Государственный кредит: сущность, формы, причины применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита
1.1. Сущность и значение государственного кредита
1.2. Функции государственного кредита
1.3. Формы государственного кредита
2. Государственный кредит в России в современных условиях
2.1. Основные тенденции развития государственного кредита в России
3. Проблемы и пути решения государственного кредита
3.1.Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации.
3.2. Пути решения проблем государственного долга России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит сущность, формы, причины применения.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

 

             3.2. Пути решения проблем государственного долга России.

При  обсуждении  проблемы  оптимизации  государственного  долга  России ведущими  экономистами  страны  предлагается  несколько  путей  ее  решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия  решения  должен учитывать не только экономические, но и  политические  последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.

Возможности России по погашению долгов имеют два  главных  ограничения:

первичный профицит федерального бюджета и положительное  сальдо  по  текущим операциям. Если возможностей по  сокращению  долгового  бремени  России более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по  долгам  –  использовать золотовалютные резервы и стабилизационного фонда.

Сокращение размеров государственного долга необходимо. Согласно

рекомендациям   ряда   экономистов,   политика   в   сфере   государственных

заимствований, нацеленная на сокращение долгов должна реализоваться  в  трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом  и переговоры с внешними кредиторами о снижении долгового бремени.

Первая и обязательная  задача  –  ревизия  всех  внутренних  источников

поступления или экономии валютных  средств,  усиление  контроля  за  вывозом капитала:

      бороться с коррупцией и сокращать абсолютные  характеристики  «бегства капитала»;

      содействовать  ускорению  темпов  накопления  национального  капитала;

      поскольку  внешние  займы  ведут  к   экономической   зависимости   от кредиторов;

      стимулировать  экономический  рост,  усиливая  роль   государства   в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.

    Второе направление деятельности – рыночное управление  внешним  долгом.

          За годы реформ в  результате  ряда  реструктуризаций  задолженность  бывшего СССР переоформлена  в  активно  торгуемый  рыночный  инструмент  с  развитой депозитарно-расчетной системой, более  трети  вновь  возникшего  российского долга также относятся к  традиционным  рыночным  активам  –  еврооблигациям.

Третьей задачей государства является упорядочение отношений с  внешними кредиторами и установление  новых  графиков  платежей  по  долгам  с  учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе,  именно  в этом  и  состояла  основная  цель  политики,  проводимой  в  последние  годы правительством РФ в области управления внешней задолженностью.

Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных  условий

урегулирования внешнего  долга  является создание убедительной  программы действий,  ориентированной  на  продолжение рыночных реформ   в   России, улучшение инвестиционного климата,  укрепление демократических  институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению  платежеспособности страны на базе возобновления экономического  роста  как  условия  укрепления доверия кредиторов и инвесторов. Программа должна состоять из двух ключевых частей:

1.      Перспективный бюджет, в котором  на период как минимум три года         предусматривался бы первичный профицит не менее  3-4%  ВВП. Такой         бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства         рассчитываться по долгам.

2.      План структурных  реформ,  включающий меры по улучшению         инвестиционного  климата,  реструктуризации  предприятий,  а   также         реформы  в  социальной  сфере,   которые   позволили   бы   повысить        эффективность   использования   инвестируемых   средств,   уменьшить         обязательства государства и тем самым создать  реальные  предпосылки         для снижения налогов и повышения деловой активности.

 

Путем решение сокращение внешнего долга может быть выплата из Стабилизационного фонда.


Проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” и проектом федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации” предполагается аккумулирование в Стабилизационном фонде средств финансового резерва и суммы превышения доходов над расходами по результатам исполнения федерального бюджета.

Рис.3 Рост золотовалютных резервов и Стабфонда.


Опыт ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла и др.) показывает, что правительства государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта и подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в неблагоприятные периоды или после истощения природных ископаемых.

Существующие в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет “избыточных” (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа:

      стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);

      фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);

      бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

         Первые два типа фондов связаны с аккумулированием тем или иным образом части доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается в целях создания фондов: непосредственно стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа - Новая Гвинея).

           Последний тип фондов служит для аккумулирования доходов в годы профицита государственного бюджета, а также доходов от дополнительных источников (например, доходов от приватизации). Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

Данные подтверждают, что такой рост стабилизационного фонда экономически не оправдан, так как он не идет на развитие экономики страны, но использование часть средств даст возможность погасить внешний долг, и тем самым уменьшить бремя на бюджет страны.

Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:

      обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

      повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

      для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);

      расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

      перейти при реализации государственных ценных  о официального курса к рыночному, определяемому  на основе реального спроса на фондовые ценности;

      осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;

      отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.


Заключение

 

В заключительной части хотелось бы коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.

Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.

В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.

Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.


Список литературы

 

1.                  Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2.                  Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.

3.                  Деменцев В.В. "Внешний долг России в системе международной задолженности". ж. "Финансы" №12 - 2008г.

4.                  Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.

5.                  Карташов A. B. Некоторые правовые аспекты стабилизационного фонда // Сборник докладов международной научно-практической конференции "Финансовое право в XXI веке". МГЮА.М., 2007.0,3 печ. л

6.                  Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008. № 9.0, 59 печ. л.

7.                  Карташов A. B. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. № 10.0,57 печ. л.

8.                  Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы // Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). МГЮА.М., 2009 (в печати).0,31 печ. л.

9.                  "Общая теория денег и кредита" Под редакцией профессора Е.Ф. Жукова 2007

10.             "Финансы, денежное обращение и кредит", А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, 2006 г.

11.             "Экономика" Под редакцией доктора экономических наук профессора А.С. Булатова 2008 г.


Приложения

 

Таблица 1. Внешний долг Российской Федерации в январе - марте 2007 года (перед нерезидентами) (млрд. долларов США)

 

1 января 2007 г.

1 апреля 2007 г.

Всего

309,7

339,3

 

Органы государственного управления

44,7

43,3

 

Федеральные органы управления

43,2

41,8

 

Новый российский долг

33,8

33,0

 

кредиты международных финансовых организаций

5,4

5,3

 

МБРР

4,8

4,6

 

прочие

0,7

0,7

 

прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов)

2,6

2,4

 

ценные бумаги в иностранной валюте

25,0

24,2

 

еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО

4,7

4,7

 

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов

19,3

18,6

 

ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.

1,0

1,0

 

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

0,5

0,7

 

прочая задолженность

0,3

0,3

 

Долг бывшего СССР

9,4

8,9

 

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

0,6

0,1

 

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1,9

1,9

 

задолженность перед прочими официальными кредиторами1

3,3

3,3

 

ОВГВЗ - III, IV, V транши

2,1

2,0

 

прочая задолженность

1,6

1,6

 

Субъекты Российской Федерации

1,5

1,5

 

кредиты

1,0

1,0

 

ценные бумаги в российских рублях

0,5

0,5

Органы денежно-кредитного регулирования

3,9

1,0

 

кредиты

3,0

0,0

 

наличная национальная валюта и депозиты

0,9

1,0

Банки (без участия в капитале) 2

101,2

110,4

 

долговые обязательства перед прямыми инвесторами

0,4

0,4

 

кредиты

67,8

74,4

 

текущие счета и депозиты

27,8

29,3

 

долговые ценные бумаги

3,3

3,7

 

прочая задолженность

1,9

2,7

Прочие секторы (без участия в капитале)

159,9

184,5

 

долговые обязательства перед прямыми инвесторами

21,1

28,6

 

кредиты

116,7

134,4

 

долговые ценные бумаги3

18,7

18,1

 

задолженность по финансовому лизингу

2,8

3,1

 

прочая задолженность

0,4

0,3

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения