Государственный финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики 4
1.1 Содержание и функции финансового контроля 4
1.2 Значение финансового контроля 6
1.3 Новые тенденции в финансовом контроле, появившиеся при переходе к рыночной экономике 8

2. Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы 10
2.1. Виды финансового контроля 13

2.2. Формы проведения финансового контроля 14

2.3. Методы проведения финансового контроля 15

3 Государственный финансовый контроль в РФ 17

3.1 Органы государственного финансового контроля 17
3.2 Деятельность Счетной Палаты Российской Федерации 22
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области 26
3.4 Аудиторский финансовый контроль 27
Заключение 33

Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Информация  о ходе исполнения федерального бюджета  обрабатывается постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об исполнении федерального бюджета текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой.

     После завершения финансового года Счетная  палата начинает подготовку к упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной  документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии — на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.

     В структуре Счетной палаты функционирует  специальная аудиторская служба, осуществляющая контроль за доходами от управления и распоряжения государственной  собственностью, за эффективностью и  целесообразностью ее использования.

     Объектами контроля за использованием федеральной  собственности являются прежде всего  государственные предприятия и  учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия  Российской Федерации, федеральная  недвижимость и зарубежная собственность.

     По  закону деятельность Счётной Палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

     3.3 Контрольно-счетная  палата Челябинской  области

 

     Контрольно-счетная  палата Челябинской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым законодательным (представительным) органом области. Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных и валютных фондов, за расходованием иных финансовых ресурсов области.

     Для решения задач, определенных действующим  законодательством, контрольно-счетная  палата обладает организационной и  функциональной независимостью.

     Контрольно-счетная  палата является юридическим лицом.

     Контрольно-счетная  палата состоит из председателя, заместителя  председателя, аудиторов контрольно-счетной  палаты.

     Структура контрольно-счетной палаты утверждается законодательным (представительным) органом  области.

     Председатель, заместитель председателя контрольно-счетной палаты назначаются на должность законодательным (представительным) органом области по согласованию с Губернатором области сроком на 5 лет.

     Аудиторы  контрольно-счетной палаты назначаются  на должность законодательным (представительным) органом области по представлению председателя контрольно-счетной палаты сроком на 5 лет.

     Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетной палаты не могут  быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа области и представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

     Финансирование  контрольно-счетной палаты области осуществляется за счет средств областного бюджета.

     Правовое  положение контрольно-счетной палаты области, полномочия, порядок ее деятельности определяются Уставом и законом  области.

     3.4 Аудиторский финансовый контроль

 

     Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в РФ в конце 80-х годов, когда было принято постановление правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.

     Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить  как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

     Основные  задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и  финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

     Все услуги аудиторских организаций  платные. Как правило, отношения  аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

     Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законом РФ от 7 августа 2001 г 119-ФЗ «об аудиторской деятельности».

     Обязательной  аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

     Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением  муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.

     Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

     Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

  • Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
  • Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
  • Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
  • Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

     Выделяются  два вида аудита – внешний и  внутрифирменный.

     Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной  аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

     Внутрифирменный аудит направлен на повышение  эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.

     Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с  государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.

     Для достижения поставленных задач и  целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и  ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверка правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

     В целом область аудиторских услуг  весьма значительна. К ней можно  отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.

     Из  перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.

     Можно выделить несколько этапов аудиторской  проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.

     Выполняя  предусмотренные программой аудиторские  процедуры, профессионалы проверяют  полноту отражения важнейших  хозяйственных операций в бухгалтерском  учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ