Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:41, лекция
Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом
Государственный кредит и государственный долг. Казначейская система исполнения бюджета.
Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита.
Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Распределительная функция
государственного кредита позволяет
перераспределить финансовые ресурсы
в соответствии с потребностями
развития экономики в целом и
необходимостью поддержки какого-либо
направления социально-
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге на финансовую политику.
Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.
Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.
Принцип возмездности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает и иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения).
Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.
Принцип срочности
предполагает, что по истечении срока,
на который был представлен
Принцип возвратности
означает, что денежно-кредитные
средства должны быть возвращены, а
экономической основой возврата
служат непрерывность кругооборота
средств и их наличие к сроку
возврата ссуды.
Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями, т.к. образование государственного долга является экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений.
Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами.
Государственный долг делится на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.
Текущий государственный долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.
Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Выделяют определенные методы управления государственным долгом:
- новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;
- конверсия - изменение
размера доходности займа, т.е.
- консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
- унификация - объединение
нескольких займов в один, когда
облигации ранее выпущенных
- отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
- аннулирование - полный
отказ государства от своих
обязательств.
Исполнение бюджета — одна из стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.
Структура Фед.Казначейства
Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.
Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.
Второй уровень - управления Федерального казначейства (УФК по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решении формировании доходной и расходной частей федерального бюджета
Третий уровень - отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.
Задачи и функции органов Федерального казначейства:
1) организация работ и контроль за исполнением бюджетов
2) управление средствами на счетах фед.казначейств
3) осуществление краткосрочного
прогнозирования гос.фин.
4) оперативное управление этими ресурсами
5) сбор, обработка, анализ информации о составе гос.финансов