществляя функции кредитора, государство  через центральный банк производит кредитование:

     - конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность  в финансовых ресурсах, если возможности  бюджетного финансирования уже  исчерпаны, а ссуды коммерческих  банков не могут быть привлечены  в силу действия факторов конъюнктурного характера;

     - коммерческих банков в процессе  аукционной или прямой продажи  кредитных ресурсов на рынке  межбанковских кредитов.

     В роли заемщика государство выступает  в процессе размещения государственных  займов или при осуществлении  операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг.

     Основной  формой кредитных отношений при  государственном кредите являются такие отношения, при которых  государство выступает заемщиком  средств.

     5)  Международный кредит.

     Рассматривается как совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых могут выступать межнациональные финансово- кредитные институты (МВФ, МБРР и др.), правительства соответствующих государств и отдельные юридические лица, включая кредитные организации. В отношениях с участием государств в целом и международных институтов всегда выступает в денежной форме, во внешнеторговой деятельности — и в товарной (как разновидность коммерческого кредита импортеру). Классифицируется по нескольким базовым признакам:

     - по характеру кредитов — межгосударственный, частный;

     - по форме — государственный,  банковский, коммерческий;

     - по месту в системе внешней  торговли — кредитование экспорта, кредитование импорта.

     Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.

     6) Ростовщический кредит.

     Специфическая форма кредита. В зарубежных источниках  рассматривается лишь в историческом плане, но в современных российских условиях получил определенное распространение. Как совокупность кредитных отношений для большинства стран в настоящее время имеет однозначно нелегальный характер, т.е. прямо запрещенных действующим законодательством.

     На практике ростовщический кредит реализуется путем выдачи ссуд физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, не имеющими соответствующей лицензии от центрального банка. Характеризуется сверхвысокими ставками ссудного процента (до 120—180% по ссудам, выдаваемым в конвертируемой валюте) и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика. По мере развития инфраструктуры национальной кредитной системы и обеспечения доступности кредитных ресурсов для всех категорий потенциальных заемщиков ростовщический кредит исчезает с рынка ссудных капиталов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Государственные займы как источник  дополнительного привлечения денежных  средств государством. Виды государственных  займов 

     Для выполнения своих функций и обеспечения  устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы.

     В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный  заем — передача в собственность  Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов. 

     Кредит  также используется в сфере межбюджетных отношений. 

     Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды. 

     Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. 

     Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов. 

     Результат государственных займов - появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним. 
 

     Внутренний  государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга. 

     Центральные банки приобретают государственные  ценные бумаги на вторичном рынке  и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег. 

     Почему  монетизируется именно государственный  долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения  делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов". 

     Проценты  по государственным займам выступают  макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности. 
 
 

     Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

     Поэтому накапливание государственного долга  — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет  за его счет. 

     Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

     Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств. 

     Аресту  могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства. 

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.  

     Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).  

     В целом государственные займы  могут быть классифицированы по следующим признакам. По срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (свыше пята лет до тридцати лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. По субъектам эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: реализуемые только среди населения; реализуемые только среди юридических лиц; реализуемые среди юридических лиц и населения.  

     По  форме выплаты доходов займы  могут делиться на: 

     1) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

     2) выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей; 

     3) беспроигрышные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется. 

     Займы также могут делиться по методам  размещения на добровольные, размещаемые  по подписке, и принудительные. В настоящее время в РФ используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3 Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным  долгом, методы управления им 

     Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. 

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

     Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

     1) кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

     2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

Информация о работе Государственный кредит В РФ