Государственный кредит и государственный долг. Казначейская система исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:41, лекция

Описание работы

Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит и государственный долг. Казначейская система исполнения бюджета..doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Государственный кредит и государственный долг. Казначейская система исполнения бюджета.

Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита.

Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция  государственного кредита позволяет  перераспределить финансовые ресурсы  в соответствии с потребностями  развития экономики в целом и  необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью дано функции происходит образование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция  государственного кредита проявляется  в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге на финансовую политику.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

Отношения в сфере  государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и  волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных  ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Принцип возмездности означает уплату вознаграждения за пользование  кредитными ресурсами, которое, как  правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов  государственных займов предполагает и иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения).

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита  средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.

Принцип срочности  предполагает, что по истечении срока, на который был представлен государственный  кредит, он должен быть возвращен.

Принцип возвратности означает, что денежно-кредитные  средства должны быть возвращены, а  экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку  возврата ссуды. 

Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями, т.к. образование государственного долга является экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений.

Под государственным  долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами.

Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный государственный  долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.

Текущий государственный  долг - расходы по выплате доходов  кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга  и процентов по нему, а также  штрафов и иных платежей, связанных  с несвоевременным возвратом  долга.

Выделяют определенные методы управления государственным  долгом:

- новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;

- конверсия - изменение  размера доходности займа, т.е.  увеличение или снижение процентной  ставки дохода, выплачиваемого государством  своим кредиторам;

- консолидация - увеличение  срока действия уже выпущенных  займов;

- унификация - объединение  нескольких займов в один, когда  облигации ранее выпущенных займов  обмениваются на облигации нового  займа;

- отсрочка погашения  займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

- аннулирование - полный  отказ государства от своих  обязательств.    

Исполнение  бюджета — одна из стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.

Структура Фед.Казначейства

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную  по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.

Первый уровень - Главное  управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный  учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением  средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень - управления Федерального казначейства (УФК по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам  Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решении формировании доходной и расходной частей федерального бюджета

Третий уровень - отделения  Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов  районного подчинения) (ОФК). Они  формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

Задачи и функции  органов Федерального казначейства:

1) организация работ  и контроль за исполнением  бюджетов

2) управление средствами  на счетах фед.казначейств

3) осуществление краткосрочного  прогнозирования гос.фин.ресурсов

4) оперативное управление  этими ресурсами

5) сбор, обработка,  анализ информации о составе  гос.финансов

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг. Казначейская система исполнения бюджета