Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:31, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 4
1.1 Сущность государственного кредита 4
1.2 Формы и методы государственного кредита 5
Глава 2. Государственный долг 10
2.1 Понятие государственного долга в рыночной экономике 10
2.2 Внешний государственный долг 12
2.3 Управление государственным долгом в Республике Казахстан 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Управление государственным долгом включает в себя:

1. Ежегодную оценку состояния  и прогноза на предстоящий  десятилетний период государственного  и гарантированного государством  заимствования и долга с определением  в ней показателей, в соответствии  с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Подготовка этого документа осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала;

2. Определение Министерством финансов  Республики Казахстан объемов,  форм и условий заимствования  Правительством Республики Казахстан  лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального банка Республики Казахстан эти процедуры осуществляются Национальным банком Республики Казахстан;

3. Регистрацию Министерством финансов  Республики Казахстан займов  Национального банка Республики  Казахстан, Правительства и местных  исполнительных органов Республики  Казахстан, контроль и мониторинг  условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений;

4. Осуществляемые Министерством  финансов Республики Казахстан  контроль и мониторинг получения,  погашения и обслуживания займов  Правительства Республики Казахстан  и местных исполнительных органов;

5. Подготовку и реализацию мероприятий  по оптимизации структуры долга,  в том числе по государственным  ценным бумагам, по реструктуризации  государственного долга, управлению  рисками государственного заимствования. 

Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования. Погашение долга - возврат (амортизация) заемщиком полученных сумм займа в установленном договорами (соглашениями) с кредиторами (заимодателями) порядке, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств[9].

Управление государственным долгом включает также такие методы: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга. Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы. Конверсией называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

Консолидацией является изменение  первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением. Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом. Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа. Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки.

Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене  политического режима в стране и  непризнании нового правительства  выполнять прежние обязательства  по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства. Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно, например конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т.д. В числе мер по оздоровлению финансов, в том числе снижению темпов роста государственного долга, возможна реализация части государственной собственности, то есть отказ от части активов путем продажи частному сектору; это снижает нагрузку, которую несет государство по поддержанию малоэффективной собственности[10].

Развитие национальной экономики  невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения  передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в  аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата суммы основного долга и процентов требует в данном случае передачи части реального продукта в распоряжение других стран.

Увеличение значительного внешнего долга могут вызвать долговременные отрицательные экономические последствия, связанные с изменением курса  национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  государственный кредит и государственный  долг. Конечно, в пределах одной работы невозможно рассмотреть все аспекты  данных понятий.

В заключение хотелось бы сделать несколько выводов.

Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

Как финансовая категория, государственный кредит выполняет функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. 
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:  Рефинансирование. Налогообложение. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект. Но такие действия правительства вызовут негативные последствия:

а) увеличение неравенства в доходах, так как имеются разные группы населения по величине доходов. И  поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.

б) процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы  к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

 в) эффект вытеснения. Предположив,  что экономика функционирует  при полной занятости и бюджет сбалансирован, то в случае, если правительство увеличивает расходы, по кривой производственных возможностей экономика сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.

 

Список использованной литературы

 

  1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник. – Алматы:, 2001.
  2. Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. – Алматы: РИК, 2001г.
  3. Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб и доп. / Под. ред. д-ра. экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.
  5. Бюджетный кодекс Республики Казахстан
  6. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт – Петербург. 2002 год.
  7. Жарекешева А.Х. Бюджет и социальная сфера// Экономика Казахстана. – 2003. - №1.
  8. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
  9. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П.  Финансы. Деньги. Кредит и Банки. Изд-во «Знание», Санкт – Петербург, 2002
  10. Омирбаев С.М. Финансы: Учебное пособие для вузов. – Астана: 2003г. С 21-29

 

 

 

 


Информация о работе Государственный кредит и государственный долг